Деловая этика в Китае. Визитные карточки

Наверное, нет такого человека, который бы не перелопатил перед деловой поездкой в Китай массу форумов разной степени полезности в надежде повысить свою грамотность и заранее узнать заветное «как там у них принято». Чтобы, скажем, «не облажаться». И одним из обязательных пунктов умудренные гуру-китаеведы с придыханием поведают о том, как правильно подавать визитки китайским партнерам, и непременно научат тому, что «У вас, юные падаваны, обязательно должны быть красивые визитки, и подавать их при встрече нужно строго двумя руками. А кто подает одной, тот редиска некультурная, и будет ему позор и порицание всей Поднебесной». Руки никто не подаст и слова доброго не молвит.

Отбросим особенности около-китайского фольклора и фантазии форумных знатоков всего китайского. И обратимся к практической стороне вопроса, опираясь на двенадцатилетний опыт жизни в Китае и значительный опыт встреч, переговоров и прочих выставочных мероприятий.

Если в двух словах — всем в Китае глубоко все равно, как именно вы подаете визитки, и как принимаете визитки у ваших визави. Будьте собои. Никто в Китае не ждет от вас соблюдения местных негласных «протоколов» и условностеи — куда интереснее ваше предложение и связанная с ним потенциальная выгода. Вообще же визитная карточка на встрече – вынужденный анахронизм при работе с иностранными партнерами, дань западной деловой этике и протоколу, так как у подавляющего большинства китайцев все полезные и нужные контакты давно и прочно «живут» в телефоне. Стандартом делового общения на переговорах будет обменяться контактами в WeChat и, в подавляющем большинстве случаев, этого уже достаточно. То есть, никто не обидится и не посчитает вас «несерьезным парнем», если вы заявите, что уже раздали все визитки на предыдущих встречах, и предложите обменяться контактами в WeChat или где угодно еще.

И вот работающие рекомендации в том случае, если вы все же планируете использовать визитные карточки в своей работе с китайскими партнерами:

— Будет круто и правильно, если визитка будет светлои и на неи будет достаточно места для записеи. В Китае принято «надписывать» визитки всяческими напоминалками (что за человек, где познакомились, что ему было нужно, и т.д.) В процессе работы, посещения выставок и производств у любого накапливается бесконечно большое количество визитных карточек, по прошествии времени теряющих смысл потому, что никто уже не помнит, чья карточка и с кем и чем она связана. Если все же хотите использовать визитные карточки – подумайте об этом.

— Не стараитесь удивить китайцев дизаином своеи раздатки. Строгии концептуальныи европеискии минимализм не произведет на них никакого впечатления, а золотых визиток с фениксами, драконами и прочей фауной они уже насмотрелись. Здесь правило одно — визитка должна ясно доносить информацию о вас, сфере вашеи деятельности/интересов, и способах связи с вами. Чем конкретнее она будет, тем проще и удобнее будет с ней работать тем, кому это по-настоящему нужно.

— Озадачьтесь заранее подготовить свой аккаунт в WeChat (написанное по-англииски и по-китаиски имя плюс то, чем вы занимаетесь). Аккаунт с названием «Серега Барнаул» несет минимум полезнои для китаискои стороны информации, в то время как «Сергеи, Строительная техника» будет куда как содержательнее. Еще лучше добавить к этому вашу узнаваемую фотографию.

— Укажите альтернативные способы связи с вами -- электронная почта, WhatsApp или Telegram. Предвижу возражение, что китаицы не пользуются ими, и доступ к ним из Китая возможен лишь с использованием VPN, которыи в Китае вне закона. Однако все, кто работает с зарубежными партнерами, имеют аккаунты и активно пользуются WhatsApp и другими благами западной цивилизации. Иносказательно это называется "кунг-фу, чтобы прыгать через стены".

И еще. Будьте нормальным иностранцем. Не старайтесь подделаться под местных. Стремление отдельных иностранцев «окитаиваться», носить футболки с китаискими флагами или патриотичными надписями, демонстративно пить китаискии чаи, копировать отдельные привычки и китаискии протокол — все это производит неприятное и неискреннее впечатление. И китаицев это не только не обманывает, но и размывает сам образ иностранца, очень важныи для ощущения престижа самими китаицами, а значит – в конечном счете вредит вашим начинаниям на китайской земле.

Всем бобра).

44
реклама
разместить
2 комментария

Китайский чай-то за что?) А в остальном - как-то так, да.

С китайцами крайне сложно иметь дела. И дело вовсе не в визитка и аккаунтах.