Европейцы пересаживаются на электромобили. А как скоро это сделают россияне?

Зачем нужен электротранспорт, как он переносит русские морозы и как обстоят дела с инфраструктурой.

Материал подготовлен при поддержке Sitronics Group

Европейские водители всё чаще предпочитают электромобили или гибридные авто, а не машины с бензиновым или дизельным двигателем: это и дешевле, и экологичнее. В 2020 году спрос на электрокары и гибриды вырос на 130%. А некоторые страны, например Норвегия, планируют полностью отказаться от автомобилей на бензине и дизеле уже через несколько лет.

Считается, что климат в России не очень подходит для электромобилей, а территория слишком большая — развить инфраструктуру для электрокаров будет сложно. Значит ли это, что электромобили в России останутся лишь «игрушкой для москвичей»?

На наши вопросы о будущем электромобилей отвечают эксперты и представители Sitronics Group — ИТ-компании, которая создаёт инфраструктуру для электромобилей: устанавливает зарядные станции и обслуживает их.

Алексей Катков
Председатель Совета директоров Sitronics Group,
управляющий партнёр АФК «Система»

Андрей Гурленов
Исполнительный директор Sitronics Electro

Сколько сейчас электромобилей в России?

Порядка 13 тысяч. При этом около половины этих автомобилей — подержанные Nissan Leaf. Их активно покупают в Сибири и на Дальнем Востоке: рядом Япония, а этот рынок перенасыщен электрокарами. При этом спрос на «электрички» растёт по всей стране. С января по май 2021 года продажи новых электромобилей в России выросли в 7 раз по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Зачем вообще покупать электромобиль?

Европейцы пересаживаются на электромобили. А как скоро это сделают россияне?

У электромобиля сразу несколько преимуществ над обычными ДВС, то есть авто с двигателем внутреннего сгорания.

Во-первых, это экономия на топливе. Даже если брать в расчёт самый высокий тариф за электроэнергию — платить придётся в два-три раза меньше, чем за бензин. Кроме того, можно подключить многотарифный учёт, при котором ночью электроэнергия стоит дешевле.

Во-вторых, у электромобиля меньше узлов и агрегатов, нет коробки передач, топливного двигателя с необходимостью замены масла, насоса, фильтров. То есть обслуживать и ремонтировать электромобиль несколько проще, чем ДВС.

В-третьих, не нужно постоянно заправляться. Приехали домой, поставили на паркинге на зарядку, утром из розетки выключили — можно ехать. Причём не обязательно заряжаться каждую ночь, одного раза в три дня, если ездить на работу и обратно, будет достаточно.

Но ведь электромобили дороже ДВС?

Да, это правда. В зависимости от класса и модели разница может варьироваться от 50% (для легковушек) до 250% (для грузовых).

Многое упирается в стоимость аккумулятора: чем больше в нём кВт, тем дороже обойдётся батарея. Но стоимость кВт за десять лет снизилась: в 2010 году за 1 кВт нужно было заплатить 1200 долларов, сейчас — всего 137 долларов.

Алексей Катков, Председатель Совета директоров Sitronics Group, управляющий партнёр АФК «Система»

Шесть крупнейших автопроизводителей (Ford, General Motors, Mercedes-Benz, Volvo, Jaguar, Land Rover и китайский BYD) согласились полностью отказаться от ДВС к 2040 году и уже наращивают производство бюджетных «электричек», в том числе в виде коммерческой и коммунальной техники. Россия тоже запускает собственные легковые электромобили: в ближайшие годы должны появиться сразу три новых бренда: Zetta, «Кама» и проект «Моторинвеста». По прогнозам Минпромторга, в 2024 году выпуск «электричек» у нас превысит 100 тысяч штук в год.

Важно понимать, что хоть новый электромобиль и обойдётся дороже при покупке, но он дешевле в эксплуатации. Можно сравнить, например, во сколько обойдётся годовая эксплуатация Audi A6 и Tesla Model 3 при пробеге в 20 тыс. км в год (и тарифе на электроэнергию в 6 рублей за 1кВт/ч). Речь о таких критериях, как стоимость топлива, налоги, ТО и парковки для жителя Москвы. И получается 270 тысяч рублей против 37 тысяч рублей — экономия около четверти миллиона в год.

Сравнение трат на годовую эксплуатацию Audi A6 и Tesla Model 3
Сравнение трат на годовую эксплуатацию Audi A6 и Tesla Model 3

К тому же, самые дешёвые электромобили — подержанные Nissan Leaf — в РФ стоят от 300 тысяч рублей.

А само государство что делает для развития инфраструктуры под электромобили?

Правительство составило перечень пилотных территорий и федеральных трасс, на которых ещё до конца 2024 года должны появиться не менее 9,4 тысячи зарядных станций, из которых треть — быстрые: такие, которые заряжают батарею на 90% за 20 минут (а не за 5–6 часов). Государство субсидирует производство отечественных «электричек», развитие инфраструктуры, поощряет льготный лизинг на электрокары. В Москве, например, парковка для электромобилей бесплатна и нет транспортного налога.

Что же до батареи, то в среднем её хватает на 8–10 лет. Но и после этого срока она не выходит из строя — всего лишь снижает максимальную ёмкость на 10%.

А ездить-то на них в наших широтах вообще можно?

Есть расхожее мнение, что электромобили плохо подходят для России, потому что у нас почти полгода длится зима. Да, при морозе потребление батареи электромобиля выше на 18–25%. Но Канаде или странам Скандинавии это не мешает. А в России электромобили очень востребованы в холодных краях — в Сибири и на Дальнем Востоке. В Норвегии, к примеру, почти 80% продаваемых авто — «электрички».

Сколько сейчас вообще можно проехать на одной зарядке?

Европейцы пересаживаются на электромобили. А как скоро это сделают россияне?

Пока что электромобили — это удел городов, потому что их средний запас хода — это 350–400 км при средней скорости в 90–100 км/час. Но в новых моделях запас хода постоянно увеличивается. Например, Volvo планирует увеличить дальность пробега до 1000 километров к 2025 году. Как только это случится, расстояния вообще перестанут иметь значение.

Если заряжаться в «домашних» условиях (на паркинге или от сети в частном доме), зарядка с с 15–20 до 80% займёт примерно 7–10 часов, а полная — 16–20 часов. Зарядная станция постоянного тока позволяет сократить это время до 3–4 часов, а наиболее быстрые зарядки справляются за 20–40 минут.

А заряжаться-то вообще где?

Рынок сейчас только формируется. В России около тысячи зарядных станций, установленных небольшими операторами, производителями и импортёрами.

Мы открыли свои зарядные станции в трёх городах — Москве, Нижнем Новгороде и Ульяновске. Наша глобальная цель — зайти во все крупные города-миллионники и установить ЭЗС вдоль ключевых трасс.

Андрей Гурленов, Исполнительный директор Sitronics Electro

А Sitronics в этом всём как участвует?

Мы поставляем зарядные станции, подключаем к электросетям, выполняем строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы и обслуживание. А также развиваем собственную ИТ-платформу для управления и мониторинга ЭЗС.

Чтобы зарядить авто на нашей станции, нужно установить мобильное приложение Sitronics Electro и привязать карту.

Европейцы пересаживаются на электромобили. А как скоро это сделают россияне?

У вас можно зарядить любой электромобиль?

Почти. Электромобили отличаются портами зарядки и протоколами. Мы дописываем программное обеспечение практически «вживую», например, чтобы оно поддерживало зарядку китайских автомобилей через адаптер. Как раз адаптеры и позволяют заряжать все модели «электричек».

Также мы занимаемся роуминговой платформой, чтобы наши клиенты могли заряжаться на других станциях, не меняя приложения. Сегодня у каждой сети зарядных станций свой софт, своё приложение — это неудобно, и мы хотим эту проблему решить.

Европейцы пересаживаются на электромобили. А как скоро это сделают россияне?

Больше о решениях Sitronics — по кнопке ниже.

2020
454 комментария

это и дешевле, и экологичнее

Удивительно просто, как они на серьезных щщах затирают про экологичность электричек. Обмануть это способно лишь тех, кто не в курсе как делаются и утилизируются аккумуляторы.
Ребят, по-братски, идите нахер со своими электричками и станциями. Кем нужно быть, чтобы делать бизнес на том, что потом аукнется будущим поколениям?

39
Ответить

На мой взгляд плюс от электромобилей в локализации загрязнений. Образуются сильнозагрязненные зоны производств, добычи и отходов. Но воздух в городах становится чище.
Это как когда-то от печей и буржуек перешли к центральному отоплению. Из городов и поселков исчезла едкая дымка, которая появилась где-то на окраинах и в меньших количествах.

Да и с атомной энергетикой ситуация схожая, просто объемы иные.

Эти локальные загрязнения в будущем проще очистить, чем всю атмосферу.

42
Ответить

А давайтека прикинем рынок, взял теслу и ниссан лиф.
Ниисан Лиф: батарея 24 кВт·ч дальность хода 160 км, т.е 15кВт на 100км
тесла: батарерия 100кВт, дальность хода 628км, расход 16кВт на 100км
Средний пробег легкового авто за год 17,5 тыс в год
175*15,5(среднее арифм расход)/12мес=226кВт. Т.е. авто в месяц потребляет примерно как квартира.

А теперь фокусы-покусы.
Экологичность производства:
• аккумы и солнечные панели ни разу не экологичное производство, как и утилизация
• гидроэнергетика доступна не всем и не везде
• про ветряки не знаю, но они наверное самые экологичные, но требуют большой открытой площади.

Плюсы, переработку и утилизацию можно выкинуть в днище страны и гадить там, а мегаполисы с ылитным жильем, где живут бояре, станут чище.
Но это побочка, а самый главный плюс это новый рынок, который капиталистами создается искусственно и они готовы за это платить
Схема будет такой: в начале реклама экологичности и дешевизны, тот кто перейдет на электричество будет пользоваться запасом прочности заложенным в электросети.
А с массовым переходом ценник просто задерут и нефть заменят на батарейки.

12
Ответить

Вы как раз таки и не знаете как делаются батареи. Они делаются в замкнутом цикле, выбросы нулевые. Поэтому их строят не только в Китае но и в Европе и США.
Переработка тоже не проблема, у ВАГа уже работает завод по переработке.
Обманывает вас только российское правительство которому пофиг на экологию но не пофиг на акцизы на бензин.

6
Ответить

Удивительно просто, как на серьезных щщах можно вещать устаревшее мифы об утилизации и производстве. Как будто старые аккумуляторы будут выкидывать на свалку когда их можно использовать в хранилищах энергии для промышленных масштабов например и когда в ЕС и США уже сейчас на государственном хотят обязывать утилизировать или использовать старые аккумуляторы.

И кем вообще нужно быть что бы производить, продавать и агитировать за ДВС от чьих выхлопных газов каждый год гибнуть миллионы людей по всему миру?

7
Ответить

и выработка электроэнергии сплошь экологичный процесс.
Но здесь есть один плюс. Сейчас все мегаполисы отправлены выхлопами, перенос утилизации в донные страны как раз и перенесет грязь от утилизации в днище страны. Соотвественно в центре любого мегаполиса, где недвига стоит космос можно будет дышать свободно.
Второй плюс это формирование нового рынка, который так необходим капитализону и они даже готовы заплатить за формирование такого рынка, навязывая всем эту "зеленую" энергетику.

6
Ответить

Тесла едет 30 км на энергии, необходимой только для перегонки из нефти 3 литров бензина. В каком манямирке это менее экологично, чем ДВС?

4
Ответить