ТОП вопросов, которые задают мне инвесторы

ТОП вопросов, которые задают мне инвесторы

Я специализируюсь на инвестициях в непубличные компании, находящиеся на стадии расширения (Раунд А).

Стадия расширения или Раунд А — это этап привлечения инвестиций, на котором компания уже выросла из разряда стартапа и обладает рабочей бизнес-моделью, измеряемым и понятным рынком сбыта, опытом работы на этом самом рынке и сложившейся командой. На этой стадии уже достигнута точка безубыточности и проверена гипотеза масштабируемости. До раунда А доживают лишь единицы стартапов.

Я вижу, как все больше предпринимателей приходят к пониманию того, что инвестировать в чужой бизнес выгодно. Моя главная задача: помочь бизнесу привлечь материальные ресурсы и правильных инвесторов, которые усилят проект своими связями и экспертизой, а также сформировать долгосрочную стратегию развития компании и эффективную коммуникацию с инвесторами.

Сегодня я расскажу о самых популярных вопросах, которые в процессе консультаций мне чаще всего задают инвесторы.

1. Куда вкладывать деньги?

Один из фундаментальных моментов. Этот вопрос задают мне все.

Ответ на него зависит от множества факторов: стратегии и целей инвестирования, склонности инвестора к риску (кстати, я всегда рекомендую использовать принцип Штанги и не вкладывать больше 20% капитала в высокорисковые активы, а остальные 80% только в проверенные ниши с контролируемыми рисками) и текущей структуры портфеля его активов.

Я подробно проанализировал 7 самых популярных инвестиционных инструментов, о них можно прочитать тут. Спойлер: инвестировать в то, что генерирует денежный поток — моя основная стратегия! Как вы понимаете, это как раз действующий бизнес, находящийся на стадии расширения.

2. Почему бизнес стоит именно «столько»?

Часто можно услышать, как кто-то оценивает бизнес в четыре-пять EBITDA (доходы до вычета процентов, налогов и амортизации) или по чистой прибыли, что не всегда корректно. Две компании с одинаковой EBITDA из одной отрасли могут обладать оборудованием с разной степенью износа — у одной, к примеру, все оборудование новое, а у другой было закуплено в 90-е годы. Готовы ли вы заплатить одну и ту же сумму за эти два бизнеса, с учетом того, что через год второй компании потребуются крупные инвестиции для модернизации основных средств?

При оценке стоимости компании необходимо обращать внимание на бизнес-модель, команду, конкурентные преимущества, размер рынка и т. д. Все эти факторы могут влиять на будущую прибыль, ради которой мы и инвестируем. Ключевой момент: мы вкладываем деньги в саму идею роста компании, который произойдет благодаря нашим инвестициям, а не покупаем действующий бизнес в надежде на быстрое получение дохода в виде дивидендов.

В дополнение к вышеперечисленным мы используем несколько дополнительных методов для оценки:

  • доходный подход, т. е. оцениваем будущие дисконтированные денежные потоки генерируемые компанией, приводя их к текущей стоимости, обычно этот способ подходит для оценки стабильного бизнеса с прогнозируемым кэш-флоу,
  • сравнительный подход, когда с помощью различных мультипликаторов P/E, P/S, EV/EBITDA и т. д., мы сопоставляем бизнес с аналогичными компаниями, не только в России, но и на международной арене;
  • затратный подход, здесь рассчитывается потенциальная стоимость фирмы, если бы мы решили самостоятельно построить аналогичный бизнес с нуля.

3. Почему продается такая маленькая доля?

Не слишком дальновидно покупать сразу большую часть бизнеса, поскольку это может привести к снижению мотивации у фаундеров. Например, планируется привлечение инвестиций за три раунда: если на каждом этапе продавать 30% доли, к завершению третьего раунда у основателей останется всего 10%, что может снизить их мотивацию. Основатели являются главными проводниками своей идеи и драйвером роста. Это неоспоримый факт. Помощь в правильном построении стратегии фандрайзинга как раз является одной из моих ключевых компетенций и задач.

И, наконец, размер доли не столь важен, как ее стоимость. Лучше иметь 1% в условном Apple или Amazon, чем 100% в ларьке с шаурмой.

4. Какой срок инвестиций?

Я рекомендую вкладывать деньги на срок от трех до пяти лет. Почему? Потому что на сегодняшний день принцип долгосрочного инвестирования, особенно в компании роста, показывает лучший результат по соотношению риск–доходность, чем спекуляции.

Если деньги нужны вам завтра, послезавтра, через неделю или через год, то смысла инвестировать в бизнес нет. Проще всего воспользоваться инструментами с фиксированной доходностью и низким риском: вклады, накопительные счета или краткосрочные или среднесрочные облигации эмитентов с высоким рейтингом. Они хотя бы частично компенсируют обесценение ваших сбережений вследствие инфляции.

5. Как я буду получать доход?

Первый и, на мой взгляд, самый лучший вариант — это рост капитализации актива. Он сопряжен с большими рисками, но на длинном горизонте способен давать колоссальный возврат на инвестированный капитал.

Второй способ — получение дивидендов. Нужно понимать, практика дивидендных выплат характерна для компаний со стабильным положительным кэш-флоу и устойчивой, часто практически неизменной, рыночной долей.

Но я предпочитаю, когда бизнес не создает себе искусственный потолок, и рекомендую растущим компаниям не стремиться как можно быстрее начинать выплачивать дивиденды. Поскольку это приводит к «стерилизации» части прибыли, которую на самом деле можно и нужно вкладывать в дальнейшее развитие. Это актуально особенно сейчас. Даже многие зрелые публичные компании отказываются или снижают свои дивидендные выплаты: X5 Group (владелец сети магазинов «Пятерочка» и «Перекресток»), Акрон (крупный производитель удобрений), Северсталь и другие.

ТОП вопросов, которые задают мне инвесторы

6. Как я могу влиять на бизнес?

Все зависит от доли и набора компетенций акционера. Если вы обладаете обширной экспертизой и достаточно крупным пакетом акций, то можете претендовать на место в совете директоров и напрямую участвовать, как минимум, в стратегическом управлении бизнесом.

Любой дальновидный основатель, если это поможет бизнесу, всегда воспользуется помощью любого, даже самого миноритарного, акционера. Поддержка может выражаться в виде личной помощи и консультаций, либо места в совете директоров или экспертном совете.

Профессиональный инвестор всегда заинтересован в росте стоимости своих активов, поэтому будет стараться оказать содействие. При этом помощь не должна принимать гипертрофированные формы, нет необходимости вмешиваться в операционное управление и заниматься микроменеджментом. В инвестициях очень важно доверие.

Вы всегда можете стать Smart инвестором и влиять на продвижение и прибыльность проекта с помощью ваших связей, опыта и знаний – я рекомендую именно этот путь.

Smart-инвестиции — это не только финансовые вложения в бизнес, но и интеллектуальные! Ваш уникальный опыт и наработанные бизнес-контакты помогают раскачать проект, способствуя его росту и непрерывному развитию.

7. Как я буду выходить из бизнеса?

Это тоже очень важный вопрос. Успешность его решения зависит от правильности подготовительного периода и оценки, сделанной на раннем этапе подбора объекта инвестирования.

По сути, это про ликвидность. Продать долю в публичной компании не составит труда, а вот несколько процентов в каком-нибудь региональном банке, входящем в третью сотню по размеру активов будет очень сложно. Этот пакет акций, на самом деле, даже оценить довольно проблематично, поскольку потребует от специалиста понимания принципов расчета скидок за отсутствие контроля и ликвидности.

Если на раннем этапе все было сделано правильно, то потенциальных покупателей вашей доли достаточно:

  • текущие акционеры, в том числе и основатели,
  • соинвесторы,
  • стратегические инвесторы: фонды, коммерческие банки или иные корпоративные структуры,
  • инвесторы с азиатских рынков капитала,
  • покупатели на фондовом рынке (после выхода компании на IPO).

8. Какие гарантии?

В инвестициях, как и в самом бизнесе, нет гарантий, тем более если вы инвестируете в одиночку.

Некими проводниками для вас могут стать:

  • инвестиционные компании, они помогут подобрать перспективный проект и минимизировать риски,
  • партнеры по бизнесу способны оказать поддержку и помощь в тех областях, где вы обладаете меньшей экспертизой, вы же в свою очередь можете усилить их слабые стороны,
  • и сама команда, поскольку вкладывая деньги в бизнес, мы инвестируем в ту или иную команду, в их навыки и умения; человеческий капитал, на мой взгляд, один из самых ценных активов.

Каждый из них на разных этапах сыграет для вас ключевую роль, поэтому их компетентность, честность, мотивированность – очень важные факторы.

Мы с командой специалистов IMPACT проводим отбор инвестиционных проектов. За этим стоит большая аналитическая работа, как-нибудь я напишу об этом подробнее. Мы привлекаем деньги инвесторов только в те проекты, в которые уже вложили собственные средства. Для наших партнеровименно это и является гарантией, мы, в сущности, идем на риски вместе с вами. Поэтому мотивация их минимизировать у нас просто колоссальная.

77
4 комментария

П. 8 — очень ценный, потому что у некоторых знакомых инвесторов есть страх, что инвестируя в чужой бизнес, они рискуют отстаться ни с чем, потому что юрлица могут схлопываться во всеми вытекающими (ненамеренно или даже преднамеренно). Поэтому экспертиза команды тут ключевое.

2
Ответить

Именно так! Инвестируя в частные компании - вы инвестируете в людей, в отличии от публичных компаний, где весь анализ идёт по цифрам отчётности

1
Ответить

А как бизнесы обычно относятся с СМАРТ-инвесторам? Если не знают, что это такое, готовы ли они к таким «инвестициям»

Ответить