7 визуальных решений для CJM

CJM — это карта, которая визуализирует взаимодействия клиента с компанией. Маркетинг опирается на нее, когда улучшает пользовательский опыт. Однако, в процессе оптимизации ожидания и реальность могут не совпасть. Какова роль CJM и какой она должна быть, чтобы все прошло хорошо — разбираем в материале.

7 визуальных решений для CJM

Предположим, авиакомпания решила улучшить взаимодействия с пассажирами. Для этого отдел маркетинга:

  • Создал портрет идеального пассажира.
  • Разделил на этапы путь от поиска билетов до окончания рейса.
  • Прописал действия, цели, ожидания, эмоции и опыт на каждом этапе.
  • Дал рекомендации по улучшению взаимодействий.

Дизайнеры разработали CJM. Сотрудники авиакомпании получили карту и начали оптимизацию.

Во втором случае оптимизация не улучшила пользовательский опыт.
Во втором случае оптимизация не улучшила пользовательский опыт.

Что пошло не так

Чтобы понять причину неудачного сценария, рассмотрим этапы разработки CJM и кто за них отвечает.

1 этап. Сбор и систематизация данных для CJM

Сотрудники компании изучили поведение клиентов, собрали и систематизировали данные. Они не учли, как будут использовать карту — просто отправили в дизайн и предположили, что дизайнеры разберутся.

2 этап. Визуализация CJM

Дизайнеры перевели массив данных в понятный вид. Они визуально отразили нужные взаимосвязи, ключевые события и последовательности. И забыли, что карта — не только красивая картинка, но и рабочий инструмент.

3 этап. Юзабилити CJM

Юзабилити — это то, какова карта в использовании. Она может быть бесполезным плакатом на стене или бюрократическим талмудом на дальней полке. Или гибким и прикладным инструментом, с помощью которого можно быстро рассказать о задаче сотрудникам на любом участке оптимизации. Карта должна быть актуальной, интуитивно понятной и легко запоминающейся.

Это важнейший этап, который находится в «слепой» зоне. И именно от него зависит, как карта выполнит цель.

7 визуальных решений для CJM

7 способов создать прикладную CJM

Мы собрали идеи и принципы визуализации данных, которые помогут CJM стать простой и понятной.

1. Сфокусироваться на визуале

Иллюстрация остается в голове, даже когда CJM нет под рукой, ведь картинку запомнить легче, чем 50 страниц текста. Нужно выстроить идею вокруг визуала, а текст использовать, как дополнение. Карта должна легко считываться: подойдут простые линии, минимализм, понятные ассоциации и иконки.

7 визуальных решений для CJM

2. Редактировать самостоятельно

В крупных проектах происходит множество изменений: возникают новые гипотезы, отсекаются старые. Без актуальной CJM сотрудники передают обновления с эффектом испорченного телефона. Если ваш проект развивается, и вы не хотите постоянно переделывать дизайн — создайте карту в MIRO. Например, как авиакомпания S7. Чтобы использовать MIRO, не нужны специальные знания, и CJM в нем сможет отредактировать любой менеджер проекта.

3. Обозначить этапы

«Путешествие» клиента по карте движется по этапам. CJM должна отражать, чем они отличаются в его глазах.

В примере дизайнеры выделили этапы, разместили их по порядку, визуально показали простоту или сложность. Например, чем больше времени тратит пользователь, тем больше места процесс занимает на карте и тем больше деталей.

7 визуальных решений для CJM

4. Расставить приоритеты

В CJM важно подчеркнуть ключевые моменты. Для этого можно использовать визуальные приемы расстановки приоритетов. Например, критически важные детали можно выделить цветом, а периферийные направления оставить серыми или черно-белыми. Это могут быть узкие места процесса — они требуют большего внимания, чем то, что уже работает хорошо.

Например, в карте Wallmart кружками большего размера показаны более важные для покупателя моменты. Это простое решение грамотно управляет вниманием и не перегружает карту информацией.

7 визуальных решений для CJM

5. Визуально разделить зоны ответственности

Каждая группа сотрудников на проекте должна понимать границы зоны ответственности.

IKEA поделили карту на три сектора по принципу «где клиент взаимодействует с компанией»: онлайн, вне магазина или в физическом магазине. Сотрудник зала изучит свой сектор, а сотрудник онлайн-магазина — свой. Их внимание не расфокусируется. При этом они смогут заглянуть в соседний сектор, если это понадобится в работе.

7 визуальных решений для CJM

6. Показать чувства и мысли клиента

Чем лучше вы понимаете, что чувствует клиент на этом этапе, тем лучше вы сможете ответить его потребностям. Вот пример выбора поставщика телекоммуникационных услуг. Эмоции покупателя поделены на 2 графика, дизайн выстроен вокруг них и ориентирован на человека.

7 визуальных решений для CJM

7. Сделать сопроводительный материал к CJM

Не стоит перегружать карту, если данных слишком много и не хочется ничего сокращать. В этом случае можно сделать приложение к CJM. Например, в виде презентации. А отсылки к нему лучше разместить рядом с изображением процессов.

Ключевая информация останется в карте, но при необходимости сотрудник сможет подробно прочитать про каждый этап.

Вывод

При разработке СJM важно помнить, как именно карту будут использовать. Грамотные визуальные решения помогут избежать ошибок и провести эффективную оптимизацию.

Студия MOVmedia имеет глубокую экспертизу в области визуальных коммуникаций. Мы сталкивались с проблемами юзабилити и отображения сложных данных, и мы умеем объединять эти задачи.

Нужна качественная и прикладная СJM? Пишите нам info@movmedia.art

🙋🏻‍♂ Привет! Меня зовут Ованнес, и я — основатель студии визуальных коммуникаций MOVmedia. Мы разрабатываем инфографику, презентации и отчеты.

Пишу про визуальные решения для бизнеса и разбираю, как их применять. Вдохновляюсь примерами из мирового опыта и прокачиваю дизайн-мышление.

🔷 Подписывайтесь, чтобы оставаться в курсе

👀 Приходите в Телеграм-канал за свежими идеями

1717
1 комментарий

Хорошо, что компании в принципе стали задумываться о том, как сделать путь клиента приятным и удобным. Правда многие компании, которые об этом думали, уходят с российского рынка.
Полезная статья, будем улучшаться.