Прямое включение: как мы делали онлайн-конференцию TPAS 2021 и чему это нас научило 📺

За те пять лет, что мы организовывали Travelpayouts Affiliate Summit (TPAS), у нас набилась куча шишек и накопилось много инсайтов. Мы решили поделиться этим опытом с вами. Доказываем, что сделать крутой ивент в онлайне сложно, но возможно, — и в формате импровизированного путеводителя рассказываем, как это получилось у нас.

Что за TPAS?

Каждый год на протяжении последних пяти лет Travelpayouts (платформа партнёрского маркетинга, выросшая на базе Авиасейлс) организовывает Travelpayouts Affiliate Summit. Это крупнейшая конференция по развитию тревел-бизнеса, собирающая в качестве спикеров главных экспертов рынка. За это время саммит успел примерить самые разные форматы и заметно расширил круг обсуждаемых тем. Начав с технических вопросов, интересных только вебмастерам, мы пришли к анализу глобальных трендов рынка путешествий.

TPAS’21 проходил в новом для нас режиме онлайн-трансляции из студии в Москве. Мы говорили о трендах восстановления индустрии путешествий после начала пандемии, обсуждали роль брендинга и интернет-рекламы в тревеле. Также анализировали рынок внутреннего туризма и много чего ещё.

Ивент стал настоящим вызовом для команды в 40+ человек. Лишь в общих чертах касаясь подробностей самого саммита, мы решили на своём примере рассказать, как сделать классное B2B-мероприятие онлайн на 5000 регистраций и не выгореть.

Travelpayouts Affiliate Summit 2021

Хочется добавить дисклеймер о том, что некоторые рекомендации могут показаться вам обычным здравым смыслом. Так оно и есть. Но, как подсказывает опыт, в период подготовки масштабных мероприятий даже лучшие из нас могут что-то упустить или за день до мероприятия выяснить, что ключевому участнику из команды организаторов кое-что оказалось совсем неочевидным.

С чего начать

Разберитесь с ЦА. Ивенты делаются не ради ивентов, а ради слушателей. Определите, кто ваша целевая аудитория, чего она хочет и как мероприятие может дать это людям.

Не стесняйтесь тратиться на исследования: хороший ресерч — универсальный залог win-win-историй.

Поймите, чего вы хотите. Определившись с аудиторией, переходите к конкретике. Цель, концепция, ожидаемые результаты — попробуйте в нескольких предложениях описать мероприятие так, как будто рассказываете о нём кому-то другому. Держите в голове нужды ЦА и проверяйте каждую идею вопросом «зачем?». К сформулированным целям проще идти, а обоснованные решения не излучают тревожную неопределённость..

Семь раз подумайте о формате. Нет смысла тратить огромные ресурсы на конференцию, если можно обойтись парой вебинаров, или делать вебинар, если хватит обыкновенной рассылки.

Синхронизируйте видение с заказчиками и командой. Если каждый из участников думает о сути проекта по-своему, это довольно скоро станет проблемой. Лучше сверить взгляды заранее, чтобы убедиться, что вы ждёте от мероприятия одного и того же.

Организация

Выбирайте удобное время. Онлайн-ивентов много, а часов в сутках всего 24 — и половину из них мы тратим на сон и чтение смешных твитов. Позаботьтесь о времени слушателя и не отнимайте у него выходные: когда речь идёт о бизнес-мероприятии, пользователи готовы слушать интересующие их доклады в рабочее время, иногда — в фоновом режиме. TPAS’21 мы проводили в четверг с 11:00 до 18:30 по московскому времени.

Примите факт, что значительная часть аудитории всё равно будет смотреть конференцию в записи — и в этом нет ничего страшного.

Выбирайте понятный софт. Пользователь всегда предпочтёт то, что ему уже знакомо. Именно поэтому громоздкое ПО с кучей функций проигрывает на рынке ивентов мейнстримным платформам. Хорошее решение для бесплатных мероприятий — бродкаст на YouTube из приложения на компьютере. Для малых онлайн-мероприятий порекомендуем Zoom или StreamYard, для масштабных конференций — OBS Studio. На саммите в 2020 году мы пользовались как раз последним — а в 2021 организовали трансляцию из студии и доверили трансляцию сторонним подрядчикам.

Прямое включение: как мы делали онлайн-конференцию TPAS 2021 и чему это нас научило 📺

Чем заменить нетворкинг, за который любят оффлайн-ивенты? Бесплатное и простое решение — завести канал в Telegram и поддерживать общение в чате. Но подумайте о том, как будете это делать, заранее: качественная модерация и интересные интерактивы — хорошо, бессодержательный спам ради спама — плохо.

Вопрос к читателям: если у вас на примете есть любимый удобный и интуитивный софт для ведения трансляций или платформа для онлайн-конференций, пожалуйста, расскажите об этом в комментариях. Спасибо!

Планируйте с запасом. Конференция — это огромное количество работы, объём которой только растёт в ходе подготовки. Чтобы это не стало неприятным сюрпризом, обеспечьте себе достаточное количество времени. В своей работе мы выделили три периода разработки ивента в зависимости от интенсивности нашей подготовки и временных ресурсов:

  1. Ранее, чем за полтора месяца до саммита. Общий сбор команды раз в две недели — для обсуждения основных организационных вопросов.
  2. За полтора месяца до саммита. Еженедельные летучки с интенсивной проработкой всех деталей проекта.
  3. За две недели до саммита. Ежедневные встречи с обсуждением всех аспектов подготовки. За 3–5 дней до мероприятия решаем только самое ключевое и отметаем случайные ресурсозатратные идеи — в противном случае весь день может уйти на очень важные синки.

Распланируйте все возможные задачи, определите примерный срок на их выполнение и прибавьте три недели. Правки, заболевшие спикеры, недобор по маркетинговым показателям и прочие внезапные изменения — всё это потребует времени. А с повышенными нагрузками вам вполне может понадобиться помощь фриланса, потому лучше всегда иметь на примете пару надёжных подрядчиков.

В фазе активной подготовки одновременно всегда выполняется пара десятков задач, в которых участвует пара десятков человек, поэтому рекомендуем заводить чек-листы. Например, вот наш чек-лист по работе со спикерами. Джиры, асаны и прочие таск-трекеры здорово помогают планировать и следить за ходом работы, но старая добрая табличка в Excel, где собираются статусы и ссылки на материалы, например, по конкрентому докладчику, ещё никогда не подводила.

Темы, спикеры, выступления

Говорите о нужном. Выбирая темы и спикеров, не стоит полагаться только на собственную экспертизу. Каким бы профессионалом вы ни были, у вас вряд ли получится точно считать мысли и желания такой большой аудитории. Спасение — в ресерче. Если у вас нет ресурсов, чтобы интервьюировать ЦА, собирайте вторичную информацию через поисковики, лидеров мнений и профильные СМИ.

Обратите внимание на то, кого из лидеров вашей индустрии цитируют чаще всего. Отбирая актуальных спикеров, вы не только закрываете интересы аудитории, но и играете на руку своей известности и репутации. В 2021 году состав выступающих открыл нам дорогу в крупные медиа — например, РИА и ТАСС.

Среди выступающих на TPAS 2021 были Майя Ломидзе (АТОР), Илья Артеменко (Тинькофф Путешествия), Александр Мальцев (Яндекс.Путешествия), Кристина Ковалевич (Слетать.ру), Ярослав Котышов (Авиасейлс), Юлия Репникова (Большая страна), Елена Белоусова (Travel Marketing), Иван Белый (Travelata.ru), Иван Бортников (Youtravel.me) и другие.

Прямое включение: как мы делали онлайн-конференцию TPAS 2021 и чему это нас научило 📺

Говорите по делу. Удалить воду, оставить суть, повторять до достижения комфортного тайминга. Делимся универсальной шкалой для онлайн-мероприятий: 20–30 минут — супер, 40–45 — уже долго, больше — непозволительная роскошь.

Внимание слушателя, который может уйти от вас, нажав всего одну кнопку, — слишком ценный ресурс.

Определившись с таймингом, следите за его строгим соблюдением. Из-за волнения некоторые спикеры могут сбиваться с темпа и выходить за отведённые рамки — лучше отработать этот момент заранее тренингами по ораторскому мастерству. Иногда полезно организовать суфлёр. Сам факт наличия текста в поле зрения зачастую помогает выступающему успокоиться. Используйте, но помните: читать текст с экрана полностью — это бэд карма. Я сама была одной из ведущих на саммите в 2021 году, и наличие текста на экране под камерой + планшет в руках снимали любые тревоги.

Бонусный лайфхак: дайте спикеру возможность видеть обратный отсчёт до конца его выступления, но отнимите от этого времени минуту — и комфортный тайминг вам обеспечен.

Говорите доступно. Слушатель должен понимать, что происходит на экране в каждый момент времени. Чтобы человеку было проще ориентироваться в структуре выступления и запомнить главное, можно использовать простую схему «‎план-контент-выводы»:

  • расскажите о том, что вы собираетесь рассказать;
  • расскажите то, что собирались рассказать;
  • расскажите кратко, что вы им только что рассказали.

Ещё один способ сделать свой доклад понятнее — презентации. Откажитесь от избытка длинных текстов и сделайте акцент на визуальный язык. Используйте в презентации картинки, графики, мемы и любую другую информацию, которая подкрепит слова выступающего.

В хороших докладах спикер и презентация дополняют, а не дублируют друг друга — и уж тем более не воюют за внимание слушателя.

Прямое включение: как мы делали онлайн-конференцию TPAS 2021 и чему это нас научило 📺

Важное замечание, особенно актуальное для оффлайна: прогоните презентацию в тех условиях, в которых будете её показывать. От цветопередачи проектора до расположения рядов в зале — это поможет заранее выявить множество подводных камней.

Подумайте о структуре. Слушателям тяжело сохранять фокус, если мероприятие состоит только из докладов. Добавьте ведущего, перебивки между выступлениями, Q&A. Позвольте слушателям активно взаимодействовать с мероприятием через чат — например, общаться со спикерами и участвовать в опросах. Это не только повысит вовлечённость аудитории, но и позволит измерять её в режиме реального времени.

На TPAS’21 мы составили расписание так, чтобы учесть все возможные проблемы и сохранить динамику мероприятия. Например, заложили время на случай превышения тайминга, разделили доклады перерывами, бэкстейджами и небольшими квизами на усвоение материала, а ещё добавили в середину блок с интерактивом для зрителей. Расписание выглядело так:

  1. Видеоролик на тему саммита (5 минут).
  2. Интро от ведущих о том, чего сегодня ждать (5 минут).
  3. Интро от спикера из Travelpayouts о состоянии рынка (10 минут).
  4. Доклад № 1 + ответы на вопросы, которые задают ведущие (30 минут) — вживую из студии.
  5. Zoom с нашими активными пользователями, которые арендовали лофт для просмотра TPAS (5 минут).
  6. Доклад № 2 + ответы на вопросы, которые задают ведущие (30 минут) — спикер общается из Zoom, а ведущие — из студии.
  7. Викторина на тревел-тематику, которую проводят между собой ведущие и призывают всех зрителей отвечать на вопросы в комментариях (5 минут), получаем шквал комментариев, после которых аудитория раскачивается на вопросы по содержанию докладов.
  8. Доклад № 3 + ответы на вопросы, которые задают ведущие (30 минут) — вживую из студии.
  9. Переключение на представление команды. Те организаторы, кто в студии, выходят к камерам, остальная команда выводится в Zoom (5 минут).
  10. Доклад № 4 + ответы на вопросы, которые задают ведущие (30 минут) — вживую из студии.
  11. Доклад № 5 + ответы на вопросы, которые задают ведущие (30 минут) — вживую из студии.
  12. Видеоролик на тему саммита, пока студию готовят для панельной дискуссии (3 минуты).
  13. Панельная дискуссия вживую из студии, 4 участника и модератор (40 минут).
  14. Перерыв в программе, под который запускаем активность (квиз со зрителями) по теме саммита (20 минут). Зрители активно отвечают в комментариях и делятся фидбэком. Ведущий при этом читает комментарии и общается с аудиторией.
  15. Доклад и Q&A-сессия (вопросы присланы заранее) с руководителем по продукту Travelpayouts, вживую из студии (30 минут).
  16. Панельная дискуссия — 3 участника и модератор. Полностью в Zoom (40 минут).
  17. Доклад № 7 + ответы на вопросы, которые задают ведущие (30 минут) — вживую из студии.
  18. Доклад № 8 — записанное заранее видео из другой локации с отличным светом и звуком. Формат — как в Zoom (25 минут).
  19. Живая картинка с бэкстейджа. Ведущие вместе с операторами уходят со сцены и показывают закулисье саммита — огромную команду операторов, режиссеров, продюсеров, визажистов и т.д. в разных помещениях студии: пультовой, зоне подготовки спикеров и т.д. Затем ведущие возвращаются на сцену.
  20. Доклад № 9 + ответы на вопросы, которые задают ведущие (30 минут) — вживую из студии.
  21. Завершающий доклад от спикера из пункта 3 со всеми основными выводами из докладов саммита (15 минут).
  22. Завершение саммита — ведущие всех благодарят и приглашают поделиться фидбэком (5 минут).

Суммарно при 9 докладах программа состояла из 22 активностей. Мы разнообразили зрительский опыт возможностью взаимодействия с мероприятием и чередуя разные форматы выступлений. В итоге аудитория получала информацию в комфортных ей пропорциях и не теряла интереса к ивенту: когда на экране постоянно происходит что-то новое, вам вряд ли захочется закрывать вкладку.

В случае с TPAS’21, такой подход позволил нам сохранять 850+ зрителей в течение первых 3,5 часов конференции. К восьмому часу конференции цифра снизилась до 500 одновременных зрителей, что позволило нам понять, что мы собрали верную программу под нужную ЦА и выдали её в хорошем формате.

На этапе планирования ивента пройдитесь по трём базовым вопросам:

  • что будет происходить до лайва?
  • что будет происходить во время лайва?
  • что будет происходить после лайва?

Не обделяйте вниманием последний пункт, подумайте о будущем: каким будет ваш лендинг после окончания ивента? Нуждается ли запись трансляции в дополнительном монтаже? Как вы будете распространять материалы конференции и как их найдёт пользователь, который в ней не участвовал? На все эти вопросы полезно ответить себе заранее. Например, если вы забудете поставить возрастную маркировку на трансляцию на YouTube, а затем захотите её попромить, то YouTube может отказать в рекламе, а плашку с возрастом на текущую трансляцию вы навесить уже не сможете.

Не бойтесь напоминать аудитории о доступе к материалам в любых доступных каналах. Немало людей регистрируется с намерением посмотреть материалы конференции только после окончания ивента. Если запись в финальном виде будет доступна по той же ссылке, не закрывайте её. Если требуется монтаж — постарайтесь выложить записи как можно скорее.

Прямое включение: как мы делали онлайн-конференцию TPAS 2021 и чему это нас научило 📺

Перепроверьте всё. А потом ещё раз. Качество картинки, звук, фон, настройки программ… С чем-то из этого у вас точно возникнут проблемы — этого никому ещё не удавалось избежать. Но многие серьёзные риски можно минимизировать прогонами и качественной подготовкой. Обязательно отработайте всё в условиях, идеально повторяющих реальные, — с тем же софтом, в том же месте и на той же аппаратуре. Особое внимание стоит уделить звуку: не разговаривайте с микрофона ноутбука и убедитесь, что всё оборудование корректно подсоединилось до вывода спикера в эфир. И помните, что YouTube легко может забанить вашу трансляцию за нелицензионное использование авторской музыки или видео.

Вот вам лайфхак: за несколько дней до ивента выложите закрытые аудио и видео на YouTube, чтобы проверить, не забанят ли их. В таком случае можно не опасаться, что чей-то доклад оборвётся на полуслове, и придётся срочно рассылать слушателям ссылку на новую трансляцию и лихорадочно соображать, как не допустить другой бан.

Прямое включение: как мы делали онлайн-конференцию TPAS 2021 и чему это нас научило 📺

Промо

И снова — делайте всё заранее. Самый важный период для продвижения в большинстве каналов — последние две недели перед ивентом. Тогда мы получили больше всего регистраций — и именно на нём должны стоит сосредоточить усилия. Но для того чтобы воспользоваться этим временем максимально эффективно, нужно подготовить всё заранее. Креативы, ссылки, инструменты — согласовывайте, сколько понадобится, чтобы к часу X всё точно было готово.

Обкатайте платные кампании. Такие инструменты, как paid search и display ads, нужно запускать и оптимизировать задолго до мероприятия. Это нужно, чтобы к моменту решающих 2–3 недель вам оставалось только усилить их дополнительным бюджетом. Подходящий период для запуска рекламы больших мероприятий в поисковиках — хотя бы 1,5 месяца до ивента. Paid social даёт результат быстрее и дешевле — его можно запустить и за две недели, но лучше и здесь начать раньше. Всё становится проще, если у вас есть подходящие под ивент собранные аудитории или оптимизированные кампании прошлых лет — в таком случае вы можете просто их перезапустить.

Пользуйтесь всеми доступными каналами продвижения. Нужно просить спикеров поддержать ваш ивент. Главное — обговорить это заранее и помочь им сделать всё красиво. Визуальное и текстовое промо для аудитории спикеров требует не менее тщательного подхода, чем любые другие креативы. В случае с TPAS этот канал бесплатно обеспечил нам около 35% всех регистраций — притом половина этой аудитории пришла от одного человека. Как и с другими бесплатными каналами, промо на аудиторию спикеров лучше всего проявляет себя в последние две недели перед мероприятием.

Другой эффективный канал — партнёры. Не стоит особо тратить время на логотипы в блоке «инфопартнеры» и посты в соцсетях, В большинстве случаев выхлоп от этого минимальный для обеих сторон. Анонсы в СМИ тоже частенько слабо сказываются на количестве регистраций, хотя требуют много ресурса. Подумайте, будет ли вам по-настоящему полезен такой охват. Отличный инструмент, который приносил нам регистрации во все годы проведения саммита, — рассылки от партнёров на свою аудиторию.

Отказывайтесь от неэффективного. Бросайте каналы, которые не работают, как бы морально тяжело это ни было. Своевременный отказ от телеграм-каналов и display ads, недостаточно проявивших себя в промо саммита, позволил нам потратить ресурсы на более эффективные инструменты.

Как понять, что канал не работает? Мало регистраций и высокая цена на них — ваши верные red flags 🚩

Не заставляйте себя искать. Даже зарегистрированный пользователь не будет тратить своё время на попытки откопать вас в инфопотоке. Найдите его сами. Конечно, не надо заваливать аудиторию письмами 24/7. Но напомнить о мероприятии за три дня, за день, за несколько часов, за пять минут или в момент старта ивента не будет лишним. Если юзер зарегистрировался за месяц, хорошим решением будет удерживать его внимание более содержательными письмами. Например, программой конференции или связанными с ней опросами.

Как это сделали мы

В промо TPAS 2021 мы использовали следующие каналы:

Бесплатные:

  • промо на собственную аудиторию: рассылки, баннеры и поп-апы в личном кабинете сервиса, push-уведомления (абсолютный маст-хэв для всех, у кого вдруг завалялось собственное приложение);
  • SMM-посты в соцсетях,
  • блог компании;
  • спикеры;
  • инфопартнёры (рассылки и другие каналы).

Платные:

  • paid social (лучше всего работает в Instagram и Facebook, в случае с англоязычными мероприятиями прибавьте к ним Linkedin. Twitter и YouTube хорошо повышают узнаваемость, но нашему b2b-саммиту не принесли регистраций);
  • телеграм-каналы и display ads — довольно быстро отказались от них, увидев слабые результаты.

В качестве базовых групп целевой аудитории мы выделили:

  • представителей тревел-бизнесов;
  • тревел-экспертов (маркетологи, персональные турагенты, сотрудники тревел-компаний, кроме сетевых турагентств);
  • тревел-блогеров;
  • вебмастеров.

Нашей целью было достижение 5 тыс. регистраций. Результаты получились такие:

  • Бесплатные регистрации: 3651
  • Платные регистрации: 1265

В разбивке на основные каналы:

  • Платная реклама в соцсетях: 1193
  • Прочая платная реклама (Telegram-каналы, display ads): 75
  • Бесплатное промо спикеров: 1033
  • Бесплатное промо инфопартнёров: 1000
  • Email (нашей аудитории и лидам): 827
  • Direct: 404
  • SMM (наши соцсети): 295
  • Organic Search: 65

Самый важный совет

Последние две недели перед крупным мероприятием — это всегда напряжённое время. Растущий стресс, возникающие со всех сторон мелкие кризисы, постоянные правки — и не покидающее ощущение, что можно и нужно сделать ещё лучше. Умейте сопротивляться этому чувству и устанавливайте для себя и окружающих удовлетворительные планки. Иначе дело может закончиться выгоранием.

Не жертвуйте здоровьем команды ради тех улучшений, которые вряд ли заметит обычный пользователь. Люди — ваш главный ресурс.

Что в итоге?

Мы прошли через огонь, воду и платные каналы продвижения, но организовали TPAS’21 таким, каким хотели его видеть — уникальным по масштабам ивентом, объединяющим профессиональное комьюнити и приносящим своим зрителям реальную пользу. Более того — нам даже есть, чем похвастаться:

  • ~5000 регистраций (до саммита – 4946, после добрали до 5200);
  • ~900 человек в пике смотрели трансляцию;
  • ~200 вопросов и ~1300 сообщений от зрителей;
  • более 20 упоминаний в новостных СМИ (TASS, Interfax, RT, Lenta и другие) после проведения саммита;
  • более 10 000 просмотров трансляции (во время и после лайва) без платного промо записи.

Но эта статья не ода себе и даже не профессиональный кейс в классическом смысле этого слова. Это составленная из записок на полях инструкция для молодого организатора, напоминающая о том, что классный ивент высокого уровня может сделать каждый.

В этом году мы продолжим делать не менее крутые мероприятия для пользователей из США и Европы и будем рады видеть в команде новых классных людей. Если у вас есть желание менять мир вместе с Авиасейлс и Travelpayouts, мы уже ждём вас вот здесь. С нас —крутая команда, задор и котовторники. С вас — быть молодцом.

Прямое включение: как мы делали онлайн-конференцию TPAS 2021 и чему это нас научило 📺
48
3 комментария