Кто все эти люди и как они попали к нам на сайт бесплатно?

Оцениваем трафик без помощи сеошников

Небольшой справочник для тех, кто впервые озадачился продвижением сайта. И хочет сделать это бесплатно. Рисунки автора (простите).

Спойлер: статья содержит взгляд на развитие сайта со стороны редактора, а не разработчика, так что, с точки зрения разработчика, может содержать неточности или даже вопиющие обобщения.

Ура, у вас появился сайт. Возможно, вы вложили в его создание последние деньги, а может быть, слепили от скуки. Разумеется, это самый лучший сайт в мире, больше ни у кого нет такого прекрасного сайта. Любой здравомыслящий человек заплачет от счастья, когда увидит ваш магазин с купальниками с «Алиэкспресса» и авторскими стихотворениями (для вас сейчас это очевидно). Но как показать его всем людям страны, а лучше мира?

А вы думали, я шучу насчет рисунков?
А вы думали, я шучу насчет рисунков?

В идеальном мире вы просто делаете сайт, а люди начинают пересылать друг другу ссылки на него с пометкой «ты просто обязан это увидеть». На следующий день в городе проходят стихийные флешмобы в вашу поддержку, телевидение снимает сюжет про невероятного поэта-продавца купальников, в первые же сутки у вас sold-out по всем позициям, через месяц вы выпускаете книгу «Я просто лучше вас: история моего успеха». В реальном мире ваш сайт спустя два дня посмотрела ваша мама, а бывшая одноклассница переслала в общий чат с пометкой «смотрите, какой херней Васька страдает, нормальную работу, видать, так и не нашел».

Спокойно, мы все через это проходили. Способы продвинуть сайт есть, и даже (!) не все они стоят денег.

5 способов сделать что-то без денег

Мне не очень нравится то, что написано на эту тему, так что я буду рассказывать по-своему.

Итак, трафик бывает платный и бесплатный. Это принципиальное отличие для любого человека, который продвигает сайт самостоятельно. Наемные работники будут затирать вам про деление на директ, дисплей, рефералов и платную выдачу, но вы-то знаете, что главный вопрос «сколько это стоит?», а вовсе не «а откуда они придут?». Потому что, по большому счету, вам плевать, откуда они придут, и совсем не плевать, сколько денег у вас после этого останется.

Суровая реальность
Суровая реальность

Сейчас я не буду писать про платные варианты вообще. Система такая: почти любой бесплатный вариант продвижения можно сделать за деньги, если у вас много денег. Зачем вы вообще читаете эту статью, если у вас много денег? Просто купите себе уже раскрученный сайт и успокойтесь.

1. Поставить счетчики

Банально, но чтобы отслеживать трафик, в первую очередь надо поставить счетчики для отслеживания трафика. Самые популярные – «Яндекс» и Google, но есть еще Liveinternet и TOPmail.ru. Старперы типа меня помнят еще и счетчик «Рамблера», но более молодым лучше туда не лезть.

Какой из них лучше? Лучше все. Дело в том, что наличие счетчика на сайте позволяет запихнуть сайт в рейтинги с другими сайтами. Например, наличие счетчика «Гугл» позволяет запихнуть сайт в рейтинги similarweb.com, а наличие счетчика Liveinternet позволяет встать в рейтинг... Liveinternet. Да, сначала это будет примерно один миллиард триста семьдесят восьмое место, но со временем вы подниметесь и даже начнете получать оттуда переходы. Причем переходы людей, которые шарят в рейтингах. То есть – потенциальных рекламодателей.

Так выглядят показатели сайта в Симиларвебе (аццкое 6666 место)
Так выглядят показатели сайта в Симиларвебе (аццкое 6666 место)

Финтолк начинался с 738 места в категории «Финансы» (по ливинтернету) и дошел до топ-10. Сейчас стандартно плаваем между 10-м и 14-м местом. Мы не получили от этого очень много переходов, но получили несколько крупных рекламодателей. Почему? Потому что сайт «топ-10 категории Финансы» - это круто. А сайт «фиг знает кто их читает, но вроде там тексты прикольные» - это не круто, на такое денег не дают.

А вот так - в Liveinternet. Красивое
А вот так - в Liveinternet. Красивое

Число посетителей по разным счетчикам при этом может отличаться в разы. Смиритесь.

2. Поставить ссылки

Серьезные ребята размещают по несколько тысяч ссылок на свой сайт в месяц за какие-то серьезные бюджеты. Одна ссылка на приличном портале может стоить до 10 000 рублей. Но что-то можно сделать бесплатно. Например, поставить ссылку на свой сайт в подписи профиля на vc. Добавить ее в профиль на LinkedIn (заблокированная в России социальная сеть), рассказать об этом на площадках запрещенной на территории России компании Meta. И даже поделиться ссылкой в Одноклассниках (шучу, до такого опускаться не обязательно). Если у вас есть знакомые с сайтами – договоритесь написать друг про друга статьи со ссылками. Или поставить кликабельные баннеры.

Размещение ссылок в соцсетях дает еще кое-что: к вам приходят люди, которые уже следят за вашей жизнью. Это могут быть родственники, друзья и одноклассники. Будет здорово, если они добавят ваш сайт в закладки и будут регулярно на него заходить, проверять, не нашли ли вы наконец нормальную работу. Поисковики увидят, что у вашего сайта есть своя лояльная аудитория, это полезно.

3. Нетворкать и дудить (см. «Юрий Дудь»).

У вас есть сайт, а многим людям очень хочется быть опубликованными, неважно где. Дайте им трибуну. Мы выделили целый раздел «Личный опыт», чтобы брать интервью у инфлюенсеров и просто людей с интересным опытом. Инфлюенсерам польза: они получают красивую статью в интернете про себя. Вам польза – они разошлют эту статью своим подписчикам, часть подписчиков перейдет к вам и какая-то часть останется.

Так что почувствуйте себя Дудем и начните делать интервью хотя бы со знакомыми. Этот способ дает небыстрый, но мощный эффект. Аудитория блогеров очень лояльна, в том числе и к тем, кто пишет про их кумиров. А вы получаете ссылки + посетителей + отложенный результат (например, люди будут гуглить интервью с этим человеком спустя год и находить вашу статью).

4. Стать новостным сайтом (так себе лайфхак)

Лицензию СМИ трудно получить, легко потерять (см. иноагенты) и невозможно забыть. Зато можно использовать ее для включения в новостные агрегаторы, чем все СМИ давно и пользуются. Буквально 3 года назад это означало, что трафик польется на сайт рекой, но уже сейчас это означает «ну, кто-то иногда будет заходить».

В целом система такая: вы пишете новости, новостные агрегаторы забирают их в подборку, а потом есть вероятность, что людям понравится ваша новость в подборке и они даже перейдут на сайт. На деле мало кто читает новости дальше заголовка, а даже если и читает – это все разовые переходы, и без устойчивой репутации превратить людей, которые привыкли скролить агрегаторы, в свою постоянную аудиторию почти нереально. Но ситуативный трафик будет.

Самый популярный агрегатор – Яндекс.Новости. Для регистрации требует иметь лицензию СМИ. Вот правила.

Гугл-новости лицензии СМИ не требует, но есть другие правила.

Агрегатор от Мэил.ру называется «Пульс», и к нему тоже можно подключиться. Но он не будет вести людей к вам на сайт, он просто будет показывать ваши материалы целиком. И немного вам за это доплачивать. Подключить несложно, но нужно уметь делать rss-ленты.

Агрегаторы СМИ2 и 24СМИ устроены примерно одинаково. Ты либо ставишь себе их виджет и меняешься с ними трафиком (сколько людей перешло от тебя к ним – столько они тебе вернут обратно). Либо не ставишь себе ничего, даешь им деньги, и они просто приводят к тебе людей по цене рубль-полтора за человека. Первый способ не эффективен для маленьких сайтов, но очень эффективен для уже немного раскрутившихся. Второй – просто очень дешевый. Вы нигде не найдете посетителя дешевле, чем там. Но будет ли он для вас целевым – другой вопрос.

5. Заняться seo

Для владельца сайта seo можно поделить на две части.

1) Seo, за которое отвечает программист.

2) Seo, за которое отвечает копирайтер/автор/редактор.

То есть глобально вам нужны два этих человека, а сеошник не нужен. Но тогда вы сами должны говорить программисту (себе), что поправить на сайте, а копирайтеру (себе) – что написать. Узнать, что надо поправить на сайте, вам поможет регистрация в системах Google Analytics и «Яндекс Вебмастер» (не надо выбирать что-то одно, надо смотреть оба).

Узнать, о чем писать, вам помогут «Яндекс.Вордстат» и «Гугл.Трендс». В первом надо ввести ключевое слово, например «купальники», чтобы увидеть, как много людей искали его за последний месяц и в каких словосочетаниях. Например, что популярнее – красные купальники или синие? Если синие – есть смысл написать отдельную страницу про пользу синих купальников для организма. Нет, текст не обязательно начинать с фразы «Купальники известны человечеству еще с древних времен: первое упоминание о купальниках датировано….». Это пример плохого копирайтинга, который не выведет вас в топ поиска и не приведет к вам покупателей.

Отличить нужный запрос от ненужного легко.
Отличить нужный запрос от ненужного легко.

В гугловском сервисе можно посмотреть, в какие сезоны и по каким регионам чаще всего ищут нужное слово. Например, чаще всего купальники ищут в июле в Рязани (не спрашивайте).

Странно, но ладно.
Странно, но ладно.

У профессиональных сеошников есть и более крутые платные сервисы, которые позволяют не только вычленить популярные запросы, но и проанализировать, что на этот счет написано у конкурентов. Но они платные, оставим их пока в покое.

В чем, на мой взгляд, глобальный недостаток seo и почему нельзя надеяться только на сео-тексты на сайте? Дело в том, что все сео – это про статистику во времени. Про то, что каждый июль люди активнее гуглят купальники, а каждый декабрь – санки. Про то, что вот прошел месяц и по итогам месяца мы видим всплеск интереса к комиссиям за международные переводы. То есть глобально сеошники работают с прошедшим временем и уже очевидными тенденциями. Сеошник может, например, сказать: «Я вижу, что каждый февраль люди ищут «как получить налоговый вычет в 20хх году». Давайте в январе вы напишете статью «как получить налоговый вычет в 2023 году», и это позволит нам выйти в топ поисковика. Но статья должна быть не менее 9000 символов, чтобы обогнать конкурентов».

Звучит логично, но есть нюанс: в это время сеошник ваших конкурентов говорит то же самое вашим конкурентам. И еще 15 тысячам редакторов сайтов. И в январе в интернете появляется 15 тысяч статей на эту тему. И вы снова где-то в хвосте со своими 100 посетителями. Можно, конечно, найти пустую нишу, где вообще-вообще ничего не написано, но, скорее всего, и популярность у такого поискового запроса соответствующая.

Где есть реальный шанс вырваться? Ситуативные поисковые запросы и ваша чуйка. Если вы эксперт в нише (или хотя бы энтузиаст) и отслеживаете новостные поводы, вы точно знаете, что люди будут искать ну вот прям сейчас. Прошла новость про отключение SWIFT – и вот уже поисковый запрос, которого за месяц до этого просто не существовало в природе, бьет все рекорды. Без анализа трафика было понятно, что люди будут гуглить «Россию отключат от SWIFT: что делать без него». На написание этого материала ушло 40 минут, а за следующие сутки он набрал 15 000 просмотров. Без единого денежного вливания и исключительно на поисковиках.

Редакторская чуйка VS сео-анализ

Если говорить про взрывы посещалки у нас на сайте, то в 9 случаях из 10 это была редакторская чуйка. Яркие ситуативные поводы и быстрая реакция на них. Сео-тексты при этом дают кое-что другое: ПРЕДСКАЗУЕМУЮ посещалку. То есть вы знаете, что в июле к вам придут читать про купальники. И в следующем июле придут. И через два года тоже. Такие статьи медленнее устаревают и дают постоянный поток людей. А новостной повод может случиться, а может не случиться. И все же к развитию сайта приводит сочетание сео+ситуативка, а не что-то одно из этого.

Идеальная формула работы, на мой взгляд, 50 на 50. Пристально следить за новостями своей ниши и оперативно реагировать, но не абы как, а со всем знанием сео-принципов написания. То есть ставить правильные поисковые заголовки, правильные сео-описания, делить текст на логичную структуру, не забывать про форматирование и вставлять по возможности уникальные иллюстрации. Серьезно, нарисованная от руки каляка-маляка (как у меня тут) или скриншоты дадут вам больше посещалки, чем спертая (или даже честно купленная) с фотостока картинка.

Выводы

1. Сделать качественный средне посещаемый сайт можно без денег на продвижение. Да, даже в 2022 году. Ну, не на миллион посетителей в месяц, но тысяч на 10.

2. Но, увы, в 2022 году для этого от вас потребуется в 150 раз больше компетенций, чем всего-то 10 лет назад. Неплохо бы знать основы верстки и уметь анализировать тепловую карту сайта. Немного рисовать или фотошопить. Немного писать и уметь пользоваться типографом. Уметь читать данные аналитики и ориентироваться в графиках. Уметь ковыряться в настройках сайта. Понимать, как строятся поисковые запросы. Понимать, как подключаться ко всяким агрегаторам. И это не считая основных знаний по вашей специальности, будь то подбор размерной сетки купальников для рязанцев или написания стихотворений о них же.

3.Просто удачи вам, если решили начать)
Заходите к нам на Финтолк. А еще у нас есть курс про крипту.

2222
16 комментариев

Рисунки божественны

5
Ответить

да тоже оценил ))

1
Ответить

Какой слог! 🤌🏼

4
Ответить

Добавить в профиль на LinkedIn (заблокированная в России социальная сеть), рассказать на площадках запрещенной на территории России компании Meta и даже поделиться ссылкой в, к сожалению, до сих пор разрешенных на территории России Одноклассниках.

3
Ответить

Ну должно же оставаться хоть что-то разрешенное)

2
Ответить

отличная инструкция по вордстату: "как отличить нужный запрос от ненужного" 👍

3
Ответить

Отличная статья!
Рекомендую автору отправить её для публикации на сайте Лены Торшиной под названием Рабдно.
(Лена Торшина знает толк в продвижении сайтов !)

Ответить