Эволюция дизайна интерфейсов: от первых телефонов до смартфонов
Рассказываем, как мобильные интерфейсы за 50 лет прошли путь от первого беспроводного кнопочного телефона до современного смартфона. Легкий экскурс в историю с нашими фирменными иллюстрациями.
Сегодня среднестатистический пользователь проводит в приложениях больше четверти своей бодрствующей жизни.
Такие данные опубликовала платформа data.ai, занимающаяся анализом мобильных данных. Согласно им, в среднем люди проводят за мобильными приложениями 4.3 часа в день и эта цифра продолжает расти.
Но если вспомнить – еще каких-то 20 лет назад люди пользовались телефонами исключительно для звонков, а понятия мобильного интернета в принципе не существовало.
За эти годы мир, оказывается, менялся очень быстро, а вместе с ним и наши привычки. Мы почти перестали звонить и держим связь с бОльшим количеством людей в мессенджерах. Мы можем закрыть наши потребности в пару кликов – стоит только выбрать нужное нам приложение. Как так получилось? Начнем с истории.
С самого начала – первые мобильные телефоны и приложения
Прародителем смартфонов стало устройство DynaTAC, выпущенное в 1973 году. Это был беспроводной телефон без дисплея, который держал зарядку 8 часов. Сложно сказать, что он был удобным – его вес составлял 1,5 кг и вся функциональность ограничивалась звонками.
Через 19 лет, в 1992 году компания Nokia выпустила первый GSM-телефон массового производства. У телефона появился дисплей, на котором отражались уровень заряда, уровень связи и сохраненные контакты.
На следующий год появилось первое устройство, похожее на смартфон – первый сенсорный телефон. Его создатели, хотели объединить функции карманного компьютера и телефона. В нем были календарь, блокнот, адресная книга, калькулятор, мировое время, он поддерживал отправку/получение факсов и электронной почты и даже несколько игр. Такие простые функции и стали, по сути, первыми приложениями.
К сожалению, из-за цены в 1099$ и ограниченного тиража первый смартфон не получил широкого распространения, но стал вдохновителем для следующего поколения телефонов со встроенными приложениями.
Так, например, в 1996 году появился Nokia 9000 Communicator. Это была “раскладушка” с QWERTY-клавиатурой, которая поддерживала факсы и электронную почту, а также имела много встроенных приложений: браузер, расписание авиарейсов, погоду, биржевые новости, курсы валют.
Первым истинным смартфоном назвали устройство Sharp PMC-1 Smart-phone, выпущенное в 1998 году. Именно оно считается прадедушкой Iphone. В нем было идеально все: размеры, вес, наличие сенсорного экрана и несколько встроенных приложений.
Добрались: IPhone и Android
До 2007 года модели телефонов в своем большинстве меняли только свою форму, но так и не смогли выйти на качественно новый уровень – тогда-то и появился первый Iphone на операционной системе IOS. У него был емкостный сенсорный экран, интуитивный интерфейс для управления пальцами, мультитач (жесты вроде двойного тапа), автоповорот экрана, удобный плеер и браузер.
А в 2008 году появился App Store, который позволил разработчикам со всего мира создавать приложения с практически неограниченными возможностями. Люди смогли легко и удобно загружать их на iPhone и (а потом и на iPad) без компьютера.
Тогда же, практически параллельно, стала развиваться история телефонов на базе Android. В 2008 году появился первый смартфон на операционной системе Android 1.0 HTC Dream (забавно, что первая версия вышла с названием “Apple Pie”). Этот телефон все еще имел физическую клавиатуру и его интерфейс мало чем напоминаел современный интерфейс Android.
В том же году появился Android Market, который так же, как и App Store, позволял загружать сторонние приложения. В 2012 году Android Market был реформирован и переименован Google Play.
Как вместе с мобильным рынком менялся интерфейс мобильных приложений?
2008 год стал действительно переломным и очень сильно изменил мобильный рынок, а также дал дорогу новым экспериментам. Все больше людей стали пользоваться смартфонами и, соответственно, все больше людей стали скачивать приложения.
По последним данным, в третьем квартале 2020 года число загрузок из Google Play достигло 28,3 млрд. Это в три раза больше показателя App Store, равного 8,2 млрд.
По мере роста рынка приложений появились тенденции, определяющие хороший дизайн пользовательского интерфейса и UX. Показываем на примере пяти успешных и старейших приложений, как развивался дизайн их интерфейсов.
Разница в дизайне между “было/стало” – очевидна. На эволюцию дизайна повлияли технические факторы и переосмысление трендов. Рассмотрим те, которые привели к этим изменениям в дизайне мобильных приложений подробнее.
Скевоморфизм
Раньше скевоморфизм позволял ощущать живое взаимодействие, так как людям привычно иметь дело с физическими объектами, либо с их имитациями, иногда гиперболизированными. Но спустя время дизайнеры отказались от этого приема, потому что такой подход идет вразрез с основным принципом дизайна полезного действия — как можно меньше интерфейса.
Иллюстрации
В приложениях появилось больше иллюстраций, которые привлекают внимание пользователей. Они стали чем-то бОльшим, чем просто картинки и их использование повышает интерактивность.
Прозрачные элементы
Прозрачные и полупрозрачные элементы эффективно используют пространство и без того ограниченное в мобильных телефонах. Они позволяют пользователям видеть фон приложения и так интерфейс кажется легким и ненавязчивым.
Использование пространства
Из-за изменений размеров экрана случилось переосмысление использования пространства. Карточки, иллюстрации и фотографии стали больше, как и расстояние между текстом и другими элементами. Да и в целом появилось больше воздуха, из-за чего воспринимать информацию стало легче.
Округлые формы
Благодаря им, дизайн смотрится органичнее и менее техническим. Также закругленные края широко используются, чтобы избавиться от ощущения официальной обстановки, например, в финансовых приложениях.
AR/VR
Фильтры в приложениях для социальных сетей, начали предоставлять интерактивный опыт. Он усиливает элементы реального мира с помощью дополненной реальности.
Темная тема
По сравнению с приложениями 2008 года, сейчас все больше приложений начали использовать темный фон, так как белый – напрягает глаза пользователя. Темная тема предоставляет пользователям комфорт и позволяет им использовать приложение в течение долгих часов.
Все эти тенденции помогли упростить интерфейс, сделать его более отзывчивым и интерактивным, чтобы пользователи, независимо от возраста, страны проживания и наличия опыта могли легко начать пользоваться приложениями.
Что дальше: будущее мобильных приложений
Быстрое внедрение и плавная интеграция приложений в нашу жизнь делают невозможным представить жизнь без приложений. Однако обычные перспективы появления новых технологий на горизонте неизбежны. Очевидно, что приложения будут оставаться чрезвычайно популярными даже в ближайшие годы.
Сегодня трудно точно определить, какая технология свергнет приложения с их нынешней позиции. Хотя технология, лежащая в основе мобильных приложений, меняется с интеграцией технологий искусственного интеллекта, AR и VR. Ядро мобильных приложений с меньшей вероятностью изменится.