От классной идеи до качественного продукта: зачем вам нужен User Flow

Люди из IT-тусовки очень хорошо знакомы с историями о “невероятно крутой идее, которая бы взорвала рынок и стала спасением для тысячи людей! Мы собрали команду, сделали MVP, начали привлекать пользователей и…”. Чаще всего на этом моменте глаза говорящего потухают и следует невнятное “В общем, не выгорело…”.

Я сама как сооснователь IT-стартапа слышала с десяток подобных историй. Мой собственный проект пришёл к своему печальному завершению тем же образом. Что же мы упускаем?

Я хочу поговорить об одной составляющей IT проекта, правильное использование которой поможет подняться на уровень выше своих конкурентов, увеличить шансы успешно запустить проект и удовлетворить пользователей.

Поговорим о User Flow.

Что такое User Flow?

Представьте ситуацию: на платформе для поиска знакомств вы находите подходящего партнёра, жмёте на кнопку “Отправить запрос”... и дальше ничего не происходит. Сервис не уведомляет об успешном отправлении запроса, не предлагает перейти в раздел отправленных. Пользователь в растерянности: что делать дальше? Разработчики явно не смотрели на процесс отправки запроса глазами покупателя. Им бы не помешало продумать User Flow.

User Flow – это визуальное представление пути пользователя. На практике он выглядит как схема действий, которые должен совершить пользователь с момента запуска приложения и до достижения своей цели. User Flow можно составить как для всего приложения в целом, так и для его отдельной функции.

Почему без User Flow не обойтись

“Идея – огонь, продукт нужно как можно скорее запускать, пока никто не сделал этого раньше! А детали… Детали доделаем в процессе.” В этот момент и запускается лавина проблем. Пренебрегать проработкой User Flow – ошибка, которая может стоить жизни продукта.

С User Flow вы создаете продукт, который удерживает пользователя.

Придумать крутую идею и реализовать ее – это большая и сложная работа.Но сделать интерфейс интуитивно понятным и комфортным – еще сложнее. Если упустить это, то отличная идея и большая работа пойдут прахом.

Пользователь выбирает приложения, которые упрощают ему жизнь. Наша цель – освободить его от рутины, например, от ручного подсчета прибыли и других операций, которые можно автоматизировать. Освободившееся время человек может отвести личной жизни, семье, отдыху. Тому, что действительно важно.

Мне нравится аналогия User Flow с поездкой. Ваша задача – добраться до Нью-Йорка чтобы купить себе новенький блестящий автомобиль. Наша – просчитать все возможные действия, которые вы будете совершать от сбора чемоданов (вы не забыли билеты? если да, то что тогда делать?) до приземления в аэропорту Большого Яблока. Увидеть все возможные ошибки, которые вы как пользователь можете совершить, уберечь вас от них, или придумать способ их решения. Согласитесь, неприятно уже в аэропорту обнаружить, что вы забыли взять с собой билеты.

User Flow помогает выявить скрытые на первый взгляд моменты, о которых мы не задумываемся в момент прорабатывания идеи. Мы можем не вспомнить о них при разработке продукта.

Возьмем, например, сервис для поиска работ фрилансерами. На словах действие звучит так: исполнитель просмотрел заказы – откликнулся на один – выполнил – отправил. Что может быть проще? Но когда начинаешь прописывать каждый шаг детально, возникают условия. А как пользователь найдет заказ по своей специальности? Нужен фильтр. А если у него возникли вопросы по заказу? Добавить возможность задать вопрос без отклика. А что произойдет после того, как откликнулся?

Эти детали играют решающую роль в том, будет опыт использования продукта позитивным или негативным, и будут ли его вообще использовать.

Кейс из нашей практики: мы создавали личный кабинет пользователя сервиса. Изначально задача казалась простой. MVP уже был собран на коленке и состоял из четырех экранов. Затем мы поняли, что половина функций требует запроса в техническую поддержку. Пользователю нужно тратить время на письма, а технической поддержке – отвлекаться на любую мелочь, вместо того, чтобы решать действительно сложные проблемы. Мы пришли к тому, что все эти функции может совершить пользователь. Это гораздо быстрее и проще для всех. Пользователи довольны, техподдержка занята своим делом.

Четыре с виду простых экранов превратились в это:

От классной идеи до качественного продукта: зачем вам нужен User Flow

User Flow поможет вам оптимизировать процесс разработки

Если проработать все пользовательские потоки на этапе дизайна, то у программистов возникнет в разы меньше в0опросов о том, как всё работает, как взаимосвязаны экраны, как происходит взаимодействие. Это ускоряет процесс разработки и приближает вас к релизу.

Если в пылу разработки вы забудете о User Flow или пропустите даже один поток, то программисты все равно сделают свое дело. Но после придётся переписывать целые куски кода. В результате у вас сдвинутся сроки и вырастет бюджет.

Один дизайнер месяцем работы может загрузить программистов на полгода вперёд. Что же лучше: заложить на шесть часов больше на дизайн или застрять на две-четыре недели дольше в разработке? Ответ очевиден.

Возвращаясь к моему опыту предпринимательства – мы пренебрегли User Flow в начале развития проекта. К моменту запуска MVP поняли, что из-за постоянного исправления недочётов в логике работы продукта, упустили все возможные сроки.

Не повторяйте своих ошибок. А лучше учитесь на чужих.

Как составить User Flow?

Создание User Flow напрямую вытекает из исследования аудитории, рынка, и контекста, в котором продукт будет использоваться.

Нет какого-то определенного стандарта, как должен выглядеть User Flow. Главное, чтобы последовательность действий охватила весь функционал, учитывала все варианты развития событий и была понятна всей команде.

User Flow часто изображают как блок-схему, описывающие конкретные последовательные действия пользователей в каждом сценарии. В составлении схемы чаще всего участвуют 3 блока: экран - условие - действие.

От классной идеи до качественного продукта: зачем вам нужен User Flow
От классной идеи до качественного продукта: зачем вам нужен User Flow

При составлении User Flow стоит ориентироваться на специфику продукта и собственные предпочтения. Кому-то будет удобнее сразу набросать черновики будущих экранов и соединять между собой, другой будет прописывать общие действия и искать лучший способ закрыть задачу пользователя относительно контекста, в котором он её решает.

От классной идеи до качественного продукта: зачем вам нужен User Flow

В чем составить User Flow?

Из инструментов лично мне удобнее пользоваться Miro. Можно быстро менять настройки под свои нужды, строить огромные, ветвящиеся схемы. Простенький Flow можно набросать прямо в Figma (тем более, для этого уже есть специальные плагины), но там нет такого количества схем, как в Miro.

В совсем простых вариантах User Flow достаточно будет даже набросать схему на бумаге. Даже такой User Flow будет лучше, чем никакой.

Если изначально будущий проект казался сложным и нескладным, после составления грамотного User Flow понятно и прозрачно должно стать всё и для всех. Эта схема должна показывать четкую структуру будущего продукта, и оставлять возможность её менять. Когда будет добавляться новая фича, вы просто сделаете дополнительную ветвь и органично впишете в новый функционал.

Разработка User Flow сохранит вам очень много времени, денег и нервов.

Остались вопросы? Пишите их в комментариях!

2626
3 комментария

👍 🙏🏻

3
Ответить

ПОГЛАДИТЬ КОТА это огонь на этой странице)) вы понимаете, что я теперь на всех страницах хочу такого котика

Ответить

классно, только хотелось бы эти схемы увидеть в хорошем качестве, а то так просто квадратики

Ответить