«Я стесняюсь ходить на собеседования»: как не остаться без работы из-за своих страхов

«Да зачем оно нужно, лучше бы прислали тестовое, я бы сразу показал, что умею», — думают некоторые соискатели. Потому что стесняются, не знают, как вести себя на собеседовании. В итоге — просто сливаются. Мы поговорили с психологом и узнали, что делать в таком случае, как получить желаемую работу, даже если вы стесняетесь собеседований и всегда их игнорировали. Возможно, даже втянетесь в это дело.

«Я стесняюсь ходить на собеседования»: как не остаться без работы из-за своих страхов

Откуда берется стеснительность?

Ещё в ХХ веке было распространённым поведение, которое можно охарактеризовать словами «Не высовывайся, ты ничем не лучше других». Многие наши родители были воспитаны под лозунгом «Скромность украшает». Если посмотреть ещё глубже, то не привлекать к себе внимания было ещё и способом поведения, который как бы обеспечивал безопасность. За нестандартность мышления, яркость и дерзость можно было пострадать. Поэтому поведение усвоенное бабушками-дедушками и родителями бессознательно усваивалось. Но в наш «век нарциссизма» выигрывают те, кто лучше может себя показать. Поэтому стеснительность перестала быть полезной и даже начала вредить. А значит, нужно найти более эффективную стратегию поведения.

Также причиной стеснительности является тревожность. Тревога отнимает много моральных и физических сил, и на реальные действия сил уже не остаётся.

Чтобы понять в чём причина именно вашей стеснительности, почему вам трудно взаимодействовать с людьми, ходить на собеседования, можно пройти тест Спилберга-Ханина на уровень тревожности.

Как бороться со стеснительностью?

Если тревожность является личностной характеристикой, лучше обратиться к психотерапевту и работать над изменением не только поведения, но и изменением структуры личности. Это длительная работа. Эффективно с тревогой помогает справиться когнитивно-поведенческая терапия. Иногда в союзе с терапией необходимо принимать антидепрессанты, которые прописывает специалист на основе симптомов.

Если вы не готовы идти к психотерапевту, попробуйте самостоятельно менять своё поведение. Пробуйте новые стратегии и отмечайте свою реакцию. Например, если вы раньше всегда отвечали на вопросы кратко, попробуйте сделать свои ответы более развёрнутыми. Главное — не сравнивайте себя с другими.

Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это вы сейчас.

З. Фрейд, Психолог, психоаналитик

Почему общаться по видеозвонкам некоторым людям тяжелее, чем вживую, и что с этим делать?

С одной стороны, скайп, дискорд и зум упрощают взаимодействие — не обязательно ходить в офис на планёрки, можно работать с заграничными компаниями. С другой стороны — дискомфорт при общении в таком формате. Сначала всем было сложно перейти на общение онлайн, потому что это непривычно. Теперь многие к этому привыкли, но некоторые люди не могут адаптироваться и испытывают сильный стресс при каждом видеозвонке.

Главная причина дискомфорта — минимум невербальной информации. Вы не чувствуете расположение в пространстве, запахи, возможность перемещения во время разговора, изменения позы по отношению к разным собеседникам. Эта информация помогает лучше сориентироваться в происходящем разговоре. В видеозвонке эти моменты отсутствуют.

Кроме того, в видеозвонке видно себя. А в живом разговоре мы смотрим только на собеседника. И когда мы смотрим на себя, это вызывает дополнительные эмоции, которые могут мешать продуктивному общению.

Но, как любой, навык онлайн-общение можно тренировать:

  • Больше общайтесь по видеосвязи с людьми, которые вас одобряют.Так вы привыкнете к тому, что в диалоге на вас смотрит ваше же изображение.
  • Запишите несколько видео, в которых вы говорите на тему работы. И посмотрите их. Вы научитесь проговаривать важные термины и мысли, и таким образом натренируетесь общаться на собеседованиях. Заодно привыкнете к тому, как вы выглядите на экране.
  • Можете глядя в зеркало проговаривать вслух аффирмации: «Я люблю свое лицо. Мне нравится как я выгляжу. Когда я говорю на серьезные темы, я себе нравлюсь.» Это нужно сделать несколько раз. Важно говорить и смотреть на себя. Даже если вы чувствуете сопротивление, нужно продолжить и делать это регулярно. И через какое-то время ваш мозг поверит в эти утверждения. И вам станет комфортно видеть себя на экране.

Несколько техник для приведения себя в норму перед собеседованием или важным разговором

Хорошо работает метод успокаивающего дыхания. Только важно дышать правильно: сначала попробуйте услышать, как вы дышите. Ощутите, насколько глубоко, часто, носом или ртом, грудью или животом. Отметьте это. После — делайте глубокий вдох носом, да так, чтобы набрать полный живот воздуха. А потом выдохните ртом. Но выдохните в 4 раза медленней, чем вдыхали. Сделайте так несколько раз.

Когда мы позволяем себе шумно и глубоко дышать, наш мозг воспринимает окружающую среду как безопасную. Снижается уровень гормонов стресса и мы успокаиваемся.

Другой способ — приложить на несколько минут ладонь ко лбу и почувствовать температуру кожи, вес своей руки и соприкосновение ладони с головой. Позвольте себе несколько минут побыть в этих ощущениях.

Затем приложите руку к груди и также почувствуйте соприкосновение, своё дыхание и вес руки, ритм сердца. Побудьте в этом состоянии.

И, наконец, приложите руку к животу ниже пупка. И также прочувствуйте контакт с собой.

Такой метод помогает хорошо расслабиться и «заземлиться», избавиться от навязчивых мыслей, переключиться на ощущения, обратить на себя внимание. Организм очень восприимчив и благодарен за такое внимание.

Страшно задавать вопросы про зарплату, условия работы, отпуск, график. Что с этим делать?

Зарплата, отпуск, график, обязанности — это вопросы, которые касаются ваших ценностей и границ. Посмотрите, как вы устанавливаете границы с близкими и друзьями и, если у вас это хорошо получается, попробуйте перенести способность на общение с работодателем.

Ответьте сами себе на вопросы ниже. Тренируйтесь, пока не сумеете чётко выражать свою мысль, говорить, чего вы хотите. Представьте себя актёром, который учит роль.

  • Как вы сами считаете, чего вы достойны? Почему?
  • Не обесцениваете ли вы себя? Не переоцениваете ли?
  • Наверняка, вы найдете неприятные ситуации из периода школьного обучения. Порассуждайте, почему так произошло, как можно было этого избежать или выкрутиться из ситуации.
  • Подумайте, как бы вам хотелось обсуждать важные для вас вопросы.
  • Напишите себе лист своих пожеланий относительно рабочих рамок и прочитайте его вслух несколько раз.
  • Представьте, что вы будете чувствовать, когда вам удастся получить желаемые условия, какие чувства испытаете.

Как не накручивать себя после собеседования, если обратную связь дали не сразу?

Чтобы не накручивать себя, выписывайте все свои мысли, которые приходят в голову после собеседования. Сделайте 2 колонки. В первой пишите все тревожные мысли. А во второй отвечайте на вопрос «Почему это так». Делайте это, пока не надоест. После подумайте о том, что любите делать. И сделайте.

Есть и другая техника: выделите на переживания 30 минут в день, а в остальное время не думайте. За 30 минут вы можете выписать все свои переживания, просто подумать, нервничать изо всех сил. Но, когда полчаса закончатся, заканчивайте переживать. Следующие полчаса на переживания — только завтра, желательно в то же время.

Почему даже если я уверен в своих силах, я испытываю страх и волнение?

Свойство здоровой психики — критичность. Немного волноваться это нормально.

Чтобы волнение и страх не становились слишком сильными, вспомните о том, что у вас уже получилось хорошо. Вернитесь к этой ситуации и проживите ее заново. Отметьте свои эмоции в ситуации успеха. Запомните их. Обратите внимание на ощущения в теле.

Бутырина Елена Николаевна
Психолог, психотерапевт
44
14 комментариев

Страх возникает потому что собеседование — не ежедневная задача (да еще и в которой тебя постоянно оценивают на предмет "годишься или нет"). Всё это решатся только практикой, набиванием шишек и прочим. Да, анализировать можно, но лучше увеличивать количество этих самых собеседований, и в какой-то момент к процессу подходишь максимально просто

7

Фраза "скромность украшает человека" вообще не имеет никакого отношения к данной теме.

Скромность-умение держать себя в рамках, соблюдение правил приличия, порядочность и степенность по отношению к другим людям.

То есть скромный человек не придет на работу в серьгах с драгоценными камнями стоимостью в квартиру, ипотеку за которую выплачивает коллега/руководитель и т.д.

Никакого отношения это качество к продвижению своей кандидатуры ни в советское, ни в постсоветское время не имело.

Люди не умели рекламировать себя как специалиста, это факт, но сейчас в России не намного лучше: те, кто делают реальную работу, хуже справляются с личной пиар-акцией, нежели те, кто работают языками и выезжают за счет сомнительных личных качеств, профессионального лобызания пятых точек руководства и присвоения заслуг своих коллег.

6

Длинно слишком. У меня проще совет - боитесь ходить на собеседования (выступать публично, познакомиться с девушкой, поругаться с соседом, разговаривать с незнакомцем и др.)? Делайте игрушечное задание! Идите на собеседование на работу, на которую не хотите (составив липовое резюме дворника). Несколько "упражнений" и всё.

4

Что значит "игрушечное задание"? Не понял

2

Я до пандемии жутко нервничал перед видео звонками. Спустя время, мне, наоборот, комфортнее со включенной камерой. Своеобразный кибер-эксгибиционизм)

3

Чем больше вы себе нравитесь, тем проще общаться с включённой камерой. Есть смысл поработать над своим лицом. Нои камеру включать далеко не всегда обязательно. Если страх сконцентрирован именно на видео, можно попросить отключить его и сослаться, например, на проблемы со скоростью. А вообще все решает практика, на 20 собеседовании даже самый неуверенный в себе интроверт будет чувствовать себя увереннее, чем в первые разы. 

2

Что делать если вы нравитесь себе в зеркале, но камера делает из вас какого-то уродца?))

2