Как вызвать уважение сотрудников и не превратиться в тирана: 5 принципов

Уважение сотрудников хорошо сказывается на работе руководителя. Ему не нужно тратить много времени на уговоры: отдал распоряжение — его выполняют, установил приоритеты — все их подхватывают. Но есть те руководители, которым приходится кричать и стучать кулаком по столу, чтобы добиться хоть какого-то исполнения.

Александр Высоцкий Visotsky Consulting
Александр Высоцкий Visotsky Consulting

Такое управление очень некомфортно как для начальника, так и для подчинённых. Бывают и экстремальные ситуации, когда новому руководителю не удаётся установить контакт и он вынужден покинуть компанию. В материале расскажу о 5 принципах, которые помогут добиться уважения от сотрудников и сделать это быстро.

Принцип № 1

Добивайтесь выполнения распоряжений

Часто человек, которого только что назначили на руководящую должность, думает, что все должны выполнять его распоряжения моментально. Но это так не работает. Уйдёт время, чтобы добиться от подчинённых исполнения.

Выход, к сожалению, один — методично продолжать добиваться результата, хотя на это и будет уходить много времени. Постоянно напоминать о поручении и о важности его выполнения. Даже если подчинённые будут делать задачи не вовремя, они постепенно привыкнут, увидев подход руководителя. Настойчивость приведёт сотрудников к мысли о том, что сделать поручение нужно побыстрее, всё равно ведь начальник не отцепится.

Контроль распоряжений

Ещё один важный момент! Чтобы держать все распоряжения на контроле, руководителю нужно вести список для себя в удобном формате. Даже если это какая-то мелочь, которая была сказана при встрече в коридоре или надиктована голосовым сообщением. Удобно будет на совещании с сотрудником быстро пройтись по этому списку и напомнить о том, что на текущий момент не сделано.

При таком подходе все распоряжения будут выполняться качественно и системно.

Принцип № 2

Давайте людям цели и приоритеты

Уважение — это почтительное отношение, основанное на достоинствах и заслугах. И главная заслуга, которую люди ожидают от руководителя, — помощь в достижении целей. Основная проблема, почему группа или команда может не достичь цели, — демотивированность. Иногда текущих проблем настолько много, что они перекрывают собой всё, а ведь их хватает в любой работе.

Именно поэтому руководитель должен держать внимание на главных целях и приоритетах. И нужно всё время напоминать о них. Для этого прекрасно подходят общие собрания, когда вы даёте оценку результатов работы за неделю.

Даже если не всё получилось, не стоит игнорировать успехи сотрудников. Сфокусируйте внимание и дайте подтверждение тому, что правильные действия конкретного человека приблизили всех к цели.

Принцип № 3

Распределяйте обязанности

Это одна из важных функций руководителя, которая помогает завоёвывать доверие подчинённых, ведь именно она создаёт порядок. А находиться в хаосе никому не нравится.

Мы очень много времени проводим на работе. Хотим, чтобы у нашей деятельности был какой-то смысл, чтобы она была результативной и комфортной.

А потому неприятно, когда ты не можешь чётко назвать, чем занимаешься, а также чем занимаются коллеги, к кому можно обратиться. Когда все отвечают за всё (а значит, не отвечает никто), это демотивирует. Человек, даже если он суперпрофессионал, не получает удовольствия от такой работы, ведь организационный хаос забирает много сил.

Для сотрудника ценно, что руководитель пытается навести порядок, чётко определить обязанности и наладить взаимодействие. Это создаёт хорошую, продуктивную и здоровую атмосферу. А подчинённые видят, что такая обстановка в коллективе — заслуга руководителя. Из-за этого они начинают уважать и ценить его ещё больше.

Принцип № 4

Объясните, в чём заключается ваша работа

Иногда люди, смотря на руководителя, вообще не понимают, что входит в его обязанности, в чём заключается работа. Мы видим результат, когда баскетболист приложил усилие, забросил мяч в кольцо и счёт на табло изменился.

Но что на первый взгляд делает руководитель? Что-то постоянно говорит, нажимает на кнопочки, сидит в кабинете. А потому подчинённым не очень понятно, в чём именно заключается его работа. Невозможно уважать человека, достоинства которого не понимаешь.

Поэтому руководителю нужно объяснять, как его работа поспособствовала решению проблем. Например: «Раньше мы были неорганизованны. Обязанности Пети и Васи дублировались. Я обратил на это внимание, решил изменить обязанности, установил принципы взаимодействия. Из-за этого результаты повысились, совершается меньше ошибок».

Больше общайтесь с сотрудниками, объясняйте, зачем нужны совещания и планирование работы. Но важно, чтобы это было в доступной форме. Не стоит превращать подобную беседу в тренинг или восхваление себя. Просто примите точку зрения, что сотрудники не должны ни о чём догадываться. Если хотите, чтобы они понимали вас, объясняйте сами.

Принцип № 5

Научитесь критиковать

Последний, но, пожалуй, самый важный принцип. Часть работы руководителя — давать оценку результатам работы. Если они плохие (а это бывает довольно часто), сотрудника нужно критиковать.

Но, услышав замечание в свой адрес, человек расстраивается. И, когда он в таком состоянии, ему наплевать на все цели, достижения и хорошую организацию работы. Он не будет относиться к руководителю с уважением.

Как правильно критиковать сотрудника

Можно и нужно критиковать результат. Но при этом ни в коем случае не задевать личные качества человека.

Сантехник неправильно прикрутил трубу, и теперь вода хлещет фонтаном. Что нужно сказать: «Вася, ты же опытный сантехник, умный, образованный парень, но эта конструкция никуда не годится! Нужно переделать».

Обратите внимание: критиковать нужно неудовлетворительные результаты, в то же время давая подтверждение личностным качествам человека. Только неумелые руководители говорят что-то вроде: «Да у тебя руки растут не из того места! Где были твои глаза!» Такие замечания расстраивают людей и совершенно не помогают руководителю делать работу.

Конечно, научиться критиковать результаты сложно, ведь гораздо легче просто наорать на подчинённого, провалившего важную сделку. Но такой подход разрушителен.

Итог

Чтобы сотрудники вас уважали, добивайтесь от них выполнения распоряжений. Обязательно фиксируйте все ваши просьбы в удобном формате, и тогда у сотрудников не появится мысли «Не буду делать, всё равно руководитель забудет». Обязательно напоминайте людям о целях, устанавливайте приоритеты, улучшайте и организовывайте их деятельность. И не забывайте добавлять немного уместного пиара, чтобы они поняли, в чём заключается ваша работа и как она влияет на результаты каждого из них.

Главный момент — никогда не закрывайте глаза на плохие результаты или отсутствие результатов. Руководитель не может надеть розовые очки и порхать в облаках, иначе перестанет выполнять свои обязанности, и его не будут уважать. Если происходит что-то плохое, необходимо давать этому объективную оценку. Учитесь критиковать не человека, а его результат. Тогда сотрудники не будут падать духом, а настроятся на продуктивную работу.

- Александр Высоцкий специально для Forbes Kazakhstan

1818
6 комментариев

Чтобы сотрудники уважали руководителя, ему надо решать проблемы, возникающие в их работе, оптимизировать бизнес-процессы, автоматизировать рутинные операции и т.п. Какой смысл добиваться выполнения распоряжений? Надо понять почему, не выполняются,. Если проблема в БП - оптимизировать БП, если проблема с сотруднике -расстаться с сотрудником.

9
Ответить

согласна, сотрудников нужно учить самостоятельности и помогать им лучше выполнять свои задачи, тогда будет положительный результат

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Нет никакого универсального рецепта. Бригаду забулдыг и рас#@%&ев, к примеру, только #@%ть во все щели и по другому никак. Или срочников каких-нибудь с позиции офицерского состава.
Все зависит от конкретного коллектива

Ответить

Молодые сотрудники не умеют работать, а опытные сотрудники умеют не работать! (с)

Ответить