Онлайн и оффлайн касса

Итак, мы давно не выходили в эфир. Потому что мы теперь решили не просто максимально глупо тратить деньги, но и предельно трудно.

Новый аттракцион, который я нашёл – Онлайн-касса.

Прежде всего, нельзя не отдать должное тому злому гению, который разрабатывал терминологию во всей этой области. Такие в общем и целом тождественные по смыслу понятия как «онлайн-касса» и «облачная касса» добавляют качественного уровня сложности для искателей приключений. Дополнительной сложности экстра-класса накидывает обманутое ожидание, которое возникает после знакомства с сутью предмета «онлайн-касса». Онлайн она только для ФНС. Для тебя это всё тот же офф-лайн (то есть — мрак) в отделении ФНС с очередями и приколами унизительнейшего общения с налоговым инспектором в роли госпожи в латексных сапогах и с кожаными плётками в руке.

Онлайн и оффлайн касса

Предыстория такая, что три года назад (плюс-минус) я прикупил комплект ККТ просто по приколу. В общем, будем надеяться, что налоговая нас не читает и я не напишу ничего лишнего такого, за что меня можно было бы взять за жепочку. Но суть в том, что мы работали в формате B2B и ККТ нам и не нужна была особенно. В качестве новой игрушки я взял Википринт в комплекте с программой Дримкасс Старт и фискальным накопителем на 36 месяцев.

Глава № 1 «Оффлайн»

В общем и целом, для непосвящённого – структура этой всей мути на столько непостижимая, что я до сих пор до конца не уверен что понимаю всю суть.

Фискальный регистратор

Сама по себе приблуда из которой вылезают чеки – это не касса. Это фискальный регистратор или чекопечатающая машинка. Разница заключается в том, что если фискального накопителя нет – то это чекопечатающая машинка, которая ничего не значит для государства и её можно использовать для печати каких-нить внутренних бирок и ярлыков на производстве (так частенько делают, для формирования заказ-нарядов, например) . Если фискальный накопитель установлен, то это уже становится фискальным регистратором. Три года назад самый дешёвый фискальный регистратор ВиккиПринт Ф57 вместе с фискальником мне обошёлся в 16 000 рублей. На тот момент это был самый дешёвый аппарат. Сегодня сама машинка стоит 16 700 на сайте Дримкасс. Но на других сайтах Википринт 57Ф по прежнему можно купить в комплекте с фискальником по выгодной цене. Вроде на данный момент Атол выпустил ещё более дешёвый и мелкий аппарат. Но в любом случае – на сегодня это по прежнему остаётся один из самых дешёвых аппаратов.

Фискальный накопитель

Фискальный накопитель – это сакральный артефакт, который хранит в себе знания о всех пробитых чеках в зашифрованном виде. Если ты неправильно его как-то установил, зарегистрировал и пр. то он пришёл в негодность и его не восстановить. Можно только выкинуть. Короче, вещь нежная, дорогая и не рутуется. На вид – абсолютно бесполезный шлак не имеющий никакой ценности (скорее всего так и есть – внутри, наверное, пусто). Есть фискальники на разный срок действия — 13 месяцев, 15 месяцев и 36 месяцев. Выбор подходящего именно вам фискальника определяется законодательством, но и ежу ясно, что чем меньше тебе приходится трогать эту гадость – тем оно выгоднее/удобнее. Три года назад он мне обошёлся в комплекте с машинкой печатающей чеки в 16000.00, как я уже писал. В этом году я отдал 12000.00 (с доставкой) за фискальник на 36 месяцев. Дешевле его купить невозможно.

ОФД

Для того, чтобы вдохнуть жизнь в твою кассу — фискальный регистратор должен научиться передавать данные в ФНС. Но и дураку понятно, что просто так этого делать нельзя. Обязательно нужно построить сложнейшую структуру с полчищем разных служб и сервисов. И имя им легион. Для того, чтобы твой чек из онлайн кассы прилетел бы в ФНС, кто-то должен обеспечить этот перелёт. Торжественной передачей пробитых чеков от ККТ в ФНС занимается Оператор Фискальных Данных. Или, сокращённо – ОФД. Услуга эта платная и оказывается на условиях абонентской платы. Есть порядочное количество таких операторов (даже Яндекс не гнушается такой работёнкой). Производители касс предоставляют такие услуги. Разработчики бухгалтерского ПО тоже в деле. Некоторые банки. Платёжные системы готовы предложить свой ОФД. И есть просто те, кто предлагает только услуги ОФД. Цены разнятся довольно существенно. Оплатить можно как на год, так и на три года. По началу сервис был довольно дороговат. Но я нашёл поставщика (e-ofd) в котором можно было по тарифу «тройка» купить ОФД на три года за 3000.00 Это было самое дешёвое предложение. Оно доступно и сейчас, кстати. Ну и это логично – раз фискальник на три года, разумно чтобы и ОФД тоже был бы на три года.

Касса

Вопреки устоявшемуся стереотипу – что касса, это всё вместе с кнопками и чеками. Сегодня касса, это программное обеспечение. То есть, чтобы ваш фискальный регистратор, фискальный накопитель, договор ОФД заработали – требуется программа, которая управляет этим всем фаршем. Она-то и называется кассой. Три года назад я покупал комплект вместе с Кассой, которая называлась Дримкасс Старт. Программа как бы шла в комплекте — она была бесплатной. И мне это очень подходило.

Но, есть много разных разработчиков кассового ПО. Прямо очень много. И такой разработкой занимаются разработчики совершенно разного сорта:


  • Разработчики онлайн сервисов управления. Например, срм Мой склад, КонтурМаркет и СБИС от разработчика бухгалтерского софта, Бизнес Ру – тоже, вроде, больше срм, чем что-то другое.
  • Поставщики фискальных регистраторов – Атол, Дримкасс, Штрих-М и пр.
  • Просто разроботчики какого-либо ПО – например, Бифит,
  • Некоторые банки – Модульбанк, Тинькофф, Точка.
  • Платёжные системы – Юкасса, PayKeeper, LifePay и пр.

В общем – программ тьма тьмущая на любой вкус и кошелёк. Есть как для PC, так и для мобильных устройств — телефоны и планшеты на Android. Есть решения для Linux и пр.

Самое неприятное во всём этом то, что практически всё ПО платное по подписке за исключением пары исключений. В некоторых случаях ПО бесплатное и идёт в комплекте с устройством, но в таком случае оно может использоваться только на данном устройстве и при определенных условиях (например, конкретный банк, платёжная система или ОФД) .

Когда я выбрал Дримкасс Старт он имел бесплатный тариф для таких калек, как я. Но в течение тех трёх лет, как я пустился во все тяжкие, Дримкасс объявил, что пора платить даже калекам – больше бесплатного ПО у них не будет. Повёл себя, в общем, некрасиво. Меня это страшно возмутило. Я порыскал что есть и установил себе БифитКасса Розница. Полноценный развитый софт с бесплатным тарифом для ущербных – таких как я. Мне не нужна номенклатура позиций, у меня одна торговая точка и, в общем, всё на минималках.

Существуют устройства 2 в 1 когда кассовое ПО установлено на самом устройстве. Такое устройство имеет как минимум монохромный экран и физические кнопки. Тогда это чаще всего называется ККТ. Если устройство модное, красивое, и снабжено сенсорным цветным экраном – то тогда оно называется смарт-терминалом. В таких устройствах совмещены кассовое ПО и фискальный регистратор. Они могут быть здоровые, с большим экраном (как в ресторанах) или мелкие и портативные (как у курьеров) .

Есть устройства 3 в 1 – когда устройство включает в себя ещё и терминал для приёма банковских карт. Но об этом попозже.

В общем, удобнее, конечно, иметь универсальный, самостоятельный единый девайс, чем то что накрутил я.

Итак, в моём случае – это было отдельно устройство для печати чеков Википринт Ф57, кассовое ПО БифитКасса Розница, фискальный регистратор на 36 месяцев, ОФД е-odf и самый обычный комп (но он и так у нас был для работы) . Для регистрации всей этой баламути требуется ещё оформить электронную подпись в ФНС. В общем, на круг получилось единовременно в районе 22000.00 на три года без абонентской платы. Мы пробили порядка 10 чеков за всё время где-то на 30000.00, тем кто особенно клянчил, после чего я забросили эту порнуху. Неудобство заключалось в том, что чеки надо было заносить в бухгалтерию вручную. Я использую Эльбу (сервис, аналогичный МоёДело – для тупеньких предпринимателей, которые жмуться на бухгалтера). Мне хотелось, чтобы это всё автоматически подсасывалось бы в Эльбу без моего участия. Три года назад такого предложения не было. В этом году Эльба имеет уже 4 интеграции – есть из чего выбрать.

ОФД второй раз.

Через три года у кассы села батарейка, оборот вырос, появились продажи онлайн и вопрос пробивать чеки стал опять актуальным. Я вновь начал изучать что по чём и чё как. На рынке заманчиво блестели выгодные предложения универсальных устройств, но я подумал, что у меня уже есть фискальный регистратор – зачем я буду тратиться опять на новое устройство. Эльба научиласьь получать данные из двух платёжных систем – LifePay, LiteBox, со смарт-терминала модулькассы (как раз тот самый смарт-терминал с красивым экранчиком от Модульбанк 2 в 1) и с КонтурОФД. Так как мне всё равно надо было перезаключать договор с ОФД – то вариант с КонтуроОФД вырисовывался неплохим. Также подкупала и модулькасса (у меня счёт в этом банке). Про платёжные системы сказать ничего не могу – потому что на их сайте, вообще не понять что к чему. Недостаток КонтурОФД заключался в том, что на три года он стоит аж 7000.00. Что больше чем в два раза, чем я платил прежде. На это я пойти не мог. Это претило всему моему существу. Поэтому я стал присматриваться к модулькассе. В ней было всё хорошо, кроме того, что чтобы держать её в руках надо платить абонентскую плату в независимости от того, есть ли платежи или нет. И на сайте модулькассы - вообще ничего не понятно. А второе – у меня же уже есть фискальный регистратор. Зачем я буду покупать ещё одну штуку-дрюку — которая будет валяться. А вскоре я нашёл сайт ОФД маркет — на котором можно прикупить любой офд (довольно большой список операторов) с солидной скидкой. Почему так – для меня загадка. Но всё по чесноку – проблем с покупкой нет, без обмана. Я заплатил 5000.00. За КонтурОФД

Торговый эквайринг и терминал приёма банковских карт.

Так как времена изменились (я занялся всей этой канителью до событий противостояния России всему миру, а всего мира России) и основной вид расчёта оффлайн за три года с момента моих первых экспериментов стали карты – надо было подумать о торговым эквайринге. Торговый эквайринг – это приём безналичной оплаты (банковских карт) . Как я писал выше – можно надыбать универсальный прибор, который является и кассой и терминалом для приёма карт и чеки ещё печатает. Такие штуки предлагают все банки. При том – не обязательно быть клиентом какого-то конкретного банка. Некоторые банки предоставляют услуги торгового эквайринга даже если ты не являешься их клиентом по ведению расчётного счёта. Недостаток один – не очень выгодные комиссии и иногда, аренда терминала (или выкуп) . Кроме того, если вы пожелаете, например, сменить того, кто предоставляет услуги по приёму платежей (банк) , то устройство окажется бесполезным. Как правило такой сложный девайс работает только с тем, кто его предоставил. Или его надо перепрошивать. Что не всякому под силу – даже мне.

В моём случае я взял терминал для приёма карт в третьем банке. А именно в банке Бланк (новый модный банк такой). Но при этом всём, в банке Бланк сами услуги торгового эквайринга оказывает Московский Кредитный Банк. Ах, Господи – неисповедимы пути твои. Комиссия составляет фиксированные 2%, сам терминал (Verifone VX820) дали бесплатно. Основное условие при поиске поставщика услуг было — чтобы приём платежа происходил бы в автоматическом режиме. То есть – интеграция кассы, фискального регистратора и терминала для приёма карт. Запускаем БифитКассу, создаём платёж, выбираем безнально – и терминал самостоятельно пишет на экранчике сумму оплаты, предлагая приложить карту или девайс с NFC. Когда платёжный интсрумент приложен – то терминал сам отправляет радостную весть на кассу о том, что платёж совершён успешно. Касса с восторгом отправляет команду на фискальный регистратор, чтобы тот отпечатал бы живой чек и передал бы эту новость дальше – Оператору Фискальных Данных. Когда ОФД получил восторженное известие о том, что оплата принята и чек выбит, он передаёт данные в мрачные недры ФНС. И когда ты представляешь в своём воображении всю эту бессмысленную цепочку большого числа все различных электронных операций и цифровых движений, а также этапы передачи данных туда сюда, то неизменно преисполняешься божественной благодатью.

Как писал выше — я купил фискальный накопитель на 36 месяцев за 12 000.00, взял свою старую любимую Википринт 57Ф, кассу БифитКасса Розница, заложил 2% на операцию по банковским картам и, тем самым, легализовал оффлайн деятельность.

Онлайн и оффлайн касса

Стоит добавить, что в месяц я должен оплатить банку в обязательном порядке 2000.00 в качестве обязательного процента от оборота за возможность приёма платежей даже если этого оборота нет. Что, вообще, конечно не выгодно. Потому что оффлайн продаж по факту практически и нет. И в том месяце мы продали по картам на 2500, из которых получили только 500.

Теперь предстоял этап приёма электронных платежей.

Глава № 2 «Онлайн»

В общем, есть две возможности:

  • Связать существующую онлайн-кассу с интернет-эквайрингом.
  • Арендовать облачную кассу для интернет-эквайринга.

Суть такая, что облачная касса – это такая касса, которая располагается где-то на серверах того, кто вам её продаёт. Вы её никогда не увидите, не пощупаете и не сможете убедиться, что она действительно есть. Вам останется только поверить продавцу на слово. Неприятный момент всех без исключения облачных касс – абонентская плата (подписка) . Также как и у моего терминала. Чего нет у фискального регистратора – он у вас просто есть и денег никаких не просит. Однако, это ложное впечатление и дальше я поясню почему. Вторая неприятность – для облачной кассы нужно приобретать отдельный фискальный накопитель. В общем, я вознамерился наладить связку интернет платежей и онлайн-кассы.

Интернет-эквайринг

Для того, чтобы принимать деньги на сайте или отправлять ссылку на оплату по почте и в мессенджере, нужно прибегнуть к услугам интернет-эквайринга. Можно обратиться к вашему банку, в которому у вас расчётный счёт. Можно обратиться к разработчику кассового ПО. И тут появляется новый игрок в нашем калейдоскопе поставщиков – платёжный агрегатор. Конечно я не мог пройти мимо новых ощущений и не мог упустить возможность прикоснуться к неизведанному. А платёжный агрегатор — это очень странная штука. То есть, это и не банк и не кассовое ПО. Это сервис для приёма платежей онлайн. Удивительно, но чаще всего у платёжных агрегаторов очень большие возможности по приёму электронных платежей (электронные деньги, банковские карты, различные сервисы PAY и пр.) и более привлекательные комиссии чем у банков. Наиболее известные – Robokassa, Юкасса, PayKeeper, PayAnyWay и пр. Некоторые из них были импортными и теперь, как вы понимаете, не работают в России.

Я выбрал PayKeeper — 1,9% комиссия с операции и нет никакой подписки. Единовременный платёж за подключение 9800.00. По-моему, очень даже ничего себе, приемлемо.

Но, как оказалось, платёжные системы не так-то просто связать с кассой.

Необходимо, чтобы ваш интернет-эквайринг умел бы автоматом посылать данные в ваше кассовое ПО, а касса уже выбивает чек. В этом смысле – решения от банков, где всё в одном, даже при абонентской плате, на самом деле разумнее и выгоднее. Хотя бы потому что нет никакой возни, всё работает и за приемлемые деньги. Скорее всего, мне не следовало много умничать и я должен был купить модулькассу. Если бы я был поумнее, купил бы её, то сейчас не писал всё вот это вот, а попивал бы чаёк перед телевизором. Но теперь мне есть чем поделиться, и поэтому я строчу что есть сил.

Если идти моим путём и интегрировать все эти сервисы и системы, то всё равно нарываешься на абонентскую плату. PayKeeper предлагает, конечно, свою собственную облачную кассу для этих целей. Но мне-то оно же не надо. Правильно? Помните? У меня уже есть такая классная система! Поэтому я ищу того, кто пишет отдельную приложуху для связи интернет-экваринга и онлайн-кассы. Вот она — свежая струя новых ощущений и трат.

Приложуха, которая интегрирует интернет-эквайринг

Бизнес Ру предлагает софт и настройку системы под названием Онлайн-Чеки. Стоит она 1200 за месяц, но первоначальная настройка составляет 3000.00. Оплата возможна минимум на год – итого. 17400.00 единовременно и потом ежегодно по 14400.00. То есть, как бы я ни кружил, я всё равно нарвался на подписку.

Справедливости ради – приложение работает очень качественно, а служба поддержки – выше всяких похвал. Скорость реакции неизменно радует.

Когда PayKeeper перешёл в боевой режим (это они так сами говорят) началась интеграция с Бизнес Ру. По окончании, Бизнес Ру сказал, что теперь, когда со своей стороны он всё настроил, нужно чтобы интеграцию со своей стороны настроил PayKeeper. PayKeeper сказал – оу, без проблем, с вас ещё 2800.00. Единовременно.

Отступать уже некуда – я оплатил. В итоге, интеграция платёжной системы с БифитКассой Розница обошлась мне в 20200.00 единовременно. Можете не сомневаться, что я мог бы употребить эти средства гораздо приятнее.

В общем и целом, моя история почти закончилась, кроме того, что с некоторых пор при оплате банковскими картами фискальник стал печатать метровую полосу чеков. Чего быть не должно. И для тех, кто собирается пройти путь подобный моему – вы должны понимать, что теперь служба поддержки каждого из агрегата моей системы футболит меня друг другу.

Онлайн и оффлайн касса

Поддержка Дримкасс переводит стрелки на БифитКассу. Мол, их принтер, печатает то, что прислала Касса. Устройство примитивно и даже логи писать не умеет. Вот если бы я использовал бы Дримкасс Старт, то тогда они бы соизволили бы покопаться и разобраться. А так – разбирайся-ка ты, голубчик, говорят мне они, с Бифитом сам. Бифит имеет самую немногословную и вялую поддержку из всех. Видимо потому что я на бесплатном тарифе – что ж я хотел-то? Но их мысль такова, что раз чеки за наличные бьются корректно, то значит терминал присылает на касссу какую-то шляпу. Разбирайтесь, говорят мне они, с банком. Техподдержка банка — ни за что не догадаетесь что говорит! Валика-ты, говорят мне они, разбирайся с Бифитом и Дримкассой. А у них ничего не менялось и логи у терминала безупречные. И, разумеется, что вне всяких сомнений это некорректно работает только Касса. А, вообще, говорит банк – вы же недавно меняли батарейку в ВикиПринт? Вот в этом всё и дело.

А дело такое, что просто так поменять батарейку на плате ВикиПринт нельзя. У вас слетают все данные и нужно заново перепрошивать плату, восстанавливать данные и перерегистрировать кассу в ФНС. Но, как вы понимаете, так как я обожаю подобный крынж – я не задумываясь пустился в это увлекательное анальное приключение. Два вечера из жизни вон – но я это сделал. Регистратор заработал (если что – работёнку в сервисе по кассам найду) .

Вот, говорит поддержка банка, вы плохо перепрошили кассу. Кроме того, у вас не последняя версия прошивки. А Дримкасс не только сделала своё ПО платным в течение первых трёх лет, но ещё и стала продавать «ключи обновлений» для своих фискальных регистраторов, что уж совсем ни в какие ворота. Правда стоит годовое обновление всего 2900.00 И обновляет оно такие важные штуки, как, например, замену категории «электронная оплата» в чеке на «безналичная оплата» в соответствии с законодательством или там ставку НДС с 18% на 20%. Ну, в общем, всем должен быть понятен сорт обновлений)) .

Онлайн и оффлайн касса

Я насупился, купил этот ключ (на упомянутом сайте со скидкой) и обновил ФР до самой последней версии. Конечно, ничего не изменилось. Тогда банк снял логи и сказал, что подключит к этом уделу INPAS, которые, непосредственно, сертифицировали Бифит для работы с терминалами INPAS и пускай разбираются.

В общем – если вы захотите сэкономить также как и я, на спичках, то подумайте прежде всего о сервисе. Сервис – это 50% успеха в работе. А когда ваша система приёмы оплат состоит из такой разношёрстной компашки поставщиков, то обречены вы быть пинаемы от одного к другому в случае проблем. Ничего не поделаешь – и я бы поступал также. Кому хочется возиться.

В заключение я хотел бы поднять вопрос, что всё что со мной случилось – это единственно лишь по причине очень малого количества доступной информации, которая бы раскрывала суть вопроса.

Онлайн и оффлайн касса

Как это всё работает или не работает – нигде почти не описано. А уж человеческим языком – и подавно ничего нет. Поставщики этого всего подсматривая друг за другом на сайтах размещают одну и ту же пустую информацию.

Онлайн и оффлайн касса

Такое впечатление, что все кто ставят кассу занимаются только общепитом, цветами или курьерскими услугами. Почему так странно поделён бизнес? Почему не составить комплекты по набору необходимых услуг и объёме их потребления. Например мне не нужна номенклатура, склад, учёт и пр. Мне нужна одна касса. Потому что мы работаем в основном B2B. И у нас услуги.

QR-код

Тут рассказывать нечего – система офигенная. Но никто из покупателей не хочет её пользоваться. Когда я попадаю в магазин уже в роли клиента, где предлагают оплатить такой штукой, я тоже почему-то напрягаюсь. Но, надеюсь, вся эта ситуация вскоре разрешит вопрос в пользу классных QR-кодов и пластиковые карты, вообще, будут выброшены на свалку истории.

Итог:

Фискальный накопитель на 36 месяцев — 12000.00 на 3 года

Фискальный регистратор (у меня был старый) – сейчас от 6990.00 на некоторых сайтах. У Дримкасс 16700.00 единовременно

Онлайн и оффлайн касса

Апдейт фискального регистратора — 2500 в год.

ОФД на 36 месяцев — 5000.00 на три года

Касса – бесплатно.

Торговый эквайринг – 2% от операции, минимум 2000.00 в месяц.

Интернет эквайринг — 1,9% от операции + 9800.00 единовременное подключение.

Интеграция платёжной системы и онлайн-кассы — 17400.00 за первый год, потом 14000.00 в год.

Интеграция платёжной системы и интеграции платёжной системы с онлайн-кассой — 2800.00 единовременно.

В общем и целом - всё удовольствие обходится теперь примерно 2000.00 в месяц, плюс некоторое единовременное вложение. И 2% с транзакции. В общем, игрушка стоила того!

На этом я закругляюсь. Овации и воздушные поцелуи читателей приветствуются, чтобы мы продолжили столь же вдохновлённо, как и прежде максимально бездумно, бездушно и сложно тратить деньги. Таков наш крест.

66
реклама
разместить
7 комментариев

Рассказ отличный, сам сейчас гоняюсь за тем самым ощущением - понял! Но пока сложно все понять. По сути я продаю услугу одну и мне нужно чтобы эту услугу оплатить могли через сайт и если что могли услугу оплатить прям когда я стою перед клиентом. По сути и онлайн и офлайн одна и та же услуга. И уже подключена юкасса, но без кассы (абсурд) назвали юкасса свою платежную систему и предлагают подключить облачную кассу кит финанс что-ли. При этом нужно платить и за ту кассу и за офд и еще думать как иметь офлайн кассу. Короче меня не заходит вся эта супер мудрая система. Тупо поборы хрен пойми за что.

Интересная статья. Даже понимая, как и что работает, даже имея опыт общения с суппортами и банками - читается реально легко и познавательно)

Отличный юмор, пишите ещё. Читаю с удовольствием )

Отлично. В прошлых статьях вы писали про свою программу Альтаир. Она сейчас доступна? Ее пощупать можно?

Как можно потестить вашу crm ? Или уже неактульно?

Так же интересен вопрос по CRM...

Для тех у кого 10 чеков в год - услуги ОФД тензор 300 рублей в год плюс рубль за чек.