Коллективный иск к Яндекс.Еде - как присоединиться, в чем нарушение, и что дальше

Юридический сервис DestraLegal.ru подал коллективный иск к FoodTech-сервису Яндекс.Еда в Замоскворецкий районный суд города Москвы. О подаче иска уже написали некоторые федеральные СМИ. Здесь мы расскажем о том, как образовался иск, в чем нарушение, и чего ждать дальше.

В иске участвует 33 пользователя сервиса Яндекс.Еда, еще 300 пользователей отправили заявки на присоединение к коллективному иску. Все обратившиеся в DestraLegal.ru столкнулись с одной и той же проблемой: в сервисе Яндекс.Еда произошла утечка персональных данных пользователей, и база объемом 50 млн записей стала публично доступна. Теперь истцы требуют компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей на каждого.

Что случилось?

Недавно стало известно, что в Яндексе произошла массовая утечка персональных данных пользователей сервиса Яндекс Еда. В результате недобросовестных действий одного из сотрудников в интернете были опубликованы фамилии и имена, телефоны клиентов, адреса, суммы трат и коды от домофонов на сайте: https://saverudata.info. Роскомнадзор отреагировал быстро и заблокировал сайт с опубликованными данными пользователей сервиса Яндекс.Еда. Вместе с тем, многим из пользователей удалось обнаружить себя в утекшей базе данных, а также скачать всю базу с 50 млн записей. В базе есть личные данные 23 млн пользователей Яндекс.Еды.

В первый же день после утечки в DestraLegal.ru с заявками на присоединение к коллективному иску обратились более 100 пользователей сервиса, нашедших в базе свои персональные данные. С помощью ресурса онлайн-сервиса юристы Destra за два дня дистанционно собрали с истцов необходимые документы - коллективный иск с 33 участниками был подан в Замоскворецкий районный суд города Москвы 25 марта 2022 г.

Как присоединиться к коллективному иску к сервису Яндекс.Еда?

Чтобы присоединиться к иску, достаточно оставить заявку на платформе коллективных исков. С вами свяжется юрист, мы поможем собрать доказательства, подготовим необходимые документы, присоединим вас к иску и будем бороться за ваше право на компенсацию в суде.

Отдельно взятому человеку сложно бороться с крупными корпорациями. Поэтому мы формируем в России культуру коллективных исков. Решать проблемы вместе куда проще, чем бороться с системой одному.

Почему это важно?

Подобные утечки данных - не редкость, однако, как правило, они происходят в значительно меньшем объеме. В такой ситуации, компании всеми силами способствуют удалению “утекших” данных из общего доступа. Однако к этому моменту, эта информация уже распространилась по неопределенному кругу лиц. Так, пострадавшим участникам коллективного иска к сервису Яндекс.Еда поступали многократные звонки от агентств недвижимости, которые предлагали продать или сдать недвижимость по адресу, указанному в утекшей базе данных, от компаний, предлагающих услуги клининга и ухода за одеждой, предложения от банковских сотрудников.

Требуя компенсации, пострадавшие могут влиять на отношение корпораций к безопасности пользовательских данных. А проще всего это сделать, присоединившись к коллективному иску.

Разве это работает?

В других странах компании уже давно несут большую ответственность за утечки, и это реализуется как раз коллективными исками. Так, ярким примером является иск против Insurance Technologies, каждый из участников которого имеет право на получение компенсации в размере около $7 тыс. Еще одним ярким примером является коллективный иск против социальной сети TikTok. Компания обязалась выплатить участникам коллективного иска $92 млн за нарушение правил сбора и обработки персональных данных пользователей. Утечка персональных данных сотрудников и клиентов компании British Airways тоже послужила поводом для коллективного иска. Сумма штрафа компании составила $254 млн и была снижения до $27 млн в связи с трудным финансовым положением компании в пандемию.

Это первый такой иск?

Юридический сервис DestraLegal.ru уже имеет успешную практику организации коллективных исков и даже запустил для этого онлайн-платформу. Так, недавно DestraLegal.ru имел опыт защиты прав студентов образовательного сервиса GeekBrains. В коллективном иске против образовательной платформы принимают участие более 50 студентов, которые выдвинули требования на сумму около 9 млн рублей. Студенты продолжают присоединяться к иску.

Будут ли ещё иски?

В настоящий момент сложилась крайне неприятная ситуация: многие компании объявляют об отказе в обслуживании российских клиентов, прекращают гарантийную поддержку и даже отменяют уже оплаченные заказы. В результате, клиенты не могут вернуть деньги и испытывают трудности с использованием уже приобретенных товаров.

DestraLegal.ru собирает участников и готовит коллективные иски против Netflix за отказ предоставить подписку российским пользователям, Farfetch за отказ доставить оплаченные товары и вернуть за них деньги российским покупателям, Playstation в связи с закрытием магазина для владельцев консолей.

Почему утечка персональных данных - это нарушение

Опубликованные в открытом доступе данные клиентов, в частности, фамилии, имена, адреса, номера телефонов относятся к персональным данным.

Основным законом, который регулирует отношения по обработке персональных данных, является Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных” (далее - Закон о персональных данных). Он устанавливает обязанность оператора персональных данных - лицо, осуществляющее обработку персональных данных, - осуществлять обработку с согласия субъекта персональных данных и в соответствии с требованиями Закона о персональных данных. Одними из требований являются соблюдение конфиденциальности персональных данных и принятие мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке.

За нарушение установленных Законом о персональных данных требований установлена ответственность. В частности, субъект персональных данных вправе предъявить оператору персональных данных требование о компенсации морального вреда и возмещении убытков.

Утечка персональных данных представляет собой нарушение правил обработки персональных данных. Так, на операторе лежит обязанность принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, распространения персональных данных, а также от любых других неправомерных действий в отношении персональных данных.

Утечка персональных данных пользователей сервиса Яндекс.Еда может говорить о том, что оператор не принял необходимые и достаточные меры, чтобы обеспечить безопасность персональных данных своих клиентов. В результате этого, как отмечает сам Яндекс, сотрудник компании смог повести себя недобросовестно и имена, номера телефонов, адреса, суммы заказов пользователей сервиса стали доступны неограниченному кругу лиц. Как следствие, у пользователей Яндекс.Еды появилось право предъявить требования о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Большинство из нас заказывает еду домой, поэтому передает сервису информацию о своем месте жительства, имя, контактный телефон, код от домофона, подробности входа или подъезда к дому. Отношения строятся на доверии. Передавая свои данные, пользователи надеются на их сохранность и конфиденциальность.

137137
81 комментарий

Да, вот это правильно поддерживаем ребят. Номер дела сбросьте в доступ, чтобы посмотреть чем все закончиться и сколько потребуется сил, чтобы доказать моральный вред в результате слива базы персональных данных. Видимо недовольные сотрудники постарались и подрядили своих друзей после слива, чтобы те успели базу скачать и доказать факт слива. Интересно Яндекс нашел концы, кто это сделал, откуда и в какое время. Видимо своих друзей с разведки надо привлекать, а вместо этого заставит таксистов делиться данными о пассажирах.

24
Ответить

Где кстати можно присоединиться к этому иску? Мне из-за сраного яндекса пришлось тратиться на переезд

8
Ответить

Можете попробовать здесь, в комментариях, раз решили статью не читать.

42
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Насколько перспективно требовать моральный вред в 100 000 рублей, когда на практике по таким делам присуждают по 10-20 тыс.?

11
Ответить

Суды часто снижают сумму компенсации морального вреда, поэтому, конечно же, 100 тыс. могут снизить. Даже если сумма будет 20 тыс., для российской практики это тоже будет неплохо.

Коллективные иски по утечкам данных не распространены, поэтому будем смотреть, как это влияет

26
Ответить