Как Максим Спиридонов хотел сделать из Digital Dolina свой «Анти-БМ», а в результате создал секту покорных инфоцыган

Как Максим Спиридонов хотел сделать из Digital Dolina свой «Анти-БМ», а в результате создал секту покорных инфоцыган

История о том, как реальных предпринимателей выгоняют с курса Digital Dolina с формулировкой в стиле «пятерка за знания, двойка за поведение», не возвращают деньги за обучение в полном объеме и любой ценой игнорируют конструктивную критику, которая помогла бы помочь этому гов... продукту.

Пока это место (Digital Dolina), где есть хороший образовательный продукт. Надеюсь, что у нас уже получается делать анти-«Бизнес Молодость». То есть место, которое все знают и куда приходят, но в котором экологично и без капли вранья обучают тому, что такое современное предпринимательство и управление.

Предубеждения остались. Игнорировать факт того, что «Бизнес Молодость» повлияла определённым образом на мнение о предпринимателях, предпринимательстве и обучении предпринимательству, нельзя.

Значит, нужно как-то с этим соотнестись. Мы соотносимся так: мы — прямая противоположность. Мы не врём, мы не обещаем быстрых результатов, мы упарываемся по качеству образовательного продукта и не стремимся получить быстрые деньги.


Максим Спиридонов, Инфоцыган на максималках

Привет VC!

Расскажу немного о себе, чтобы вы поняли почему я вообще решил написать эту статью, откуда во мне столько ненависти лично к Максиму Спиридонову, в частности к его продукту Digital Dolina и всем тем людям, которые предпочитают использовать для описания своей деятельности умное слово EdTech, заменяя этим симулякром знакомый всем термин «Инфоцыган».

Кто я такой, чтобы гнать на таких великих людей?

Меня зовут Артем, мне 26 лет, я родом из Ростова-на-Дону, большую часть жизни с 8 лет я провел в интернете. В 2015 году закончил колледж по специальности «прикладная информатика». За последние 7 лет я занимался самыми разными видами бизнесов: от торговли стройматериалами и тендерным обеспечением до организации вечеринок и бизнес мероприятий. В 2016 году мы с моим лучшим другом создали агентство интернет-маркетинга Hype Digital. Основной упор мы делали на создание продающих сайтов, SEO-оптимизацию, контекстную и таргетированную рекламу, а также работу с CPA-сетями. За полтора года работы агентства, мы успели поработать не с одним десятком самых разных клиентов: ресторанами, инфобизнесменами, онлайн-магазинами, юридическими фирмами, парками аттракционов, микрофинансовыми компаниями. Последние 3.5 года, я со своим партнером занимаюсь развитием сети сайтов специализирующихся на привлечении клиентов для федеральных МФО и автоломбардов на продукты залогового кредитования (в основном, это займы под залог авто и недвижимости). Сейчас это успешно работающий бизнес, стабильно приносящий нам с партнером, прибыль, которую хватает не только на хлеб с маслом, но и на путешествия, дорогую электронику, подарки семье и прочие ценности национал-предателей.

Почему большая часть инфобизнеса - это симулякр образования

Я скептически отношусь к инфобизнесу как к явлению, потому что его реальные цели очень сильно расходятся с заявленными, иными словами это н@e6@лово: ведь как правило, цель преподавателей инфокурсов состоит не в том, чтобы обучить клиента какому-то навыку за деньги, а в том, чтобы подсадить его на дофаминовую иглу успешного успеха.

Клиентам подобных курсов внушается мысль о том, что путь к успешному успеху, лежит не через постоянные действия, которые приводят к ошибкам, исправление которых приводит к развитию, а через прохождение бесконечных курсов по саморазвитию. Что по факту происходит на этих курсах? Люди, чье главное достижение - это умение красиво пизд... изъясняться на широкую аудиторию, пытаются всеми правдами убедить человека в том, что он либо ничего не знает о предмете, либо знает очень мало, а единственный путь это узнать, это заплатить денег за курс (естественно по специальной цене и только сегодня), на котором в итоге его убедят, что и этих знаний недостаточно и пора покупать новый курс, на котором-то и откроют все тайное знание (предлагаю называть такое явление «фрактал инфоцыгана»). Естественно, все адекватные люди понимают, что это не образование, а ловкая манипуляция на когнитивных искажениях не самых образованных людей с атрофированной функцией критического мышления. И мне казалось что я в такую ловушку, обладая этим пониманием не смогу попасть. Я ошибался.

В целом, все книги по самосовершенствованию сводятся к тому, что человек из Беверли-Хиллз советует человеку в Магадане выйти из зоны комфорта.

Виктор Пелевин, Писатель

Мои ожидания

Я подал заявку, только после того, как детально изучил всю программу курса, которая была указана на посадочной странице, а также скачав слив первого потока курса (лайфхак для всех, кто думает о покупке любого инфопродукта) и ознакомившись с несколькими видео, я принял достаточно взвешенное (как мне тогда казалось) решение о покупке.

Что я рассчитывал получить на курсе:

Во-первых, мне был очень интересен нетворкинг, так как я уже давно понял, что поговорка «не имей сто рублей - а имей сто друзей» реально работает и вся эта тема про то, что не стоит есть в одиночку - тоже :)

Во-вторых, я рассчитывал подтянуть фундаментальные знания о том как оценивается бизнес, как правильно считается UNIT-экономика, как сделать экзит из бизнеса и многие другие вещи, которые я хотел более детально осмыслить, чтобы не двигаться, как раньше только по наитию.

Как мы видим, на сайте прямо говорится о том, что продукт подходит для опытных предпринимателей
Как мы видим, на сайте прямо говорится о том, что продукт подходит для опытных предпринимателей

В-третьих, меня заинтересовало менторство от руководителей таких классных проектов, как "Точка Банк".

В-четверых, мне было интересно понять, как сейчас выглядит онлайн-образование в сфере предпринимательства и чем оно хуже/лучше относительно того, что делали ребята из Бизнес Молодости 10 лет назад.

Я был очень воодушевлен и рад тому, что пойду на курс, где меня будут обучать эксперты по программе, которая предназначена не только для стартаперов, а для людей с каким-то опытом ведения бизнеса за плечами.

Но мои ожидания достаточно быстро начали разбиваться о суровую реальность :)

Суровая реальность

Начнем с того, что у людей, которые учат других как делать бизнес (причем не какой-то там а EdTech), нет даже собственной платформы для организации полноценного процесса обучения. Вместо чего-то похожего на образовательную платформу участники курса получают информацию об уроках в Telegram, там же проходит нетворкинг. Воркшопы (интересный эвфемизм для уроков) проходят Zoom'e, а рабочее пространство организовано в сервисе Miro. И только предзаписанные уроки или статьи доступны на их собственной платформе,но показать как они выглядят я, к сожалению уже не могу :)

Окей, многие скажут - разве это проблема, ну да, MVP, ну да, тестируют, что с того? Я скажу - окей, не проблема, дайте мне то, что вы пообещали мне в своем маркетинге и хрен с ней с этой платформой.

Я бы хотел вам показать содержание уроков, но доступ к заранее записанному контенту у меня почему-то тоже решили забрать, после того как меня выгнали
Я бы хотел вам показать содержание уроков, но доступ к заранее записанному контенту у меня почему-то тоже решили забрать, после того как меня выгнали

В первые две недели, мне показалось, что все идет достаточно неплохо, первая встреча была посвящена знакомству участников, это было интересно, хотя мне не удалось пообщаться даже с половиной участников курса. Оказалось что их больше 50 человек. По-началу я не придал этому большого значения, а зря.

В итоге каждый воркшоп выглядел примерно так: спикер начинает рассказывать материал урока, все 50+ человек втыкают на все это дело примерно 80% в зуме, а затем 20% времени участники работают в группах по 3-7 человек. Самое интересное, что работа в группе по сути ведется на одного человека, который потом должен презентовать результаты своей работы спикеру.

То есть, из всех учеников, которые сидят за мета-партами в этой школе предпринимательства, в рамках воркшопа получают возможность высказаться и получить обратную связь от силы 5-7 человек. В первую неделю меня это не сильно смутило, но потом, когда я был вынужден слушать в 4 раз питчинг одного и того же участника, который за 2 недели ни стал ни каплю лучше, у меня возникли такие вопросы:
«Почему я не слышу питчей проектов большинства участников курса?»
«Где общанный нетворкинг, я правильно понимаю, что это чат в телеге?»
«Почему в рамках воркшопов мы идем строго по материалу, а вопросы, которые я задаю спикерам игнорируются?»
«Н@хуя, а главное зочем я вообще трачу свое время на воркшопы, где я не могу получить ответы, на интересующие вопросы, а вместо этого слушаю нудную лекцию?»

Написал часть своих предложений по поводу организации учебного в чате - получил от участника вот такой ответ.
Написал часть своих предложений по поводу организации учебного в чате - получил от участника вот такой ответ.

Напомню, что мой баттхерт был связан исключительно с тем, что мои ожидания/реальность не сошлись. Так бывает, это в первую очередь моя проблема, но как клиент я имею полное право быть недовольным.

Но после моих предложений, мне в ЛС пишет один из кураторов курса и предлагает мне возврат средств, причем не в полном объеме, так как я типа уже обучался 3 недели (сорян, не успел быстрее понять, что курс мне не подходит)

Переписка с куратором курса, часть 1. Обратите внимание, на этот переобув в воздухе, теперь это уже курс только для начинающих предпринимателей
Переписка с куратором курса, часть 1. Обратите внимание, на этот переобув в воздухе, теперь это уже курс только для начинающих предпринимателей

Так как с самого начала я был настроен к авторам курса абсолютно нормально и просто хотел помочь улучшить их продукт, для меня было не понятно, почему меня пытаются выгнать, основываясь на том, что я якобы мешаю ученикам.

Переписка с куратором курса часть 2. О конструктивной критике
Переписка с куратором курса часть 2. О конструктивной критике

Дальше становится интереснее, после того, как я высказал все, что я думаю о курсе и мой фидбек был принят, я какое-то время раздумывал на тему того, стоит ли вообще продолжать учиться в компании людей, единственный бизнес которых - это учить других людей бизнесу.

Более того, то, что я писал это не только мои мысли, это мысли других участников курса, которые высказывались неоднократно в личной переписке и разговорах.

Переписка с куратором курса часть 3. Градус моего недовольства растет
Переписка с куратором курса часть 3. Градус моего недовольства растет

И после того, как мой фидбек был обработан, организаторы объявляют о том, что состоится так называемый мастер-майнд. Объясняю, как это выглядит на практике. Собирается группа из 5 человек + коуч. Мы по очереди должны в течение 5 минут разбирать какой-то конкретный вопрос, интересующий предпринимателя. Любые отхождения от формата строго пресекаются.
Окей, подумал я, буду играть по вашим правилам. Начинается мастермайнд, где участники выносят свои вопросы на обсуждение. Сами мне кажутся максимально странными, например я четко запомнил вот такой: «Является ли преимуществом доставка за 4 часа в индустрии фэшн одежды?»
Я начинаю выяснять, что подразумевает под собой этот вопрос, а именно: «Что конкретно ты продаешь, какой вид товара?», мне отвечают «ну я же сказал фэшн индустрия», я говорю «что ты продаешь? блузки, майки, джинсы, кроссовки?», - «это не относится к заданному вопросу».

Я спрашиваю: «А почему ты думаешь, что людям, которые покупают что-то фэшн индустрии вообще важна скорость доставки? Не думаешь ли ты, что для тебя более важный вопрос, это то, как привлечь трафик и конкурировать с маркетплейсами, типа озона или вайлдберрис?», мне отвечают - «это не относится к теме вопроса, у нас тайминг, давайте по существу».

Тут я начинаю уже откровенно угорать над тупостью и бессмысленностью данного мероприятия и всего курса в целом. Во-первых стало понятно, кто ЦА подобных курсов. Во-вторых стало понятно, что в я нахожусь в системе, которая пресекает любое критическое мышление и учит тупо следовать учебной программе и преклонятся перед авторитетом «экспертов».

До меня доходит очередь выступать(очень надеюсь, что запись все таки опубликуют, хочу еще раз орнуть с этой кринж-сессии), я откровенно транслируют примерно следующий: «курс ваш ни о чем, ни диджитала, ни долины, одни слезы, я хочу обучаться и заниматься нетворкингом с реальными предпринимателями, а не инфопизд@болами».

После чего, узнаю, что меня решили выгнать с курса, при этом не вернув мне деньги в полном объеме, лишив меня доступу к платформе и нетворкингу (ну как нетворкингу, чату в телеге на 60 человек, из которых половина, как оказалось, - инфоцыгане)

Переписка с куратором курса часть 4. Простите меня, за то, что я такой несозидательный(((
Переписка с куратором курса часть 4. Простите меня, за то, что я такой несозидательный(((

Поставьте себя на мое место: вы заплатили за курс, на котором вам наобещали с три короба, когда вы поняли что ожидания/реальность не сходятся и вам этот курс не подходит, вас просто выгоняют в одностороннем порядке, отбирая доступ ко всем материалам курса и при этом не возвращая денег в полном объеме за обучение. Хотя очевидно, что ответственность за то, что мои ожидания/реальность не сошлись, лежит преимущественно на тех, кто этот курс сделал, а не на мне.

Более того, всех участников курса, все вполне устраивает.

Переписка с куратором курса часть 5. Уход в отказ и игнорирование потребностей клиента - инфобизнес по-русски.
Переписка с куратором курса часть 5. Уход в отказ и игнорирование потребностей клиента - инфобизнес по-русски.

После этого, я настолько @хуел от степени лицемерия и пизд@больства, что на эмоциях начал звонить и требовать каких-то объяснений (сорян за мат и лишние эмоции, но просто поставьте себя на мое место)

«во 1) хуле ты мне сделаешь вовторых пошел нахуй втетьих 3)что ты мне сделаешь, я в другом городе за мат извени»?

Что в итоге?

В итоге, вместо «образования вокруг моего бизнеса», я получил образование вокруг беспонтовых проектов незнакомых мне людей. Вместо «сильного комьюнити из фаундеров которые ускорят мой рост», я получил токсичное коммьюнити из инфобизнесменов, которое не воспринимает конструктивную критику. А вместо «опытных предпринимателей, которые остаются в моих контактах», я получил бан в чате, который предназначался для нетворкинга, а также ментора, который отказался продолжать со мной работать, после того, как меня выгнали из курса.

А как все хорошо начиналось((((
А как все хорошо начиналось((((

Обычно, я пытаюсь найти причину всех своих проблем в себе, и я ее нашел: «я наивно повелся на маркетинг очередных инфобизнесменов и не вернул сразу деньги, потому что выдавал желаемое за действительное».

Кого вы видите конкурентами?

Мы пока в таких категориях не мыслим. Мы считаем, что любая активность в этой области нам скорее полезна, поскольку раскачивает рынок целиком. В будущем наши конкуренты это, наверное, бизнес-школа «Сколково» и «Like Центр». Но не думаю, что будет жёсткая конкуренция, больше соревновательность.

Рынка хватит для всех?

Да. Но ещё раз повторю: моя задача не заработать. Если по итогам года Digital Dolina станет безубыточной, это уже отличный результат. Для меня главный критерий оценки работы — охват качественной аудитории: количество студентов, которые пришли и которые закончили образование у нас, отзывы, а главное — качество результатов этих людей в их бизнесе. Вот что мне интересно.

Максим Спиридонов, Гигант мысли

О каком развитии России и предпринимательства в ней, вообще может идти речь, когда люди, которые должны заниматься образованием некачественно оказывают свои услуги, отказываются признавать свои ошибки, не следуют принципу «клиент всегда прав» и кидают своих клиентов на деньги?

Пишите свои ответы в комментариях :)

88
12 комментариев

хм, я пожалуй тут не на твоей стороне, доебы странные, ты хотел что бы они изменили курс на ходу согласно твоей методике что ли? общались кстати вежливо до конца

доеб до Телеграма, Зума и Миро вообще нелепый, может им еще и свой отдельный интернет нужно было сделать?

ну и напоследок - те кто льет по CPA на МФО должны гореть в аду в самом горячем котле

17
Ответить

угу, где то защимили самолюбие у мальчик и понеслось. Первые скрины переписки - так автор полный треш

8
Ответить

Нет, я бы хотел, чтобы мне вернули деньги в полном объеме, мне абсолютно похуй, поменяют они программу или нет, пусть дальше учат пиздаболов)
А по поводу CPA на МФО, я не понимаю в чем проблема? Клиенты хотят получить займ - они его получают, почему я должен за это гореть в аду мне не очень понятно))

Ответить

Digital Larisa Dolina

5
Ответить

Ну да, Спиридонов теперь инфобизнесмен, ты в каждой жопе затычка. Тебе сказали чётко ответить является ли доставка за 4 часа преимуществом, чё ты в бутылку лезешь и начинаешь умничать? Скажи да или нет )) Бери индивидуальное менторство если хочешь чтобы всё было строго под тебя заточено. По переписке видно что сам общаешься как гопник тоже, хотя там и другая сторона жесть как "хороша", но вы друг друга стоите ))

4
Ответить

Хм... Политические статейки не зашли аудитории vc, в которых автор обсирал Россию и пророчил ей нищету и крах через пару месяц (кстати, большую часть его статей удалила редакция https://vc.ru/u/215545-artem-maleev), так он теперь решил пойти другим путём - сделать из себя жертву инфоцыганства.
Судя по скринам сообщений, ты и на курсах умудрился создать токсичную атмосферу, и тебя просто за это выперли. И правильно сделали.

Да и ты же вроде из России свалил, не выдержала твоя ранимая душа всего происходящего...
Ну и напоследок повторю строку из другого комментария - "те кто льет по CPA на МФО должны гореть в аду в самом горячем котле"

4
Ответить

Привет, Артём!

У нашей команды было с тобой много коммуникаций по сложившейся ситуации, и мы огорчены, что нам так и не удалось донести свою позицию.

Давай, пожалуйста, пройдёмся по фактам:
1. Наша образовательная программа — это не индивидуальный консалтинг, а краткие прикладные лекции с разборами кейсов в группах и ответами на вопросы. Что мы активно транслировали с самого начала. А также групповой менторинг, Q&A сессии и мастермайнды.

2. Уважение к другим людям и правила — гигиеническая норма любой коммуникации. Мы считаем неприемлемыми оскорбления других участников и несоблюдение правил групповых активностей, где каждому должно уделяться равное время.

3. Мы внимательны к обратной связи участников — сразу же стали больше времени посвящать их вопросам. Менять формат кардинально явно не было необходимости, так как других участников он полностью устраивал.

4. О нарушении обещаний — на лендинге написано, что программа для стартапов, компаний ранних стадий и тех, кто запускает новые направления. Мы тут не наблюдаем никакого лукавства со своей стороны.

5. О участниках — подавляющее большинство участников создает IT-продукты: мобильные приложения, маркетплейсы, платформы. Заявление о том, что «участники — инфобизнесмены» является недостоверным фактом.

6. Возврат — с нашей стороны соблюдены все юридические условия договора. Возврат мы оформили сразу. Да, по нашей инициативе, потому что стали регулярно получать жалобы от участников и экспертов. Что для комьюнити-формата программы недопустимо.

Жаль, что так получилось и наш формат тебе не подошел. Со своей стороны мы старались сделать всё возможное, чтобы уладить конфликт.

2
Ответить