Как провести предпроектный анализ digital-проекта

Без предпроектного анализа нормального ТЗ на разработку сайта, мобильного приложения или промо-кампании не напишешь. А значит, и результаты работы будут оставлять желать лучшего. Как провести предпроектный анализ, сколько он стоит и что ваш проект получит на выходе? Объясняем в статье

Методика исследования

Начнем с методики проведения. Ниже представлен тот алгоритм, который мы используем в AIR Production. Не утверждаем, что это истина в последней инстанции — можно спокойно брать её и адаптировать под себя.

  • Интервью с бизнесом
  • Custdev
  • Конкурентный анализ
  • Разработка структуры
  • BPMN
  • Воркшопы с клиентом
  • Прототипирование

Интервью с бизнесом. Интервьюирование представителей клиента — каркас предпроектного анализа. Оно нужно, чтобы формализовать бизнес-задачи. Мы предпочитаем глубинные интервью с несколькими сотрудниками. В нашем опроснике больше 100 вопросов, многие из них предполагают развернутые ответы. Клиент не заполняет анкету сам — он просто отвечает на вопросы, проговаривает те задачи и трудности, которые ему надо решить с помощью проекта. Мы записываем речь клиента на диктофон, и затем вписываем ответы в опросник.

Для таких интервью обычно требуется 1,5-2 часа чистого времени. Лучше уточнить у клиента заранее, можно ли поставить встречу на более свободный день. Перед интервью можно изучить не только бриф от клиента, но и его сайт, публикации в СМИ о нем, отзывы и т.п. Чем больше у вас информации, тем точнее вы сможете совместно вывести бизнес-цели.

Custdev. Тестирование гипотез для решения задач мы проводим с помощью все тех же интервью. Они предполагают 15-20 вопросов, требующих развернутого ответа. Респондентов мы подбираем, опираясь на усредненные портреты пользователей. Поэтому вместо обезличенной статистики получаются живые данные, которые мы используем дальше в работе.

Благодаря структуре опроса можно выяснить важные данные:

Целевое действие:
Ожидания —> Барьеры / Инсайты

Раздел «Барьеры» внутри делится на несколько других:

  • Технические ошибки
  • UX-ошибки
  • Проблемы с коммуникацией.

Понятно, что выявить барьеры легче, когда есть какой-то MVP. Но если проект в стадии анализа, то можно просто спросить у респондентов о сложностях, с которыми они сталкиваются в процессе выбора и покупки товара.

Список подкатегорий «Барьеров» может меняться в зависимости от проекта. Например, для интернет-магазинов мы добавляем ответы, связанные с ошибками с номенклатурой или, например, с сопутствующими услугами вроде доставки и оплаты.

Собранные данные корректируют изначальное видение проекта. Например, при работе с проектом кредитной биржи у нас случилась такая ситуация: в брифе и техническом задании (ТЗ) большой упор был сделан на концепцию «кредит, не выходя из дома». По нашему мнению, это должно было стать преимуществом, ведь онлайн-оформление обычно оказывается гибридным форматом. Однако при опросе респонденты заявили, что это не такая важная для них опция. Один из них даже признался, что готов поехать в другой город, если ставка по кредиту там будет ниже хотя бы на 0,5%.

Эта информация помогла нам развернуть позиционирование проекта в другую сторону. Также это сэкономило клиенту средства на внедрение и продвижение услуги, которая была не очень интересна целевой аудитории. Это был крупный клиент и бюджеты на рекламу у него исчислялись миллионами. Под продвижение этой услуги они планировали выделить для начала около 500 000 рублей. Но благодаря анализу эту сумму пустили на другие цели.

Конкурентный анализ. Здесь суть даже не в самом факте оценки конкурентов — так или иначе бизнес каждый день анализирует конкурентов и знает сильные и слабые стороны рынка. Дело в том, чтобы визуализировать опыт конкурентов и понять, как они решают выявленные нами во время кастдева барьеры. Это неплохо работает, когда идет обсуждение функционала будущего сайта или приложения.

Пример одного из слайдов презентации результатов конкурентного анализа
Пример одного из слайдов презентации результатов конкурентного анализа

Разработка информационной архитектуры сайта. Утверждаем структуру, в будущем она поможет в разработке карты ключевых сценариев, а затем и прототипов. Вот пример готовой структуры. По факту на бою она может меняться. Хорошо, если изменения незначительные и не затрагивают сразу все. В этом преимущество данного этапа: он избавляет от масштабных изменений в период продакшена.

Пример информационной архитектуры. Проект — интернет-магазин
Пример информационной архитектуры. Проект — интернет-магазин

BPMN. Это модель бизнес-процессов компании. BPMN помогает наглядно увидеть, как взаимодействуют звенья системы вашего проекта и какое влияние они оказывают друг на друга. В AIR эту модель готовит бизнес-аналитик.

Выдержка из BPMN для одного из наших клиентов
Выдержка из BPMN для одного из наших клиентов
А вот так выглядит вся модель: каждому бизнес-процессу соответствует своя страница. 
А вот так выглядит вся модель: каждому бизнес-процессу соответствует своя страница. 

CJM. Она дает визуальное представление того, что пользователь делает на каждом шаге для выполнения цели. Инструмент определяет барьеры на пути к цели, помогает вычислить позитивные и негативные сценарии еще до этапа дизайна. Ниже пример для одного из наших клиентов — крупного мультибрендового магазина одежды.

Лучше скачать файл, для просмотра на диске он слишком большой :)

Воркшопы «клиент-агентство». Воркшоп — формат совместной работы, при котором сотрудники из агентств вместе с клиентской стороной встречаются, делятся на смешанные команды и решают задачи проекта. Например, при разработке нового сайта TouchBank, мы встречались с клиентов раз в две недели на протяжении трех месяцев. Во время воркшопов мы анализировали сайт и вскрывали проблемные места, идя от задач бизнеса и маркетинга.

Например, на одной из встреч мы строили инфоструктуру сайта. Мы исследовали привычные пользователю пути и на основе этого создали каркас сайта. Один воркшоп длится 4-5 часов.

Прототипирование. Как выглядят прототипы: это недетализированные наброски, которые помогут согласовать представленную функциональность. Обычно мы разрабатываем кликабельные прототипы всех экранов, но до 60 шт. Также на этом этапе мы разрабатываем пользовательские сценарии, UX-концепцию интерфейсов и их спецификацию. В финале проводим экспертное и сравнительное тестирование.

Цена на предпроектный анализ

В нашей практике это — отдельный этап работы. Поэтому и цена на него прописана в смете отдельно вместе с часами и ставками. Обычно цена на ПА составляет 20% от общей сметы. Для клиента не всегда очевидно, почему надо платить за предпроектный анализ. Кто-то хочет сразу приступать к дизайну и ссылается на готовность ТЗ. Так можно делать, но в таком случае дизайн не опирается на реальные бизнес-задачи клиента и не учитывает барьеры, с которыми сталкивается ЦА.

Раздел сметы с детализацией работ по предпроектному этапу
Раздел сметы с детализацией работ по предпроектному этапу

Какие специалисты работают над предпроектным анализом

  • Бизнес-аналитик
  • Веб-аналитик
  • Технический писатель
  • Архитектор
  • Веб-дизайнер
  • Менеджер проекта

Что передается клиенту в качестве результатов предпроектного анализа

Ну и напоследок проговорим самое простое. Обычно мы собираем в единую гугл-папку:

  • Документ — заполненный отчет в формате .pdf
  • Бизнес-процессы в формате .png
  • Ссылка на интерактивные бизнес-процессы
  • Прототипы – в формате .fig
  • Документ с программной архитектурой и диаграммы в формате .pdf.
88
4 комментария

100 вопросов у вас универсальные, или для сайтов - одни, для приложений - другие?

Ответить

Привет. Мы приложениями не занимаемся. Но если бы делали, то опросники были бы разными. Может, где-то бы пересекались, но не более того.

1
Ответить