Исследование: портрет современного розничного инвестора в России

Аналитическая компания PR News рассказывает, кто за последние годы пришел на рынок частных инвестиций и как он меняется благодаря новым игрокам.

Исследование: портрет современного розничного инвестора в России

Осенью 2021 года аналитическая компания PR News провела исследование и выяснила, кто такие современные розничные инвесторы, как они пришли на рынок, зачем инвестируют свои средства, какие компании выбирают и как новые тренды формируют своим поведением.

Что мы хотели узнать

Нам было интересно изучить поведение розничных инвесторов на рынке:

• их опыт инвестиционной деятельности

• уровень образования в сфере инвестиций

• цели, инструменты и способы управления инвестированием

• размер портфеля и частота сделок

• привлекательные с точки вложений рынки

• их ключевые источники информации об инвестициях

Как мы это делали

Мы провели онлайн-опрос среди 400 розничных инвесторов — тех, кто инвестирует на фондовом рынке самостоятельно или через доверительное управление. В выборку попали мужчины и женщины от 18 лет и старше, жители российских городов-миллионников.

Кто инвестирует

Вы выяснили, что мужчин и женщин среди розничных инвесторов примерно поровну — 42% и 58% соответственно. Больше — люди среднего возраста, от 25 до 34 лет (32%) и от 35 до 44 лет (27%). Больше половины (68%) розничных инвесторов имеют высшее или неоконченное высшее образование, а 14% — два и более высших. Почти половина из них живет в столицах, Москве и Санкт-Петербурге, 46% — в регионах.

Исследование: портрет современного розничного инвестора в России

Зачем инвестирует

Мы задали респондентам один простой вопрос: «Зачем вы инвестируете?», на который они могли выбрать несколько вариантов ответа.

Вот наиболее популярные цели розничных инвесторов:

• Создать источник постоянного дохода (инвесторы в возрасте 25-24 лет, готовые инвестировать более 10% ежемесячного дохода, с высшим экономическим образованием, предпочитают российские облигации, бумаги компаний финансовой и IT отраслей).

• Создать финансовую подушку безопасности.

• Заработать в долгосрочной перспективе.

В целом, на рынке сейчас нет устойчивых мотивационных профилей инвестиционного поведения (в процессе исследования нам не удалось найти значимые связи между целями инвестирования). Это ещё больше усложняет задачу прогнозирования поведения «частников» на фондовом рынке.

Исследование: портрет современного розничного инвестора в России

Как инвестирует

Чтобы выявить типы инвесторов, мы построили факторную модель, которая позволяет достоверно выделить устойчивые и независимые между собой паттерны инвестиционного поведения. Для этого мы спросили респондентов о социально-демографических характеристиках; специализированном образовании; опыте инвестирования; инструментах, способах и направлениях инвестирования; параметрах инвестиционной деятельности (размер портфеля, оценка вложений средств и времени).

Так мы получили три типа: состоявшийся, независимый и незаинтересованный. Каждого опрошенного мы отнесли к одному из трёх типов (по фактору, который у него был наиболее выражен) и получили процентное отношение: 29% состоявшихся, 24% независимых и 25% незаинтересованных. Для 22% ответивших не был выражен ни один из факторов.

Исследование: портрет современного розничного инвестора в России

В кого инвестирует

Чтобы узнать, какие компании розничные инвесторы считают привлекательными, мы спросили респондентов: «Что важно при выборе компании как объекта инвестиций?».

В топ критериев, наряду с классическими «прибыльность+динамика», вошёл репутационный фактор «известность, сильный бренд». В числе наименее значимых оказались: страна, ценности компании, личности акционеров, а также мнение окружения.

Для состоявшихся инвесторов при выборе активов важна их капитализация. Инвесторы независимого типа оценивают динамику роста и капитализацию компании. Для них не важны рекомендации брокеров, известность компании или сильный бренд.

Исследование: портрет современного розничного инвестора в России

Как принимает решение

Мы спросили респондентов, на какие источники информации они чаще всего ориентируются при принятии решения о покупке или продаже ценных бумаг. Можно было выбрать несколько ответов. Вот, какие тенденции мы выявили:

• Чаще всего инвесторы принимают решения, ориентируясь на обзоры и аналитику в приложениях брокеров/управляющих — наиболее популярный источник инвест-информации. На уровне тенденции этот канал предпочитает аудитория в возрасте 35-44 лет.

• Telegram-каналам чаще доверяют люди 25-34 лет.

• Инвесторы с небольшим опытом полагаются на советы друзей.

• Опытные обращаются к новостям деловых изданий.

• Финансовые порталы выбирают те, кто окончил специализированные финансовые курсы.

• Youtube-каналы — обучавшиеся в приложениях брокеров/управляющих.

• Не имеющие специального финансового образования чаще руководствуются собственным мнением.

Исследование: портрет современного розничного инвестора в России

Основные выводы

В этом исследовании мы выделили три модели оценки компаний — объектов инвестирования среди респондентов. Каждая объединяет группу взаимосвязанных характеристик. Укрепление позиций по одному показателю будет способствовать улучшению восприятия другого.

• Следование ESG ценностям (о них мы недавно выпустили колонку)

• Успех, команда, инновации

• Высокая динамика, оперативность либо успешная, понятная бизнес-стратегия

В сознании инвесторов четко выражена ассоциативная взаимосвязь между открытостью и прозрачностью, этичностью и соц/эко-ответственностью бизнеса и высокой лояльностью клиентов, что соответствует мировому тренду оценивания компаний на бирже через призму соответствия ESG-стандартам.

Вторая модель иллюстрирует более традиционный подход к оценке инвестиционной привлекательности — финансовая успешность, которая в установках розничных инвесторов коррелирует с качественным менеджментом и инновационностью.

Любопытно, что розничные инвесторы противопоставляют успешную и понятную бизнес-стратегию динамике и оперативности компании.

Эксперты отмечают резкий скачок числа инвесторов в последние годы. Об этой тенденции мы тоже писали здесь подробно. Больше половины игроков рынка сейчас имеют опыт инвестирования всего лишь менее года. При этом, зачастую они выбирают пассивную стратегию и выявить их мотивацию в принятии решений сложно. Процесс большинством опрошенных воспринимается как деятельность, ориентированная на долгосрочную перспективу (создать источник дохода и увеличить капитал, защитить сбережения и обеспечить достойную старость).

При этом большая часть игроков рынка не готова к серьёзным вложениям средств и времени в инвестиционную деятельность. Тем не менее, все пришедшие недавно на биржу инвесторы остаются активными участниками торгов и требуют коммуникационной поддержки.

Среди новичков, которые практикуют активное инвестповедение, существует важный тренд на самостоятельность. Воспринимая инвестирование как новую игру, они отстраиваются от экспертного аналитического сообщества, принимают самостоятельные решения и экспериментируют. Своей деятельностью они ломают привычные шаблоны и представления устоявшихся участников о реакциях рынка.

Больше полезного читайте в нашем телеграм-канале о коммуникационной аналитике ComInsights.

33
3 комментария

Челу, который придумал Эко-тренд, - огромный респект. Давайте бороться с бумагой, вырубкой лесов и при этом сжигать газ, нефть и что там еще? Интересно, что быстрее восстановится: лес или плат нефти?

Ответить

сомнительное исследование, так как 1) опрошено всего 400 человек и 2) Банк России представил иные цифры

Ответить

Дима, при генеральной совокупности свыше 1 млн. человек выборка из 400 человек позволяет получить статистически значимые данные с доверительной вероятностью 95%.
Отчеты, сформированные на базе разных вводных: задачи исследования, анкета для опроса, размер выборки, время проведения опроса, - безусловно будут иметь какие-то различия (наше исследование и исследование Банка России).

Ответить