Как дизайнеру защитить своё имя и работы: всё про авторское право на дизайн. Часть 1

Многие дизайнеры до сих пор уверены, что защитить права на свои произведения невозможно. Если заказчик не оплатил работу, дизайн используют без согласия или в договоре прописано, что работу нельзя взять в портфолио — с этим ничего не сделать. Разбираемся, как обстоят дела на самом деле.

Как дизайнеру защитить своё имя и работы: всё про авторское право на дизайн. Часть 1

Ко мне на консультацию пришла Ксения Гаврилова, у нее своя проектно-строительная компания: они с коллегами создают архитектурные и урбанистические проекты, дизайн помещений и ландшафтный дизайн. На моем опыте дизайн воруют даже чаще, чем пиратят онлайн-курсы: «ну это же просто картинки». А самое главное — шансов, что автор действительно обратится в суд, очень мало, и нарушители это понимают.

Как выяснилось в ходе консультации, вопросы авторского права у дизайнеров лежат намного глубже, чем воровство их произведений. Там и непонимание, что любую работу можно взять в портфолио, даже если NDA, и полная уверенность в том, что авторское право в России не работает.

На консультации я рассказала Ксении о том, как дела обстоят на самом деле и мы решили вместе написать эту статью — полное руководство по авторским правам для дизайнеров, фотографов, архитекторов и всех причастных. Вопросы задала Ксения и дополнительно мы опросили специалистов этой сферы в социальных сетях.

Авторское право в России не работает

Примерно с этой формулировки начала беседу Ксения. И практически все дизайнеры с архитекторами, которых мы просили в социальных сетях рассказать, с какими проблемами по авторскому праву они сталкивались в работе, были уверены в том же самом.

В Гражданском кодексе написано, что автор — это человек, который лично своим творческим трудом создал произведение. Произведение — это любой объект, который существует: на бумаге, в виде трехмерного макета или может воспроизводиться на цифровых носителях. То есть, то, что у автора в голове — не произведение, а если человек действительно создал объект — он охраняется авторским правом.

Авторское право в России и в любой другой стране действительно не работает, если им не пользоваться.

Если сам автор ничего не делает для своей защиты или боится, что требуя свои законные права он потеряет клиентов, рынок не изменится.

Но если знать, какие у вас есть права, как их защищать и чего требовать, всё работает. Поэтому давайте разбираться.

Какие права есть у автора

У автора есть имущественные и неимущественные права. Имущественные права автор может продать или передать. Неимущественные права неотчуждаемы, это значит, что автор даже если захочет — не сможет от них отказаться.

Неимущественные права автора:

  • право авторства — автор имеет право признаваться автором произведения, говорить, что именно он создал этот объект;
  • право на имя — автор на свое усмотрение может подписывать произведение и его экземпляры своим именем, псевдонимом или не подписывать;
  • право на обнародование — автор на свое усмотрение может обнародовать свое произведение или запретить его использовать в открытых источниках;
  • право на защиту — никто, кроме автора, без его согласия не имеет право изменять или искажать произведение, использовать в своих целях и совершать с ним любые другие действия, на которые автор не давал согласие.

Эти права навсегда остаются с вами, даже если вы продали дизайн, передали заказчику фото или построили готовый объект по дизайн-проекту и этот объект находится дома у заказчика. Вы все равно можете показывать фотографии и говорить, что автор — вы.

Имущественные права автора:

  • право на воспроизведение — именно автор решает, где, как и при каких условиях можно показывать и воспроизводить произведение;
  • право на распространение — автор может любым способом распространять, передавать или дарить свое произведение;
  • право на импорт — автор может создавать копии своего произведения и распространять их любым способом;
  • право на публичный показ и исполнение — автор может самостоятельно или с помощью публичных каналов коммуникации, например, через СМИ и соцсети, показывать свои произведения;
  • право на перевод, сюда же отнесем и другие возможности видоизменения произведений — никто без согласия автора не может вносить изменения в дизайн, даже фильтр на фото накладывать нельзя, если автор не давал согласия.

Изначально все права на произведение принадлежат автору. Имущественные права по договору автор может передать клиенту. Если по договору какие-то права автор не передал заказчику — права остаются у автора. Даже после передачи имущественных прав автор может отозвать свое согласие, правда ему придется возместить все расходы и убытки заказчика.

Заказчик получает только те права на произведение, которые прописаны в договоре. Если договора нет, значит и прав у заказчика нет: он может использовать произведение только один раз, не имеет право дублировать, видоизменять, транслировать, воспроизводить произведение многократно. За нарушение автор может потребовать штраф до 5 миллионов рублей.

Как дизайнеру защитить своё имя и работы: всё про авторское право на дизайн. Часть 1

Строительная компания изменила проект здания и заплатила 1,5 миллиона архитекторам за нарушение авторских прав

ООО ПСК «Азурит» создало для ООО «УК Сити» архитектурный проект строительства Культурно-развлекательного комплекса с устройством парка в Подмосковье. Исключительные права по договору «УК Сити» не получали, поэтому компания должна использовать проект только в том виде, как приняла его у «Азурита».

Вскоре у «УК Сити» появилась необходимость внести изменения в проект и компания обратилась не к ПСК «Азурит», а к своим партнерам. Внесли изменения в проект, построили здание и «Азурит» обратился в суд с требованием взыскать с «УК Сити» 1,5 миллиона рублей за нарушение своих авторских прав.

Суды всех инстанций, вплоть до Верховного суда РФ, встали на сторону истца. «УК Сити» заплатит компенсацию в размере 1 500 000 руб. за то, что в проектное решение ПСК «Азурит» внесли изменения без согласия авторов.

Что делать, если заказчики по договору запрещают всё: публиковать свою работу в портфолио или говорить, что я ее создала?

При работе с крупными клиентами ситуации, когда заказчик в договоре не забирает себе исключительные права на произведение, редкость. Как правило, юристы на стороне клиента наоборот требуют слишком много, например, запрещают исполнителю брать работу в портфолио и говорить, что он — автор.

Такие ситуации происходили и с Ксенией.

Она разрабатывает архитектурные решения для знаменитостей, госкомпаний и по договору не имеет права говорить, что автор проекта она или ее команда. Получается интересно: множество недобросовестных конкурентов берут фотографии ее проектов из интернета или других источников себе в портфолио. И ничего. А команда Ксении не может взять работу в портфолио по договору, более того, предъявить требования конкурентам тоже не может.

Ксения: У меня есть друг, который не смотря на запрет по договору все равно выкладывает фотографии готовых проектов в Инстаграм. Что будет, если к нему придут заказчики с требованием заплатить штраф по договору?

— У автора есть возможность ссылаться на 4 часть ГК РФ и защищать свое право на имя. Право автора на имя неотчуждаемо, непередаваемо и любое требование запретить автору называться автором ничтожно. Даже по договору.

Отдельные условия могут быть, если автор работает на проекте, который защищен NDA, об этом поговорим позже. Если нет отдельно подписанного соглашения о неразглашении и фактически объект находится в открытом доступе, ничего страшного не будет, если взять дизайн в портфолио.

В рекламных целях использовать нельзя: нельзя показывать проект в роликах на ТВ, на баннерах, в том числе и в интернете. Так автор нарушит право на воспроизведение, которое передал заказчику. Но просто положить проект в портфолио можно, даже если настраиваете таргет в Инстаграм с портфолио или льете трафик на сайт.

Я хочу обозначить рамки, которые сейчас для рынка не совсем очевидны. Для авторского права неважно, где, как и для кого автор создавал произведение. Важен сам объект и автор. А потом он этот объект действительно по договору передает вместе с имущественными правами и утрачивает возможность как-то еще им распоряжаться.

Но!

Автор всегда остается автором, а значит, если он не нарушает смежные права других авторов, если он не нарушает режим конфиденциальности, то спокойно может брать в портфолио созданный им дизайн и говорить, что он — автор.

Но если мы будем брать в портфолио каждую работу без согласия заказчиков, получится, что они к нам не пойдут. Люди не хотят, чтобы желтые СМИ начали обсуждать «Смотрите, какие дорогущие хоромы отгрохал этот депутат или селебрити».

— Здесь важно увидеть разницу между «Смотрите, какой классный проект мы сделали» и «Смотрите, какой загородный дом для летнего отдыха за 125 миллионов долларов мы построили Ивану Иванову». То есть, вы можете говорить, что создали объект, но для кого вы его создали, как человек будет его использовать и какую сумму вам заплатили, разглашать нельзя.

Лучше всего прописывать право брать работу в портфолио прямо в договоре, так уже делают многие дизайнеры и архитекторы. Вы четко обозначаете, что именно выложите в сеть и в каком контексте, тогда клиент будет к этому готов и у него возникнет понимание, как это будет выглядеть, зачем это нужно и почему требовать обратное незаконно.

— А если объект — это чей-то дом, разве я имею право публиковать этот снимок?

— Да, если этот дом создали вы и фото сделали вы. Но опять же, без упоминания, кому дом принадлежит и других деталей сделки.

Как дизайнеру защитить своё имя и работы: всё про авторское право на дизайн. Часть 1

— А если объект находится дома у клиента, например, если это бассейн, декор или предмет интерьера. То есть, не все, что будет в кадре, создавали мы, и заказчик говорит, что он против публикации его интерьера. Но без интерьера объект не сфотографировать. Как быть в такой ситуации?

— Частные владения снимать нельзя. Но снова мы возвращаемся к контексту «Смотрите, какой бассейн для дома Ивана Ивановича мы построили за миллион долларов» и «Смотрите, какой декор мы сделали» без указания, у кого дома находится объект и сколько стоит.

Плюс, попадает ли интерьер частных владений в кадр.

Если цель автора — показать свое произведение, в кадре будет только оно. Остальную часть комнаты или фасада можно заретушировать фоторедактором. То есть, если автору нужно взять свой проект в портфолио — нужно сделать так, чтобы остальной интерьер на фото не был различим. Тогда проблем не будет.

Сейчас я вижу свою задачу в том, чтобы объяснить дизайнерам их права и заказчикам бонусы, которые они получают. Ведь их права не нарушают, а наоборот, заказчики получают действительно уникальный дизайн. А автор этого дизайна может защищать его от всех посягательств, то есть, клонирования дизайна не будет.

Их бассейн останется уникальным за счет того, что автор сможет защищать свои права на дизайн и запрещать другим использовать его: в портфолио, перепродавать, копировать и как угодно еще. Если кто-то взял чужой дизайн в портфолио — автор может подать в суд и получить с каждого такого конкурента от 10 тысяч рублей до 5 миллионов.

Если есть договор с заказчиком — требовать с нарушителя можно двойную стоимость работ по договору.

Если авторы будут защищать права на свои продукты, на рынке останутся только добросовестные исполнители. Те, кто действительно производят дизайн. Это обезопасит и заказчиков: во-первых, они будут уверены, что обращаясь в фирму, они видят в портфолио именно их работы, и во-вторых, что дизайн, который сделан для них, никто не копирует.

— Как защитить проект, если мы не подписываем договор с заказчиком, а, например, отправляем работу на конкурс?

— Заботиться о защите своего проекта заранее. Например, депонировать проект в iReg и отправлять работу, изначально обозначив, что все права защищены. Когда у автора есть подтверждение прав на проект, шансы, что клиент решит смухлевать, уменьшаются. И даже если попадется недобросовестный заказчик, в суде легко получится доказать свою правоту и получить компенсацию.

Когда дизайнер или архитектор отправляет работу, заказчик может сказать, что другой человек создал точно такой же проект для них, но за меньшую стоимость. Но если у дизайнера есть подтверждение, что он первый создал проект и отправил его на конкурс, заказчик не сможет доказать, что другая компания прислала проект раньше. А значит он просто украл разработку и суд обяжет заплатить.

— Практически у каждого крупного проекта, особенно по благоустройству города, есть интернет-ресурс: отдельный сайт или страница в соцсетях, где сами заказчики рассказывают о том, как разрабатывается проект. Дошло до абсурда: я распечатала мастер-план и хотела быстро перелистывая снять для сториз, что очередной наш проект на финишной прямой. Заказчик запретил мне публиковать видео, хотя я и вся команда указаны в авторах на официальной странице.

Проект уже в открытом доступе, дальше он будет опубликован на еще большем количестве ресурсов, будет участвовать в открытых проектах и в открытых конкурсах, а мы под NDA. Мы не имеем право снять даже сториз без согласия заказчика, иначе огромный штраф.

— Этот диссонанс происходит из незнания. Если бы дизайнер знал, что он может сообщить о работе с крутым клиентом без указания картинок и результатов, он бы мог это сделать. Если бы дизайнер знал, что он может опубликовать картинки без связи с лицом, он бы это тоже сделал. То есть, вы могли решить свою задачу, не нарушить закон и не испортив отношения с заказчиком.

Но здесь важно понимать, что проект уже в открытом доступе. Если бы заказчик делал проект не для общего пользования, условия были бы другими.

О том, как работать в режиме NDA и что делать, если работы кто-то использует без вашего согласия, читайте во второй части этой статьи. Она выйдет на следующей неделе.

1010
11 комментариев

Очень мутная история. Заказываешь, например, у дизайнера этикетку, дизайнер получает денег столько сколько просил. Ты потом запускаешь продукт в продажу и оппа. Дизайнер подал в суд, остановил продажи и требует миллион. Ты ищешь нового дизайнера, наученный опытом, подписываешь договор о передачи всех прав, запускаешь продукт и оппа. Со вторым дизайнером история повторяется, только тут дизайнер просто передумал передавать все права. Ты думаешь что дешевле и быстрее. Подать на дизайнера в суд и возместить убытки с него а потом пойти на третий круг и опять без гарантий, или уступить вымагателю!
И ещё важный момент, вот например говорю я дизайнеру — нарисуй мне табурет с восьмью ножками, но чтоб стоял на шести, а ещё две, как рога на шлеме викинга, смотрели в разные стороны. Кто будет в таком случае автором, я как заказчик который придумал этот модный дизайн или художник-исполнитель который просто фрилансер с биржи и их там таких легион?
И ещё непонятная фигня. Заказал я например у фрилансера художника этикетку и далее мне надо передать ее фрилансеру фотошопщику, но оказывается без согласия первого фрилансера второй не имеет права ничего делать, хотя истинный автор этикетки я как заказчик, ибо я объяснял первому фрилансеру что я хочу а не он сам выдумывал.
Дурдом. Дизайнеры думают что они очень важные, а на самом деле они никто и звать их никак. Особенно в стройке. Но зато из за них иногда стройка встаёт на недели и эти убытки никто никогда не вернёт строителям.

Ответить

1) В случае табурета: идея не стоит ничего. Вы придумали идею. Дизайнер ее реализовал. Его работа стоит и защищается законом. Ваша идея никому нафиг не нужна.

2) Что бы и как вы не выдумывали, работа делалась руками другого человека. Хотите быть полноправным автором работы — сделайте ее своими руками.

3) Дизайнеру вполне можно предъявить за простой, если он по его вине. Это оговаривается в договоре. Если вы этого не сделали — то несете полную ответственность финансовую за это.

4) И да, без дизайнера — это прикольно. Если вы нанимаете дизайнера, значит он вам зачем-то нужен. Если не нужен, зачем нанимаете?

3
Ответить

важный вопрос)) - заранее оговорить, и все будет норм.

Ответить
Автор

Конечно! От незнания и от того, что как раз заранее ничего не обговорено и возникает большинство сложностей.

Ответить

По опыту над сохранением «защищенности» своего дизайна толкутся либо малоопытные дизайнеры (авторы), либо крупные компании (владельцы). Первые переживают, что их гениальную работу украдут другие дизайнеры. Вторые переживают, что они потеряют на этом деньги. И в случае вторых еще можно понять, но первая ситуация — абсолютный бред и поломанное мировосприятие.

Если у вас прут работу, значит ваша работа достаточно хороша, чтобы ее захотели спереть. В этом концепция самой сути дизайна. Один дизайнер учится у другого. Ученик видит, как работает мастер и пытается сделать так же. Где та тонкая грань между спер и повторил через обучение? Все дизайнеры что-то прут. Это нормально. Это естественно. Это называется, вдохновение. Ты что-то видишь, совмещаешь с чем-то другим, немного додумываешь и получаешь что-то новое. Это хорошо.
Это сто касается ситуации, когда один дизайнер прет у другого.

А что би клиент не пер у дизайнера, нужно правильно деньги брать и не основываться на честном слове. И все.

Ответить
Автор

«Если у вас прут работу, значит ваша работа достаточно хороша, чтобы ее захотели спереть» — это очень плохое, но очень распространенное убеждение, которое мешает дизайнерам получать деньги за свои проекты. «Если у вас прут работу» — за каждый факт можно получить от 10 000 рублей.

Есть две больших разницы — вдохновиться работой другого дизайнера ради обучения и своровать чужой дизайн для коммерческой деятельности. Понятно, что в творческих профессиях авторы учатся у коллег, это нормально. Не нормально брать чужие работы в портфолио.

Про договоры полностью согласна. Работать на честном слове — расточительство, как для автора, так и для самого клиента.

Ответить

А где почитать вторую часть?

Ответить