Бизнес во время чумы. Поговорим об актуальных каналах привлечения клиентов!

Я начинаю серию статей на VC, которые будут выходить каждую неделю. Статьи будут посвящены рекламным каналам и лайфхакам, которые можно применить прямо сейчас. Сегодня будет вводная статья о том, как изменился мир маркетинга за последние 2 месяца.

Вик Енот
Основатель Hooglink.com

Мой профайл можно увидеть здесь: vikenot.hooglink.com

Вначале уходят лучшие

С начала военной “спецоперации” на Украине, половина рекламных каналов ушла в небытие. Google Ads, Google Merchant, обе соц.сети Марка Цукерберга, Criteo, Lety Shops.

Проблемы наблюдаются у крупных CPA-партнерок из-за ухода таргета и других реально дешевых систем. Арбитражникам стало менее выгодно лить целевой трафик, особенно в e-commerce.

Проблемы наблюдаются и у Яндекса (о нем еще пойдет речь ниже). С конца февраля закрыта лента Я.Дзен. А сейчас этот сервис вообще продается VK, что по-моему мнению, означает скорый конец Дзену. Просто потому, что три функционально похожих сервиса таких как Пульс, Дзен и похожая по функционалу (по части постов и клипов) Vk не уживутся под крышей одной компании.

А что TikTok? Из-за запретов публикации видео, былого роста и популярности в РФ нет.

Безумный макс: рекламный апокалипсис
Безумный макс: рекламный апокалипсис

Меня больше всего поражает то, что отвалились самые выгодные площадки. Google Merchant давал, допустим, в мебели одну из самых низких цен лида (от 120 руб за лид) С помощью Criteo настраивать ретаргетинг было проще, чем с других систем и он был точнее.

“Нельзяграм” - вообще был целой индустрией шопинга, которая конкурировала с маркетплейсами за внимание клиентов (кто читал мои статьи - поймет).

С 5-го мая Google Pay запретил разработчикам из РФ загружать новые платные приложения в РФ или обновлять уже существующие, что тормозит появление полностью новых рекламных сервисов и улучшение старых (хотя обходные пути есть).

Описали тех, кто ушел. Давайте поговорим о тех, кто остался.

Маркетплейсы, Вконтакте, Я.Директ?

Ни один из этих рекламных каналов не способен дать квантовый скачок предпринимателю. Сейчас объясню почему.

Маркетплейсы:

Я глубоко против этой модели бизнеса. Более того, я написал книгу “Антимаркетплейс”, которая выходит в июне в издательстве Бомбора. Но, если посмотреть на ситуацию по-другому, те рекламные каналы, о которых я писал выше давали 50% клиентов в те бизнесы, которые я вел. 50%, Карл. При том, что это были самые дешевые рекламные каналы (мы сейчас не берем медиа и SEO).

При этом, как я писал еще год назад, и Ozon, WB и Яндекс Маркет будут активно развивать СTM-направление, выдавливая оттуда своих же селлеров. Сейчас это происходит. Это тема отдельной статьи. Меня удивило, что Ozon открыл свое мед.направление и клепает дженерики к лекарствам, продавая их на своем же сайте.

Еще один момент. Теперь эти компании не смогут развиваться вширь. Международный бизнес Wildberries под большим вопросом. Есть только один способ для них развиваться - “пожирать” своих же селлеров.

Вконтакте:

На эту сеть возлагают огромные надежды и e-commerce-предприниматели, инфобизнесмены и продавцы услуг. После закрытия “Инстаграма” (запрещенная в РФ организация), прирост аудитории составил порядка 30%. Что может быть круче?

Самое смешное, что уже за пару дней до блокировки, у таких инфобизнесменов как Руслан Фаршатов, сразу обнаружился курс по ВКонтакте. Да, еще и с кейсами. Волшебство, особенно для парня не развивающего соц.сеть несколько лет) А что делать? Продавать то как-то нужно.

Мое мнение, что все эти блогеры, которые сделали релокацию вконтакте, сильно ошибаются о природе соц.сети. Дело в том, что даже во время расцвета ВК, там не было таких больших чеков и такой торговли как в Инстамире*. Принцип сети другой.

Но это предмет отдельной статьи. Я сделал сравнение соц.сетей в разный период, чтобы показать вам, что инвестиции ВКонтакте могут не окупиться.

Нельзяграм: Дорога ярости
Нельзяграм: Дорога ярости

Я.директ и РСЯ

Бюджеты Google перекочевали в Яндекс. Большого скачка цен на аукционе не наблюдается. Даже больше скажу, в январе 2022-го года было резкое повышение цен на аукционе Яндекса. С тех пор больших изменений нет.

Я думаю, что ситуация подобна той, что с Я.такси и Я.Лавка, когда агрегатор снизил цены для клиентов после февральских событий. В Яндексе не дураки сидят, они понимают, что стоит людям на долгое время перестать пользоваться сервисом, то годы финансовых вложений в формирование привычки можно будет смыть в унитаз.

С другой стороны, по оценкам моего агентства, аукцион Яндекса последние несколько лет был дороже Googlе. Это было связано с тем, что Яндекс чаще продавали агентства как рекламную сеть. Яндекс платил им комиссии. Теперь альтернативы нет и компания стала монополистом в контекстной рекламе. Думаю, в ближайшее время нас ждут неприятные изменения.

Яндекс как компания подешевел в 4 раза. Избавляется от сервисов Дзен и Новости. Проводит жесткую кадровую политику и скорее всего, делится на две части (Российская и Забугорная). Я думаю, компания попрощалась с мыслью построить большой бизнес в России. Такие выводы можно сделать по тому, что Аркадий Волож уже несколько лет занимался построением бизнеса за рубежом, пока Худавердян (быв. ген. дир Яндекса) занимался российским бизнесом.

Теперь, думаю, российская часть будет служить дойной коровой для иностранных проектов. Из нее будут выжимать максимум прибыли (стоимость все равно растить не получается из-за событий в стране).

Считаю в ближайшее время стоит ждать поисковик от Wildberries и Ozon.

И что со всем этим делать?

Как и в любой кризисной ситуации, лидеры держатся за свои места, а молодые рвут когти и жилы за место под солнцем. Когда Акела промахнется, его места займут новые волки. Возможно, это кто-то из Вас.

И если говорить про рекламные каналы, то никогда не понимал людей, которые рвутся туда куда и все. Если рекламный канал уже стал мейнстримом, то там вы не получите качественного скачка. Маркетплейсы, Вконтакте, Директ - не дадут вам стать лидером.

Что-то подобное было у Лао Цзы в “искусство войны”: “Если вы обходите противника числом, то идите в лоб, напрямую, но если ваши силы меньше, ищите другой способ для победы”

Эта серия статей будет как раз про альтернативный способ победить. Обсудим рекламные каналы, которые работают и лайфхаки как в них преуспеть.

Следующая статья будет как раз про Instagram (запрещенная в РФ организация, признанная экстремистской). Сделаю сравнение с ВКонтакте. Опишу способы роста аудитории этой сети, которые сейчас работают. Подписывайтесь.

Мой профайл: vikenot.hooglink.com

88
10 комментариев

Про Инст интересно почитать

2
Ответить

Меня удивило, что Ozon открыл свое мед.направление и клепает дженерики к лекарствам, продавая их на своем же сайте.

Вы невнимательны фарм компания Озон это отдельный холдинг, а маркет плейс Озон отдельный.
Фарм завод Озон старше маркет плейса и собственники разные))

1
Ответить

Если сейчас ценник взлетел, то кто куда переходит с ранее рабочих площадок?

Ответить

Куда переходить об этом в следующих статьях. Все в одно не уместилось.

2
Ответить

Ценник остался на месте, а цена - да

Ответить

"И если говорить про рекламные каналы, то никогда не понимал людей, которые рвутся туда куда и все. Если рекламный канал уже стал мейнстримом, то там вы не получите качественного скачка. Маркетплейсы, Вконтакте, Директ - не дадут вам стать лидером."

Понятно, еще один искатель голубых океанов, который не может или не хочет качественно разобраться в популярных площадках и лезет на условные E-Katalog

Ответить

Да, отчасти вы правы. Но я их нахожу. Например, мы гугловские блокировки 1,5 месяца обходили, что дало колосальный профит клиентам. Да и сейчас у нас востребованный продукт, который вполне можно отнести к голубому океану.

1
Ответить