Нужна ли краудфандинговая кампания Вашему бизнесу?

Ваш бизнес умирает? Привлекать инвестиции становится все сложнее и сложнее? Вопрос любого молодого бизнеса стоит в том, как привлечь финансирование и обеспечить рост бизнесу? Объем и качество финансирования может изменить будущее вашего стартапа, поэтому стоит подумать дважды, чем привлекать капиталы ангелов – инвесторов или влезать в банковские кредиты, вполне возможно, что в начале стоит рассмотреть краудфандинг.

Нужна ли краудфандинговая кампания Вашему бизнесу?

Что такое краудфандинг?

Краудфандинг – модель, которая дает возможность привлекать инвестиции от любого человека, которому просто интересна ваша идея, бизнес или он просто хочет помочь в разработке продукта. Другими словами, это большой пул физических лиц, готовы пожертвовать маленькую часть своего капитала в ваш стартап или даже бизнес-идею. Чаще всего инвесторы получают от стартапа маленькие подарки за участие.Например, Oculus VR за 40 дней собрал 2 миллиона долларов, после чего его купил Facebook за $2.3 миллиарда. Другой успешный пример – Tile, Bluetooth – трекер, который находит ключи, кошельки и другие повседневные вещи за секунду. Они привлекли $2.6 миллиона, превысив свою цель в $200 тысяч за 24 часа, после старта кампании.Краудфандинг кажется чудом для стартапов - простым способом привлечь инвестиции. К сожалению, по статистике 70% кампаний не достигают целей своих краудфандинговых кампаний. В этой статье мы рассмотрим способы сделать Вашу кампанию максимально привлекательной для инвесторов и рассмотреть основные плюсы и минусы краудфиндинга как способа финансирования.

Какие выгоды несет краудфандинг?

  • Это альтенативный способ привлечения инвестиций для вашего стартапа без лишних обязательств перед банками или инвесторами;
  • Это безопасное и относительно безрисковое решение.
  • С помощью продуманной краудфандинговой кампании, вы сможете увеличить узнаваемость бренда и получить обратную связь.
  • Вы сможете получить предложения о сотрудничестве и новых партнеров.

Минусы краудфандинга

  • Создание краудфандинговой кампании может занять много времени и потребовать финансовых ресурсов
  • Вы можете просто запороть свою кампанию, не достигнуть цели и вам придется возвращать все, что удалось привлечь.
  • Неудача может нанести ущерб репутации стартапа.
  • Кто угодно может украсть вашу идею/проект, если права на интеллектуальную собственность не защищены.

Как начать краудфандинговую кампанию?

Если Вы оценили все за и против и решили, что краудфиндинг все - таки для Вас, то уделите пристальное внимание всему, о чем пойдет речь ниже, потому что эти советы помогут создать вам успешную краудфандинговую кампанию.

1. Определите свою цель

Успех вашей кампании напрямую зависит от того насколько четко вы поставите цель. У вас есть идея или бизнес и вам нужны деньги на их реализацию. Превратите идею в цель, ответив на вопросы:

- почему эта цель важна? Дайте четкое понимание вашим инвесторам, что изменится в мире, когда Вы воплотите свою идею в жизнь. Например в случае с Oculus это было качественно новое восприятие гейминга за счет полного погружения.

Нужна ли краудфандинговая кампания Вашему бизнесу?

- чем Ваша идея отличается от всех других? Или другими словами, чем уникален ваш продукт. Даже в супер конкурентном секторе, в которым бы казалось уже нельзя сделать что - то особенное, можно привлечь достаточное количество инвестиций под свой проект и доказательство тому Exploding kittens. Настольная игра про взрывающихся кошечек смогла привлечь $8 782 571 и все благодаря яркой рисовке и оригинальному сеттингу, где нужно обезвреживать взрывающихся кошечек.

Нужна ли краудфандинговая кампания Вашему бизнесу?

- какие проблемы решает ваш проект? Коррелирует с 1 пунктом, но если 1 пункт более глобален и говорит о том, что поменяется в мире в целом, то здесь вы должны рассказать, что выиграет инвестор вложившись в вас. И речь сейчас не только о маленьких подарках, упомянутых выше, а о конкретных проблемах, которые решит ваш проект. Так, например, походная куртка от BauBax, собравшая на Kickstarter $9 192 055, была оснащена встроенной подушкой в области шеи, спальной маской на глаза, зарядным устройством в кармане и множеством других фишек, призванных решить бытовые проблемы путешественников.

Нужна ли краудфандинговая кампания Вашему бизнесу?

- сколько Вы хотите собрать? Вы должны понимать, сколько денег вам необходимо для реализации проекта и не ставить неадекватно заоблачную цифру. Например, если вы разрабатываете не очень сложное мобильное приложение вроде трекера времени, то вам вряд ли понадобится больше $5 000, при этом установив цифру в 5 000, вы всегда сможете собрать больше за время вашей кампании, так как кампания закрывается не в момент достижения цели по сбору средств, а после определенного промежутка времени. Однако, если вы поставите целью $1 000 000, то шансов, что вы его соберете становится гораздо меньше, но, если в срок, допустим, 7 дней вам удастся собрать $800 000, то по окончанию кампании вам придется все вернуть.

2. Проведите исследование рынка и определите целевую аудиторию.

Понимание своей целевой аудитории поможет спрогнозировать спрос на продукт и позволит понять, чего же хотят именно ваши клиенты. Для данной цели отлично подойдут опросы и интервью, их можно провести с минимальными затратами , но их результаты смогут уберечь от ситуации, когда вы выпустите продукт не для того целевого клиента и лишитесь возможных продаж.

3. Выберите краудфандинговую платформу.

Существует множество краудфандинговых платформ вроде Indiegogo и Kickstarter, о них я напишу отдельную короткую статью, если данная тематика будет интересна. Но 2 упомянутых идеально подойдут для стартапов, желающих привлечь финансирование. Что касается российских платформ, то они вроде как и есть, но на самом деле их нет. Есть к примеру ресурс Планета.ру, но он ориентирован на творческие проекты. В России также распространен сбор средств через соцсети, но, как правило, на различные скам-проекты, поэтому лучше использовать зарубежные ресурсы, так и доверия больше, и выход сразу на международную арену, а в соцсетях вы просто можете размещать ссылку на вашу кампанию.

4. Подготовьте идеальное питч-видео

Это самая важная часть вашей кампании. Согласно информации Kickstarter, проекты, сопровождаемые видео питчем достигали своей цели на 50% чаще , нежели те, где питч отсутствовал. Что же такое видео питч? Все правила питчинга и его виды это отдельная сложная тема. Наша команда занимается подготовкой стартаперов к питч - презентациям разных видов, в зависимости от мероприятия, на которых собирается выступать клиент и каждый продукт, как и спикер настолько индивидуальны, что на подготовку хорошего питча могут уходить месяцы. Дабы не писать новый том "Войны и мир", скажу коротко, питч – это короткая, не более 2 минут речь, содержащая идеи, перечисленные в пункте 1 этой статьи.

Так как же сделать великолепное питч – видео для вашей краудфандинговой кампании?

  • Не делайте его длинным, 2 минут должно быть вполне достаточно;
  • Привлеките внимание вашей аудитории в самом начале;
  • Используйте визуальные эффекты и графику, чтобы сохранить их внимание;
  • Подберите правильную музыку;
  • Добавьте призыв к действию.

Также допускается использование объясняющих анимационных видео, в отдельных случаях они могут быть очень эффективны. Посмотрите ниже пример такого видео от уже упомянутых ранее Exploding kittens.

5. Создайте лэндинговую страницу для сбора email – контактов

Зачем вам список контактов? Иметь под рукой перечень людей, заинтересованных в вашем продукте и регулярно (но не слишком навязчиво) сообщать им об обновлениях необходимо для эффективной работы стартапа. Для сбора email создайте базовую лэндинговую страницу со всей информацией о вашей проекте и описанием того, что вы предлагаете.

Снабдите страницу понятными заголовками и описаниями, а также изображениями в высоком качестве и формой заявки. Чего не должно быть, так это фейковых отзывов клиентов, с которыми вы на самом деле не работаете и, конечно, баннеров рекламы. После создания лэндинга займитесь его раскруткой, чтобы привлечь траффик. Как только люди заполнят форму, их email появится в списке и вы сможете связаться с ними напрямую. Перед запуском кампании, вам первым делом нужно будет отослать email людям из вашего списка, именно они могут стать вашими первыми инвесторами.

6. Используйте блоги и инфлюенсеров

Следующим эффективным способом привлечь целевую аудиторию является использование блогов вроде vc.ru, medium.com, Yandex Дзен и других ресурсов, где свободно может писать каждый. Так большое количество людей узнает о вашем проекте и он даже может стать вирусным. Также, если позволяет бюджет, то можно рекламироваться у YouTube и Instagram блогеров. Только важно подбирать блогеров со схожими с вашей тематикой. Например, целевая аудитория бьюти – блогерши вряд ли оценит ваш прорывной девайс по диагностированию рака на ранних этапах.

7. Соберите аудиторию в соцсетях и держите их в курсе событий

После того, как определите целевую аудиторию разработайте интересный контент, что ее заинтересовать . Создавайте странички вашего стартапа во всех доступных соцсетях и начинайте делиться контентом в. Не забывайте добавлять призывы к действию и сосредотачиваться на тех ресурсах, где ваша аудитория наиболее активна. Не бойтесь потратить на работу с соцсетями несколько месяцев и десятки (или даже сотни) тысяч, в последствии это окупиться гораздо большими инвестициями. Планируйте стратегию продвижения и ее бюджеты заранее, так как этот процесс отнимает значительное количество времени, требует привлечения профессиональных ресурсов и его невозможно качественно провести спонтанно. Наша компания может разработать для Вас качественную интернет - кампанию по продвижению в социальных медиа.

8. Запускайте кампанию

Готовы запускать кампанию? После всей подготовки, сбора email и повышения узнаваемости бренда за счет соцсетей, настало время запускать кампанию и увидеть результаты вашей упорной работы. Пока вы ждете потока инвестиций, не забывайте делиться новостями и апдейтами со своими подписчиками.

Что заставит вашу аудиторию покупать именно в 1 день? Ответ прост. Чувство дефицита и необходимости. Постоянно создавайте для своей аудитории специальные предложения и награды. Например первые 100 инвесторов, вложившие более 100$ бесплатно получают годовую подписку на продукт или какой – то пожизненный специальный план и т.д. Вас может ограничить только Ваша фантазия, ну и, пожалуй, бюджет.

Заключение

Неважно на каком этапе сейчас ваш бизнес, инвестиции всегда помогут ускорить его развитие. Но прежде чем бросать силы на поиск инвесторов, остановитесь и подумайте, какие альтернативные методы финансирования существуют. Краудфандинг реально работает и может стать прекрасным решение для вашего стартапа. Плюс краудфандинг это отличный шанс протестить реакцию аудитории на Ваш продукт и провести работу над ошибками. Если вы все таки решили привлекать краудфандинговые средства, то следуйте шагам описанным выше и ваша кампания будет иметь все шансы на успех.

11
9 комментариев

Отличная статья, мне понравилась. Как раз хотел запустить одну кампанию, лично свою. Но правда не уверен в себе и думаю, что тематика не подходящая.
Но спасибо за статью!

1
Ответить

Вадим, спасибо) Рад, что статья понравилась. Если кампания связана с реальной бизнес - идеей, то можете мне на email написать, возможно смогу помочь, так как у нас команда занимается подготовкой краудфандинговых кампаний, плюс еще с различными инвесторами сотрудничаем.

1
Ответить

А какие краудфандинговые площадки рассматриваете?

Ответить

Спасибо за статью, было бы интересно ещё статьи про разные площадки и их сравнение.

1
Ответить

Напишу обязательно в ближайшее время!

1
Ответить

Евгений, а почему вы решили, что в России краудфандинговых площадок как бы нет (и что "Планета" только для творческих проектов)? Это не так. К слову, зарубежные площадки не так уж идеально подойдут для "любого стартапа", там много своих нюансов.

Ответить

Наталия, спасибо за Ваш комментарий, надеюсь смогу правильно донести свою мысль.

Я не имел ввиду, что краудфандинг в России вообще не работает, а хотел сказать , что шансов на его успех здесь значительно меньше чем за рубежом. Его мощности с зарубежными площадками не сравнимы и объем привлекаемых средств значительно ниже. Я сейчас готовлю обзор на площадки в целом и обязательно уделю внимание и Планете ру, и Boomstarter, который в своей статье не упоминаю.

Что касается моего вывода о творческом направлении "Планеты.ру", то он основан на статистических данных:

- сбор средств на новый альбом группы «Алиса» (11,3 млн руб.)

- Издание книги "Гарри Поттер и методы рационального мышления" (9,5 млн рублей)

- экранизация романа Пелевина Empire V (7,9 млн руб.)

- запись и издание новых песен Бориса Гребенщикова (7,3 млн руб.)

14% - направление кино, 18% музыка, 14% литература

Это данные по состоянию на 2017 год. Многие цифры внушительны и их хватит на старт проекта, но все эти проекты имеют культурную направленность.

На Kickstarter:

20% в области технологий

20% в области дизайна

Объем привлекаемых средств на проект можно увидеть из статьи.

С Вашим выводом о том, что не подойдут для любого стартапа согласен на 100%. Нужно учитывать насколько глобален стартап и его ориентированность на зарубежный рынок. У интернет - магазина, продающего что -то в России или даже у малого производства, ориентированного на Россию - шансов нет. Но у IT - стартапа вполне.

Ответить