От классной идеи до качественного продукта: зачем вам нужен User Flow
Люди из IT-тусовки очень хорошо знакомы с историями о “невероятно крутой идее, которая бы взорвала рынок и стала спасением для тысячи людей! Мы собрали команду, сделали MVP, начали привлекать пользователей и…”. Чаще всего на этом моменте глаза говорящего потухают и следует невнятное “В общем, не выгорело…”.
Я сама как сооснователь IT-стартапа слышала с десяток подобных историй. Мой собственный проект пришёл к своему печальному завершению тем же образом. Что же мы упускаем?
Я хочу поговорить об одной составляющей IT проекта, правильное использование которой поможет подняться на уровень выше своих конкурентов, увеличить шансы успешно запустить проект и удовлетворить пользователей.
Поговорим о User Flow.
Что такое User Flow?
Представьте ситуацию: на платформе для поиска знакомств вы находите подходящего партнёра, жмёте на кнопку “Отправить запрос”... и дальше ничего не происходит. Сервис не уведомляет об успешном отправлении запроса, не предлагает перейти в раздел отправленных. Пользователь в растерянности: что делать дальше? Разработчики явно не смотрели на процесс отправки запроса глазами покупателя. Им бы не помешало продумать User Flow.
User Flow – это визуальное представление пути пользователя. На практике он выглядит как схема действий, которые должен совершить пользователь с момента запуска приложения и до достижения своей цели. User Flow можно составить как для всего приложения в целом, так и для его отдельной функции.
Почему без User Flow не обойтись
“Идея – огонь, продукт нужно как можно скорее запускать, пока никто не сделал этого раньше! А детали… Детали доделаем в процессе.” В этот момент и запускается лавина проблем. Пренебрегать проработкой User Flow – ошибка, которая может стоить жизни продукта.
С User Flow вы создаете продукт, который удерживает пользователя.
Придумать крутую идею и реализовать ее – это большая и сложная работа.Но сделать интерфейс интуитивно понятным и комфортным – еще сложнее. Если упустить это, то отличная идея и большая работа пойдут прахом.
Пользователь выбирает приложения, которые упрощают ему жизнь. Наша цель – освободить его от рутины, например, от ручного подсчета прибыли и других операций, которые можно автоматизировать. Освободившееся время человек может отвести личной жизни, семье, отдыху. Тому, что действительно важно.
Мне нравится аналогия User Flow с поездкой. Ваша задача – добраться до Нью-Йорка чтобы купить себе новенький блестящий автомобиль. Наша – просчитать все возможные действия, которые вы будете совершать от сбора чемоданов (вы не забыли билеты? если да, то что тогда делать?) до приземления в аэропорту Большого Яблока. Увидеть все возможные ошибки, которые вы как пользователь можете совершить, уберечь вас от них, или придумать способ их решения. Согласитесь, неприятно уже в аэропорту обнаружить, что вы забыли взять с собой билеты.
User Flow помогает выявить скрытые на первый взгляд моменты, о которых мы не задумываемся в момент прорабатывания идеи. Мы можем не вспомнить о них при разработке продукта.
Возьмем, например, сервис для поиска работ фрилансерами. На словах действие звучит так: исполнитель просмотрел заказы – откликнулся на один – выполнил – отправил. Что может быть проще? Но когда начинаешь прописывать каждый шаг детально, возникают условия. А как пользователь найдет заказ по своей специальности? Нужен фильтр. А если у него возникли вопросы по заказу? Добавить возможность задать вопрос без отклика. А что произойдет после того, как откликнулся?
Эти детали играют решающую роль в том, будет опыт использования продукта позитивным или негативным, и будут ли его вообще использовать.
Кейс из нашей практики: мы создавали личный кабинет пользователя сервиса. Изначально задача казалась простой. MVP уже был собран на коленке и состоял из четырех экранов. Затем мы поняли, что половина функций требует запроса в техническую поддержку. Пользователю нужно тратить время на письма, а технической поддержке – отвлекаться на любую мелочь, вместо того, чтобы решать действительно сложные проблемы. Мы пришли к тому, что все эти функции может совершить пользователь. Это гораздо быстрее и проще для всех. Пользователи довольны, техподдержка занята своим делом.
Четыре с виду простых экранов превратились в это:
User Flow поможет вам оптимизировать процесс разработки
Если проработать все пользовательские потоки на этапе дизайна, то у программистов возникнет в разы меньше в0опросов о том, как всё работает, как взаимосвязаны экраны, как происходит взаимодействие. Это ускоряет процесс разработки и приближает вас к релизу.
Если в пылу разработки вы забудете о User Flow или пропустите даже один поток, то программисты все равно сделают свое дело. Но после придётся переписывать целые куски кода. В результате у вас сдвинутся сроки и вырастет бюджет.
Один дизайнер месяцем работы может загрузить программистов на полгода вперёд. Что же лучше: заложить на шесть часов больше на дизайн или застрять на две-четыре недели дольше в разработке? Ответ очевиден.
Возвращаясь к моему опыту предпринимательства – мы пренебрегли User Flow в начале развития проекта. К моменту запуска MVP поняли, что из-за постоянного исправления недочётов в логике работы продукта, упустили все возможные сроки.
Не повторяйте своих ошибок. А лучше учитесь на чужих.
Как составить User Flow?
Создание User Flow напрямую вытекает из исследования аудитории, рынка, и контекста, в котором продукт будет использоваться.
Нет какого-то определенного стандарта, как должен выглядеть User Flow. Главное, чтобы последовательность действий охватила весь функционал, учитывала все варианты развития событий и была понятна всей команде.
User Flow часто изображают как блок-схему, описывающие конкретные последовательные действия пользователей в каждом сценарии. В составлении схемы чаще всего участвуют 3 блока: экран - условие - действие.
При составлении User Flow стоит ориентироваться на специфику продукта и собственные предпочтения. Кому-то будет удобнее сразу набросать черновики будущих экранов и соединять между собой, другой будет прописывать общие действия и искать лучший способ закрыть задачу пользователя относительно контекста, в котором он её решает.
В чем составить User Flow?
Из инструментов лично мне удобнее пользоваться Miro. Можно быстро менять настройки под свои нужды, строить огромные, ветвящиеся схемы. Простенький Flow можно набросать прямо в Figma (тем более, для этого уже есть специальные плагины), но там нет такого количества схем, как в Miro.
В совсем простых вариантах User Flow достаточно будет даже набросать схему на бумаге. Даже такой User Flow будет лучше, чем никакой.
Если изначально будущий проект казался сложным и нескладным, после составления грамотного User Flow понятно и прозрачно должно стать всё и для всех. Эта схема должна показывать четкую структуру будущего продукта, и оставлять возможность её менять. Когда будет добавляться новая фича, вы просто сделаете дополнительную ветвь и органично впишете в новый функционал.
Разработка User Flow сохранит вам очень много времени, денег и нервов.
Остались вопросы? Пишите их в комментариях!