Почему дорожает российский софт: кто виноват и что делать?

Дмитрий Мазеин, генеральный директор компании-разработчика системы управления проектами ADVANTA.

Отечественные производители и поставщики ПО столкнулись в кризис с новыми вызовами. Спрос на российские аналоги глобальных цифровых сервисов возрос в разы, а сами разработчики софта стали испытывать повышенную нагрузку: они вынуждены искать дополнительные кадры для разработки и в некоторых случаях повышать им зарплату.

Все это вызывало ответные действия отечественных разработчиков в виде повышения цен на ИТ-продукты и сервисы.

Почему дорожает российский софт: кто виноват и что делать?

Как сообщал Коммерсант со ссылкой на отчет крупнейшего ИТ-вендора РФ «Марвел-Дистрибуция» спрос на отечественные решения только за первую неделю марта вырос на 600% (!), при этом их среднерыночная стоимость увеличилась на 20%. Самыми востребованными оказались отечественные аналоги офисных приложений и системы управления базами данных. Также большим вниманием заказчиков стали пользоваться российские сервисы кибербезопасности и услуги облачных провайдеров.

Российский софт дорожает

В конце марта 2022 года облачный сервис Yandex.Cloud поднял цены на 50%. Другие отечественные облачные провайдеры также повысили стоимость своих услуг. И до настоящего времени тарифы на пользование облачной инфраструктурой только растут.

Не остались в стороне и сервисы информационной безопасности. Так согласно данным Коммерсанта в мае стоимость российских решений по кибербезопасности возросла уже на 20% по сравнению с ценами на начало года. При этом по данным «Ростелеком-Солар» 84% заказчиков в 2023 году планируют перейти на российское антивирусное ПО.

В то же время сейчас оказывается большая господдержка всем производителям и пользователям российских программных продуктов. Компаниям среднего и малого бизнеса дают гранты на разработку и использование российских цифровых сервисов в размере до 20 млн рублей, а пользователи могут приобретать отечественное ПО с 50% скидкой.

Можно ли избежать роста цен?

Главным стимулом для повышения цен на отечественное ПО является рост цен на продукты оставшихся на нашем рынке западных вендоров. Несмотря на снижение валютных курсов, у российских софтверных компаний сейчас повышаются издержки и риски: становится сложнее и дороже привлекать новых и обслуживать существующих пользователей.

Избежать повышения цен и даже обеспечить их снижение можно только за счет роста продаж и резкого увеличения количества новых клиентов. Например, мы в ADVANTA даем 50% скидку на наше ПО, если заказчик хочет перейти с иностранного софта на отечественное и ищет варианты российских сервисов.

Это смелый для нас шаг, но мы его сделали, потому что хотим помочь российским компаниям снизить барьер на смену используемого ИТ-решения. Тем самым мы хотим простимулировать нацпроект по цифровизации и импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий. Переход на российские ИТ-решения сегодня стал особенно актуален для большого количества компаний, особенно для организаций с государственным участием.

Свою безопасность при реализации акции мы обеспечиваем тем, что скидку даем только тем компаниями, которые пользовались лицензионным зарубежным ПО, аналогичным продуктам нашей компании.

К сожалению, ситуация в отечественном ИТ-сегменте такая, что большинство разработчиков и вендоров вынуждены повысить свои цены. Не сделали пока этого только те, кого поддерживает государство или, кто пока еще имеет определенный запас прочности.

Вместе с тем опросы представителей российского бизнеса показывают, что какого-то глобального подорожания отечественного софта и его драматических последствий они пока не наблюдают. Возможно одной из причин этого является то, что санкции имеют отложенный эффект и пока рынок не почувствовал эффекта от них в полной мере.

Заключение

В ближайшем будущем нам всем стоит ждать, что иностранные вендоры ПО продолжат свой демарш из России, а отечественный сегмент получит шоковое стимулирование к интенсивному развитию. Правительство объявило широкий спектр мер по поддержке российских производителей или пользователей софта. К чему в итоге это приведет и насколько будет успешной такая политика — покажет время.

1313
реклама
разместить
8 комментариев

Например, мы в ADVANTA даем 50% скидку на наше ПО, если заказчик хочет перейти с иностранного софта на отечественное и ищет варианты российских сервисов. Это смелый для нас шаг, но мы его сделали, потому что хотим помочь российским компаниям снизить барьер на смену используемого ИТ-решения. Тем самым мы хотим простимулировать нацпроект по цифровизации и импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Всё гораздо проще:
- вы просто хотите откусить немного пирога от гос.дотаций, которые совсем скоро прольются на "отечественные IT-компании", которые так нуждаются в помощи государства "в это непростое время".

4

Эту скидку нам никто не компенсирует, а реальных госдотаций нужно еще дождаться.

2

Санкции нам только на пользу...

2

Спрос на российские аналоги глобальных цифровых сервисов возрос в разы спрос на отечественные решения только за первую неделю марта вырос на 600% (!)

Избежать повышения цен и даже обеспечить их снижение можно только за счет роста продаж и резкого увеличения количества новых клиентов.

... я так и не понял, спрос повысился, цены повысились, но чтоб избежать повышения цен, нужно чтобы спрос повысился
где логика?

1

Да какая логика? Очередная рекламная статью с нулевой полезностью, информативностью и логикой.

1

Всё гораздо проще. Возрос спрос. А когда растёт спрос - капиталист повышает цену. Плюс с рынка уходят конкуренты, можно не опасаться, что их цены будут ниже. Плюс на многих покупателей стало давить государство, требуя импортозаиещен я, то есть им банально некуда деваться, заплатят любую цену.

1

классная статья, очень познавательно, спасибо