Схемы работы с маркетплейсами: выбираем под свой бизнес

В этой статье мы разберем еще один актуальный для начинающего продавца маркетплейса вопрос – какой формат работы выбрать? Я расскажу о 3 основных схемах взаимодействия поставщик-маркетплейс подробно, чтобы вам было проще понять, какая из них удобнее, выгоднее и подойдет именно вашему бизнесу.

Вы можете выбрать одну из схем или несколько в любых сочетаниях - зависит от бизнеса и товара
Вы можете выбрать одну из схем или несколько в любых сочетаниях - зависит от бизнеса и товара

Итак, существует 3 основных схемы работы с маркетплейсами: FBO, FBS, DBS. Аббревиатуры могут немного различаться от маркетплейса к маркетплейсу, т.к. они иногда вставляют в них буквы из собственных названий, но суть остается так же. Давайте разберем каждую из них с примерами применения на разных маркетплейсах.

Фулфилмент от оператора (FBO)

Суть этой схемы заключается в том, что практически всю работу на себя берет маркетплейс. А именно: доставку, хранение, обработку заказов и возвратов. Все, что требуется от вас – это заплатить комиссии за все эти процессы, а также заниматься выбором товаров, делать поставки и продвигать карточки.

Продажа со склада маркетплейса — это базовый формат работы. Он идеален для начинающих, у которых нет возможности торговать со своих складов, а также поставщикам недорогих товаров с высоким уровнем спроса. Крупные продавцы тоже используют эту схему, когда не хватает своих площадей или нужно ускорить доставку.

Яндекс.Маркет в рамках схемы Fulfillment by Yandex (FBO) крупным продавцам с 500+ SKU предлагает услугу «Витрина + упаковка». Продавец использует свой склад для хранения и по заказу привозит продукцию на склады маркетплейса Яндекс.Маркет, где товар упаковывает маркетплейс и доставляет покупателю.

Фулфилмент от продавца (FBS)

FBS — это формат работы с маркетплейсом, когда вы сами храните и упаковываете товары на своем складе, а доставку до покупателя осуществляет маркетплейс. При этой схеме комиссия маркетплейса ниже, чем с форматом FBO.

На Wildberries, например, продавец должен в течение 56 часов после оформления заказа передать товар в пункт приема заказов или центр сортировки маркетплейса. И тут есть особенность: если вы сдаете заказ быстрее, чем 56 часов, то за каждый час вам делают скидку в 0,1% комиссии на данный заказ. Если же сдавать заказ после 56 часов, то вы получите штраф в размере 0,1% комиссии за каждый час просрочки. Хорошо, что у Вайлдберриз много пунктов приема заказов в регионах, что позволяет продавцам хорошо экономить на поставках товара. Однако если вы нарушите сроки доставки до покупателя, то заплатите штраф.

На Озоне продавцам тоже можно хранить товары на собственных складах, а после получения заказа нужно доставить товар в пункт приема заказов и упаковать его по требованию Озона. Есть Ozon Rocket, который доставляет товар сразу покупателю или в пункт выдачи заказов.

FBS на Яндекс.Маркет открывает возможности экспресс-доставки за 2 часа в некоторых городах. Курьер Яндекса забирает заказ с собственного склада продавца и передает его покупателю.

Схема удобна тем продавцам, кто продает и через другие каналы продаж, помимо маркетплейса, и им удобно вести учет товаров с одного склада.

Доставка от продавца (DBS)

DBS — это когда вся доставка от и до полностью осуществляется продавцом. Поставлять товары на склады или сортировочные центры маркетплейсов не нужно. Вы храните свой товар на собственном складе и доставляете его своими силами. Или нанимаете логистические компании, которые доставляют товар до покупателя. Маркетплейс получает комиссию с продаж.

Ozon год назад запустил схему RFBS (DBS) и организовал экспресс-доставку за 3 часа. Это отличный формат, который позволяет увеличить продажи в категории продуктов питания.

На Wildberries модель DBS действует чуть дольше и только для продавцов со складами в Санкт-Петербурге и Москве. Здесь вам нужно доставлять товары в течение 48/72/96 часов после оформления заказа. Также есть экспресс-доставка за 2 часа.

Схема DBS удобна в том случае, когда вы торгуете товарами, которые запрещены для поставки на склад маркетплейса. Например, живые цветы, продукты с ограниченным сроком хранения или пиротехника.

Какую схему выбрать?

Если вы только стартуете на маркетплейсах, тогда советую выбрать FBO. Маркетплейс все сделает за вас, это удобно на начальном этапе.

Если вы уже торговали каким-то товаром, и у вас свой склад, а также вы реализуете товар не только на маркетплейсе, тогда вам подойдет формат FBS.

Ну а если вы торгуете товаром, который нельзя поставлять на склады маркетплейса, тогда можно использовать DBS.

Схемы легко менять, сочетать и выбирать наиболее удобную для себя. Пробуйте разные и посмотрите, что для вас удобнее.

33
4 комментария

Тут ещё от места жительства зависит, в крупных городах проще, а если где то далеко живёшь, то удобнее всё таки одну большую поставку отправить на маркетплейс какой нибудь транспортной компанией и торговать уже спокойно дальше

Согласен. Ну и мне лично в принципе эта схема нравится больше остальных, я сейчас так и торгую, хотя есть возможность применять фбс и дбс, но нет желания)

1

у валдберис есть эспресс доставка за 2 часа?

у Яндекс Маркета есть. У ВБ тоже была какая-то экспресс доставка, но, насколько знаю, не настолько быстрая.