Руководители российских корпораций о будущем дизайна: к чему готовиться

Держим руку на пульсе российского дизайн-рынка. В Pragmatica поговорили с руководителями дизайн-отделов СДЭК, Ситимобил, Skysmart, Ozon, МТС, Тинькофф и сооснователем Red_mad_robot о будущем индустрии. Без отчаяния и с верой в новое начало.

Руководители российских корпораций о будущем дизайна: к чему готовиться

Внутри ответы на животрепещущие вопросы: как изменится индустрия дизайна, какие дизайнеры будут востребованы на рынке и что делают руководители для поддержки себя и команды.

Что происходит с дизайн-отделом в вашей компании?

Руководители российских корпораций о будущем дизайна: к чему готовиться

Работы прибавилось

Олег Спешилов

UX-chapter Lead в СДЭК

Для дизайнеров в СДЭК работы прибавилось. У нас многие компании оставили позиции по логистике и доставке. Крупные игроки уходят с рынка, мы стараемся занять эти ниши, появляется много новых продуктов.

Изменений немного

Дарья Егорова
Арт-директор UX-экосистемы в МТС

Особых изменений сейчас у нас не произошло. Мы по-прежнему нанимаем сотрудников, развиваем свои цифровые сервисы. Думаем о том, как развивать дизайн-сообщество. Эмоционально ребята стараются поддерживать друг друга. Стало чуть больше сотрудников, перешедших на удалённый формат работы. И все переживают о доступности Фигмы и других инструментов.

Константин Замуренко
Head of Design в Skysmart

В начале года у нас случилась резкая переориентация на международный рынок, за чем последовали реструктуризация и оптимизация. Так что мы под санкциями с января. Поэтому именно для дизайн-отдела академического юнита изменений немного. Если не считать планов на грейдирование, которые переехали на следующие кварталы.

Готовы к новым вызовам

Артур Касимов

Head of Design Team в Ситимобил

Ещё неделю назад мы строили планы по дальнейшему развитию команды дизайна, настраивали процессы, а теперь мы закрываемся : ) Я привык смотреть на любые события в жизни, как на новые задачи. То же самое транслирую своим дизайнерам. Это новый вызов. Новое испытание. Его надо пройти.

Как ваша команда справляется с ситуацией?

Руководители российских корпораций о будущем дизайна: к чему готовиться

Больше общения и больше работы

Кирилл Семушин
Head of Design в Ozon

Сейчас очень важно поддерживать друг друга, чем мы и занимаемся. Стараемся больше общаться и больше работать, ведь работа не только отвелекает, но и помогает людям, которые пользуются результатом нашей работы.

Артур Касимов

Head of Design Team в Ситимобил

Я стараюсь постоянно проводить индивидуальные встречи с дизайнерами. Рассказываю о своём опыте. Мы говорим честно. Дизайнеру важно почувствовать живое общение, искренность, поддержку, а не вылизанный пресс-релиз.

Ещё мы справляемся с помощью работы. Повар должен готовить. Учитель должен учить. Дизайнер продукта — проектировать и развивать свой продукт. Это лучшее, что можно придумать не только сейчас, но и вообще в любой ситуации. Делай, что должен. И будь, что будет!

Информационная гигиена и поддержка дизайнеров

Константин Замуренко
Head of Design в Skysmart

Я плохой руководитель, ничего экстраординарного не делал. Стараюсь придерживаться гигиены:

  • не паниковать самому,
  • не распространять чужую тревогу дальше,
  • максимально фокусироваться на проектах,
  • поменьше планировать среднесрочно и не пытаться контролировать то, что не могу,
  • давать ребятам столько оплачиваемых выходных, сколько нужно.
Дарья Егорова
Арт-директор UX-экосистемы в МТС

Мы делаем всё возможное, чтобы дизайнеры чувствовали себя уверенно и могли работать, не смотря ни на что. Организовали автоматический бэкап всех макетов из Фигмы. Постоянно держим связь с Фигмой и другими компаниями, чтобы быть готовыми к изменениям. А наш дизайн-директор Алексей Чупин открыл возможность ставить встречи с ним 1 на 1 со всеми дизайнерами, а их у нас 180 человек. Для обсуждения любых вопросов.

Чтобы чувствовать себя спокойно, лично я повторяю себе: «Делай, что можешь, и будь, что будет». А ещё ощутимо сократила присутствие социальных сетей.

Александр Сыров

Head of Business Design в Тинькофф

Для сохранения спокойствия советую собственный опыт: меньше читать новости, избирательнее подходить к выбору контента, стараться не сидеть в соцсетях, больше заниматься спортом и сконцентрироваться на целях, которые не зависят от обстоятельств.

Кто из дизайнеров сейчас особенно нужен на рынке?

Руководители российских корпораций о будущем дизайна: к чему готовиться

Тренд на UX-дизайнеров

Олег Спешилов

UX-chapter Lead в СДЭК

На рынке нужны продуктовые дизайнеры, умеющие проводить UX-тестирования и UX-исследования. Сейчас, когда ошибок допускать практически нельзя, цифры, отчеты о проведенных тестированиях перед запуском будут играть решающую роль.

Александр Сыров

Head of Business Design в Тинькофф

Всегда не хватало хороших UX-дизайнеров уровня middle, middle+. А из-за того, что многие уехали, такие специалисты нужны ещё сильнее. Кроме того, рынку требуются фрилансеры, потому что из-за сложившейся ситуации многие рабочие процессы нарушились.

Внимание soft skills

Кирилл Семушин
Head of Design в Ozon

Многие компании сейчас, если не остановили найм, то существенно его замедлили, пережидая текущую ситуацию. Поэтому подходить к найму будут более скрупулезно, чем раньше. Вероятнее всего, при поиске кадров, компании будут уделять много внимания soft skills кандидатов. Компаниям важно подбирать сотрудников, которые смогут стабильно выдавать результат вне зависимости от происходящего.

Дарья Егорова
Арт-директор UX-экосистемы в МТС

Как всегда на рынке нужны талантливые дизайнеры, которые любят свою работу и стараются в ней развиваться. Этот набор навыков будет актуальным, вне зависимости от внешних факторов.

Неоднозначный прогноз на графический дизайн

Артур Касимов

Head of Design Team в Ситимобил

Дизайнеры продукта будут невероятно востребованы в следующие несколько лет. Любой продукт нуждается в обслуживании, рекламе, брендинге. Поэтому графические дизайнеры тоже не останутся без работы.

Макс Десятых
Сооснователь Red_mad_robot

Могу с уверенностью сказать, что всё ещё будут востребованы UX/UI дизайнеры. Потому что менее цифровым мир и Россия не становится. Такая потребность была, тренд был на увеличение. Сейчас я думаю, что этот тренд только усилится.

Печальной будет обстановка в сфере графического дизайна и брендинга. Новые бизнесы не так активно будут открываться, спрос на айдентику и логотипы уменьшится.

Как сейчас изменится ситуация у дизайн-комьюнити и индустрии в целом?

Руководители российских корпораций о будущем дизайна: к чему готовиться

Тренд на азиатский дизайн

Олег Спешилов

UX-chapter Lead в СДЭК

Я думаю, что в дизайн-сфере сейчас произойдет стагнация в решениях и дизайн-экспериментах. Будет выдержана пауза. Затем будет больше взаимодействия с восточным рынком: Малайзией, Южной Кореей, Китаем, Саудовской Аравией, ОАЭ.

Дизайнерам стоит изучить, как работают паттерны в азиатских странах. Загляните в южно-корейский YouTube или в китайский WeChat. После этого, скорее всего, начнётся новый виток дизайна.

Небывалый всплеск в IT

Артур Касимов

Head of Design Team в Ситимобил

Я более чем уверен, что текущая ситуация сгенерит небывалый всплеск в IT. Страна столкнулась с серьезными ограничениями. Потребность в продуктах, которых лишили российских пользователей, никуда не денется. Это значит, что российские компании будут разрабатывать аналоги, придумывать новые продукты, адаптировать свои текущие решения под новые реалии. Это работа. Это новые вызовы. Это очень интересно. Пристегните ремни.

Миграция кадров

Александр Сыров

Head of Business Design в Тинькофф

Сфера дизайна на пороге больших изменений, которые будут связаны с кризисом, переездом многих русских дизайнеров и с появлением новых людей в индустрии, которые сменили профессию. Уверен, эти изменения помогут нам развиваться: комьюнити станет глобальнее, а дизайнеры станут придирчивее выбирать место работы. Однако до этого нам все же придется пройти этап стагнации.

Дарья Егорова
Арт-директор UX-экосистемы в МТС

Очевидно, что будет миграция кадров между компаниями и проектами. Думаю, что появятся новые продукты и ниши. Ушло большое количество зарубежных продуктов и, кажется, это шанс для развития чего-то нового.

Что воодушевляющего сейчас можно сказать всем дизайнерам?

Руководители российских корпораций о будущем дизайна: к чему готовиться

Не паникуйте

Константин Замуренко
Head of Design в Skysmart

Дизайнерам я рекомендую, во-первых, не паниковать и не унывать. Ксенофобия и неприязнь ко всему русскому здорово прокачает нашу эмпатию. И может, мы, наконец, перестанем стесняться друг друга за границей, начнем создавать большое интернациональное коммьюнити взаимоподдержки для всех, кому важно оставаться в поле русской культуры.

Подумайте о пользователях

Кирилл Семушин
Head of Design в Ozon

Занимайтесь тем, что у вас лучше всего получается, проявляйте эмпатию к своим пользователям, им сейчас это нужно, как никогда.

Вкладывайте в себя и развивайтесь

Олег Спешилов

UX-chapter Lead в СДЭК

Я уверен, что работы дизайнерам хватит, и сейчас нужно вкладывать в себя. Прежде всего развивать свои экспертизы в UX-ресерче, вёрстке, учить английский. Я думаю, высококлассным профессионалам без работы точно сидеть не придётся.

Артур Касимов

Head of Design Team в Ситимобил

Это далеко не первый кризис. И не самый ужасный с экономической точки зрения, как пытаются внушить нам СМИ. Всё, что нужно сделать вам — это поменять свой взгляд. Посмотрите на ситуацию, как на возможность. Не замыкайтесь, двигайтесь вперёд. Действуйте.

Дарья Егорова
Арт-директор UX-экосистемы в МТС

Множество компаний продолжают найм сотрудников, нам по-прежнему не хватает талантливых дизайнеров. Поэтому учитесь, развивайтесь вкладывайте в себя, работы будет очень много!

Любой кризис когда-нибудь заканчивается. Надеемся, эта статья поможет вам в принятии решений и выборе дальнейшего пути развития.

А как ваша компания переносит кризис? Как думаете, что ожидает российскую дизайн-сферу в ближайшем будущем? Ждём ваши версии в комментариях.

7171
39 комментариев

"UX-экосистемы в МТС"
это же трындец. Люди модные слова вставляют уже куда не попадя .. .

Head of Business Design
Стесняюсь спросить, а что такое Business Design?

UX-chapter Lead в СДЭК - я так ржал. Простите, где СДЭК, а где дизайн :-)

36
Ответить

Уважаемая редакция, Касимову передайте пожалуйста, что его компания закрылась. Неудобно получается,как в детстве, наверное каждый из нас хотя бы разок собирался в школу в воскресенье. Некоторые, на глазах изумленных вахтеров, успевали переобуться в сменку..

21
Ответить

так он же в статье сам пишет, что компания закрывается, здесь же есть это)

2
Ответить

Погодите-ка, ещё не закрылась — 15 апреля закроются же! Что даёт право Касимову рассуждать от имени компании ещё 9 дней, ахахах!

Ответить

хаахахаххаах, подколол)

Ответить

"Компаниям важно подбирать сотрудников, которые смогут стабильно выдавать результат вне зависимости от происходящего."

Спасибо, идите нахер
Дизайнерам нужно обходить такие компании стороной

17
Ответить