Как пройти скрининг и попасть на работу мечты продактом (или почти). Часть 1

О поиске работы в продуктовом менеджменте с нуля, если попал в неловкое положение. Хорошие статьи по этому были описаны у Product Star, но они предлагают платные консультации. За основу был взял их фреймворк и перенесен на личный опыт

<i>Хорошо описывает процесс поиска – найдено на скиллсеттер</i>
Хорошо описывает процесс поиска – найдено на скиллсеттер

Привет! На связи покорный слуга - менеджер продукта. Занимался разным — от строительства и ремонтов, до продажи B2B решений кондитерам и разработке B2G стартапов (да-да). Статья выжившего нацелена помочь или направить тех, кто собирается освоить этот путь и попасть на желаемую работу.

Так вышло, что по возможности помогаю небольшими консультациями в продуктовой тематике, переупаковкой опыта.

Маленькая предыстория, в марте 2022 оказался на улице, два месяц турбулентности — и всё таки удалось получить «ту самую» позицию. Возможно не по всем критериям, но результатом всё равно доволен.

Спойлер: отказов много, а обратной связи мало. Лучше мониторить цены на антидепрессанты заблаговременно.

*Ремарка: не считаю себя экспертом или владельцем продукта, и уж тем более релевантным для всех компаний результатником, однако мне удалось выработать принципы и понимание что это такое — делать карьерный свитч в 28, поиск работы и умение выделить главное в умениях и результатах (рекрутеры ой как не любят таких — их можно понять) .

<i>Тот самый человек, кого ищут компании</i>
Тот самый человек, кого ищут компании

Сразу оговорюсь, эта статья навеяна личным опытом, коллег, друзей, знакомых с курсов, кому так или иначе тема смены актуальна.

Перед переходом лучше впитать как можно больше информации, а еще лучше организовать свой онлайн-магазин для портфолио или любой другой формат «Бизнеса», чтобы понять мышление тех самых основателей и единорогов, шаг за шагом решая точно такие же задачи. Больно, жестко, но реально. Мыслите как основатель.

Поэтому, если вы только в начале пути, есть ресурс, работа и финансовая подушка, стартуйте быстрее:

  • Product University, для тех кому нужно очень быстро погрузиться в специфику отрасли. Быстро, поверхностно, сложно, но познавательно, практично и с конкретной целью;
  • GoPractice, самый популярный и уважаемый курс, мастхев в арсенале людей, работающих с цифрами. Рекомендуют все;
  • Школа Менеджеров Яндекса, хороший бэкграунд, но порог входа высокий, и по инсайдерским информациям — отбирают по строго заданным параметрам, молодых и горячих, без ожиданий.
  • Статьи на ProductSense, про курсы знаю мало, но по тексту хорошая начальная методичка.
  • Менторинг у знакомого продакта (левел хардкор — но самый профитный) .

Каждого конкретного человека стоит рассматривать отдельно — в зависимости от набора его навыков и умений. Некоторым подходят и бесплатные знания в интернете, нужно смотреть индивидуально.

Например, я видел крутых B2B продавцов, которые приносили огромную ценность в компании — и они даже не осознавали своих сильных сторон.

Не нужно питать иллюзий. По сути, продукт — это бизнес, и подходы в нем мало чем отличаются.

Тот самый, Конь в вакууме

То есть, вы должны морально готовы быть предпринимателем на маленькой зарплате, отвечать за всё и быть готовым погрузиться в архитектурную или маркетинговую часть продукта, быть Шивой, Буддой, Ганешой и другими неопознанными личностями, не сойдя с ума.

1. Сбор

В данной ситуации советую рассматривать себя как уравнение, которое нужно решить, с переменными и неизвестными.

<i>ветки неизвестных и переменных</i>
ветки неизвестных и переменных

Паниковать или переживать не стоит, да и вряд ли это поможет в текущих реалиях.

1. Нужно быть готовым ждать, искать и учиться (расставьте приоритеты сами) в преддверии заветной работы, которая соотносится с вашими целями и вектором развития.

Правило номер 1: Ждать — это нормально.

2. Отбросить переживания, что нет опыта в тех или иных областях — они не помогут, лучше на них повлиять.

Правило номер 2: Переживать — это нормально.

3. Осознайте, что многие как и вы (и я) оказались в подобной ситуации, кто хочет сменить работу и профессию, примером масса. Примите этот факт и выработайте план действий.

Правило номер 3: Осознать что вы такой не один — нормально.

2. Не фантазируйте

Запомните, поиск работы на желаемую роль без опыта — это стресс. К этому не все готовы, но как-то справляются, в разное время года и любую погоду. Когда кончается работа — ищете другую. Кстати, поиск работы - тоже работа.

Трезво оценивайте шансы — если опыта мало и нет понимания что вы будете делать, не мучайте людей вопросами, разберитесь сами — это будет первой и главной задачей — искать информацию, обрабатывать и делать выводы. А главное – самому понимать где можете разобраться, а куда лучше пока не лезть. Это так называемый «фокус на главном».

Рефлектируйте, какие навыки развиты, что получалось лучше, может лучше других, или какую ценность вы доставляли отделу/сотрудникам или какие нестандартные задачи решали вне ваших компетенций, даже если вы перекладывали бумаги из стопки в стопку (переложил 1264 листов бумаги с одного стола на другой). В идеале выписать их на лист бумаги. Если не знаете как начать — выпишите задачи, которые выполняли, а под каждую задачу — инструменты с навыками. В дальнейшем это пригодится для применения конкретики в профессии.

Например, на одном из созвонов с ребятами, мы подошли к названиям позиций с изюминкой, вместо главного бариста писали — Delivery Manager at Coffee house, тот кто доставляет ценность гостям и клиентам в кофейне.

Осознайте то кем вы хотите стать, вживитесь в эту роль и тогда может придет понимание, чего вам не хватает.

Как пройти скрининг и попасть на работу мечты продактом (или почти).  Часть 1

Опросите друзей, коллег и знакомых (FFF) кто работает в этой сфере, соберите информацию что для них продуктовый менеджмент/бизнес аналитика/проджект менеджмент, сопоставьте ваши ожидания и полученные результаты, чтобы получалась ваша картина.

Это поможет трезво взглянуть со стороны и понять, как видят это люди с опытом, и попытайтесь трезво принять условия игры.

3. Скорость, фокус, ни

Разбейте подготовку себя, резюме и самой работы на продуктовую задачу. Я вносил изменения в подходы каждую неделю, и потом отслеживал результат, то есть – тестировал гипотезы. Добавлял навыки в зависимости от повторения и применения в течении недели.

Конверсия в просмотр на второй неделе увеличилась примерно на 47%, а количество собеседований на третью неделю на х3

Делал это каждый день, уделял минимум по 2 — 3 часа на новый навык. Читал описание вакансий, анализировал и брал в работу.

4. Компания

Классные компании и вакансии в них — опасная ловушка. Попытайтесь осознать, где ваш бэкграунд может быть полезен и в каких сферах, продуктах, масштабах, в зависимости от ваших навыков.

  • Если вы B2B продавец — то у вас уже прокачаны скилы работы с тяжелыми продуктами, воронками, процессами автоматизации и конверсии.
  • Если у вас проджектовая сфера — тут проще, вы владетее методиками и требованиями к управлению циклом задач внутри проекта или продукта.
  • Если у вас сфера, так или иначе касается цифр в бизнесе, об этом смело можно заявлять.

Пример: Юрист проверяет по 10 R&D документов, всякие legal agreements, оценивает риски и экономит потенциально компании X денег. Это отчасти важный навык и результат, этими знаниями многие пренебрегают.

Изучите рынок продуктовых компаний, и то как в них что устроено. Если не знаете рынок — начните со сферы, какая ближе, и точно так же декомпозируйте.

К примеру в VK, акцент идет на B2B продукты, но в них продакты тесно коммуницируют с разработчиками, то есть порог входа с одной стороны проще, с другой – нужно будет разбираться в терминологии и мало-помалу в коде, автотестах.

<i>Пример описания требований. Очевидно, что вам нужно ковырять самые тонкие технические детали из разряда "В чем разница между MySQL от MongoDB".</i>
Пример описания требований. Очевидно, что вам нужно ковырять самые тонкие технические детали из разряда "В чем разница между MySQL от MongoDB".

В Авито, акцент на Business Development, метриках, экономике нужен сильный навык стратегии и рынка, понимание, как работает экономика.

В Тинькофф сильная корпоративная культура и понимание разработки, поэтому акцент на софты, умение аргументации и собрать факты, при этом жесткие требования к хардам в зависимости от специальности (часто просят SQL и умение находить зависимости в цифрах, то есть аналитика).

В OZON, будет помесь требований и это будет зависеть конкретно от продукта и задач, для компаний или для клиентов, мобилка или веб и тд. Но в целом очень хорошая школа

Кстати, они сейчас проводят OZON CAMP, можно попробовать себя там.

В стартапах будет жестче всего, но и профитнее даже с той целью, что всё не так радужно как пишут в интернете, но и заниматься будете всем подряд в условиях реальной неопределенности.

Компании зачастую сами не понимают, что конкретно и как вы будете делать. Это будет зависеть от ваших навыков и умении их применить конкретно к ним. Иногда полезно пройти эту школу «неопределенности». Повезет, если ваша небольшая команда будет заниматься тем, где вы можете быть полезны, и наоборот.

Не ждите ответа, смотрите другие варианты. Какая бы крутая вакансия вам ни попалась — не останавливайте поиск в интересующем направлении.

5. Навыки

Эту технику раскрыла хорошая и грамотная знакомая с курсов, за что я ей благодарен. Она помогла мне и другим ребятам.

Если обратите внимание, почти везде описывают 3 направления развития:

  • Хард скиллы (технологии, программы);
  • Софт скиллы (умение договориться с бизнесом, управление требованиями, взаимодействие с командой);
  • Понимание (знать как приоритизировать, работать с портретом клиента, CJM, CustDev и тд)

Например, берем вакансию по МТС и видим ключевые слова, которые попадаются из раза в раз

<i>Ключевые слова и выражения</i>
Ключевые слова и выражения

Далее, скомпоновано руками в таблицу, из которой уже выписывались определенные навыки и инструменты в зависимости от частоты их появления.

<i>Пример описания вакансий и требования к ним</i>
Пример описания вакансий и требования к ним

В жизни, я встречал нескольких людей, которые обладают всем набором скилов. Можете почитать про требования Ivano Digital, он как-то писал об этом статью в 2018 году.

После того, как вы всё выписали, получился светофор:

<i>Примерный набор, который менялся и дополнялся</i>
Примерный набор, который менялся и дополнялся

Красный — знаний и практики мало, — нужно подтягивать; Желтый — понимание есть, но забыл/пропустил/не помню, — можно быстро повторить и освежить память; Зеленый — вроде ок, повторю в конце.

Итог: список, который нужен, и понимание по приоритетам в зависимости от сферы по вакансиям где хотите работать.

6. Упаковываем что есть

К каждому месту работы добавьте описания результатов. Это важный Поинт, чтобы вариться в бизнес среде, где все меряется цифрами.

Все бизнес коучи и продуктовые HR будут вам говорить одно и тоже прод каждую строчку в вашем резюме:

Процесс, результат, что это дало компании

К сожалению другой парадигмы нет.

Убежден, на любой позиции можно вытащить цифры результата если вдумчиво посидеть. Может окажется больше обычного, на практике это самое сложное. Мне потребовалось две недели, до состояния хорошего резюме и оцифровки результатов, которые я собирал по крупицам.

Возможно такое происходит по причинам

1) Текучка и операционка самих менеджеров, которые не получают удовлетворения от работы, хотя и имеют хорошие результаты, но не замечают их и выгорают, не ценят себя и как результат — не трекают достижения;

2) Обесценивание руководителем, плохая коммуникация и буллинг. Это сложнее, но такое место в нашем мире есть. Нет времени на «какой результат я хочу принести компаниям».

Ваши достижения можно вынести в отдельный блок в начале письма «Увеличил на 50%», «сократил в 1,5 раз», «настроил процесс» и тд. Важно, чтобы уже из резюме было понятно, на что вы ориентированы (спойлер — на решение проблем и цифры).

Запомните, у вас есть 10 секунд чтобы стало интересно продолжить знакомство. Такова реальность.

7. Смотрим иначе

При поиске работы будут отказывать. Я получил более 20 отказов, а мог больше, просто вначале боялся боли. Для многих это тяжело — как будто вас оценили и признали негодным. Это не так. Логика сложнее: выбор между кандидатами с разным опытом и бэкграундом, а так же совпадение умений в зависимости от задачам компании, и еще кучи факторов, понравились ли вы HR, есть ли матч по корпоративной ДНК и так далее. Не придавайте собеседованиям и отказам глубинного смысла, кроме извлекаемого опыта.

Например, в одном из этапов я объективно не дотягивал до мидловой позиции, и после тестового мне дали фидбек

По заданию всё круто, 8 из 10, но мы взяли другого более релевантного кандидата.

Sergey, Senior Product Manager, Tinkoff

Отказы — это способ узнать что у вас не так и как сделать это «что» лучше.

Главное — учитесь на собеседованиях, выписывайте вопросы от HR, например тут хорошо описано в статье от Данилы.

Раньше был крутой ресурс, Human Resources — Department of Administration, где можно было прямо шортить вопросы и требования на разные позиции.

Некоторые (вроде меня) ходят на собеседования всеми правдами и неправдами — получить навык общения и позиционировании.

Например в LATOKEN, я понял как мало знаю и насколько круто там выстроена воронка найма.

Итого, ваш вектор должен выглядеть примерно так:

<i>Типа того</i>
Типа того

8. Несколько резюме — это ок

Эйчары получают десятки резюме в день и редко детально вникают в каждое. Поэтому делайте акцент на опыте, который нужен именно в этой вакансии, если рассматриваете разные позиции, разные продукты и в разных компаниях — то есть шанс везде получить обратную связь возрастает.

Как пройти скрининг и попасть на работу мечты продактом (или почти).  Часть 1

По статистике опрошенных HR, их резюме, которые присылают кандидаты – больше половины не соответствуют первичному скринингу, хотя возможно, в нем заложен большой потенциал (но это не точно).

Не более 6% резюме оказываются релевантным позиции.

Итог: готовьтесь хорошо, делайте домашнее задание, и не попадайте в 6%.

9. Каналы и механики поиска

Я использовал каждую неделю новые каналы, приглашал людей на кофе, отправлял им бумажную почту, писал открытки и записывал аудиосообщения, кому-то решал задачи и кидал решение, где-то писал в техподдержку предложение и обоснование новой фичи.

Если это было +- полезно в определенных границах.

Во второй части расскажу об инструментах выхода на HR или руководителей, вне сайтов, как оказать влияние на руководителя или как минимум запомниться, другие хаки которые мне в той или иной мере помогли.

П.С. так же я завел свой канал, где буду по возможности аккуратно делиться небольшими советами, без воды которые когда-то помогали мне преодолевать ограничения .

П. С. С. Спасибо Сергею Колесникову из Тинькофф, как одному из немногих, кто удостоил меня полноценной обратной связью по тестовому заданию. Огромное тебе человеческое спасибо.

88
12 комментариев

А красть скриншоты и собственно идеи у человека, которая вам помогала и знакомила вас с этими техниками, неэтично и дурно

10
Ответить
Автор

Спасибо. Идея про тэги действительно хорошая, и считаю что ей стоит поделиться без персонализации. Про скриншоты вышло фаталити, как указывал ниже, этого уже нет.

Ответить

Статья хорошая, жаль, что плагиат

8
Ответить

А зачем вы чужой материал взяли?

7
Ответить

А больше вы никого поблагодарить не хотите? Например, девушки, чьи наработки и скриншоты украли, выдав за свои?

3
Ответить
Автор

Спасибо Диляра за комментарий. Это не моя идея, а хороший пример, который помог мне и другим людям - это было указано без персоны. Сам источник как "образцовый пример", из побуждений, что он поможет другим сложить картинку лучше, чем у меня, но никак с целью украсть что-то у кого-то.

Ответить

Ноль дней без обсёра мужиков-айтишников

3
Ответить