Почему в маркетинге выгорают больше, чем в других профессиях?

Мой стаж в маркетинге — 26 лет, и все эти годы я люблю свою профессию. Но в 2006 году я решила навсегда из нее уйти, потому что у меня случилось эмоциональное выгорание. Это очень понятная история для 2022, но совсем неизвестная 16 лет назад. С рациональной точки зрения у меня был успешный успех, я в 31 год стала директором по маркетингу известной FMCG компании, и находилась на этой позиции дольше всех своих предшественников. Но я ненавидела работу и не хотела больше обслуживать «фабрику грез», как я называла свою компанию. Звучит трагично, но всего-навсего компания производила и продавала чай: он до сих пор лучший на рынке по соотношению цена/качество.

В профессиональном выгорании есть очень неприятный момент: ты можешь даже знать про него, но не применять к себе совсем, потому что ты же нормальная! Просто с начальником/коллегой/клиентом/подчиненными/подрядчиками и т.д. не повезло. Сейчас сменю обстановку – и все наладится! Конечно, бывают особо токсичные коллективы, откуда надо бежать, но обычно смена обстановки не помогает в долгосрочной перспективе.

В маркетинге, рекламе и PR выгорают больше

Служба Исследований компании HeadHunter в свое время провела опрос среди 7865 работающих российских соискателей на тему удовлетворенности работой. Среди прочих вопросов был такой:
«Как же я устал(а)», «Как мне все это надоело» - как часто вам приходят в голову такие мысли в контексте вашей работы?

%, распределение ответов на вопрос: «Как же я устал(а)», «Как мне все это надоело» — как часто вам приходят в голову такие мысли в контексте вашей работы?, Служба исследований HeadHunter
%, распределение ответов на вопрос: «Как же я устал(а)», «Как мне все это надоело» — как часто вам приходят в голову такие мысли в контексте вашей работы?, Служба исследований HeadHunter

По сумме ответов в красно-розовой зоне лидирует «Маркетинг, реклама, PR» — 47%. Наши коллеги из финансов и продаж в значительно лучшей ситуации: 39% и 40% соответственно. Гендиры — 37%, а лучше всех живется рабочим — всего 19% из них испытывают дискомфорт различной степени тяжести при мыслях о работе. При этом внешняя среда у всех одна, значит, дело не в ней.

Есть еще международная статистика по длительности нахождения руководителей разных специализаций на позиции. Директора по маркетингу в ней опять побеждают с минимальным сроком на одном рабочем месте.

Почему маркетологи выгорают?

Люди выбирают свою реализацию в соответствии со своими способностями и склонностями, и маркетологи — не исключение. Большинство моих знакомых-маркетологов: коллег, учеников и клиентов — ответственные амбициозные люди с высоким IQ. Зачастую они лучше всех в компании могут стратегически мыслить и просчитывать последствия тех или иных действий. Им важно, чтобы принимали результат их работы и адекватно его оценивали. Эти качества очень радуют работодателей, но именно они являются проблемой, которая приводит к выгоранию. Так что, как говорится, welcome to the club: ваши плюсы загоняют вас в ловушку!

Что с этим делать?

Искать иголку там, где она потерялась, а не там, где светло. В особо критических случаях лучше, конечно, уходить с токсичного места работы, но, в большинстве оставшихся – заглянуть внутрь себя и разобраться там, где сейчас темно. Стресс, приводящий к выгоранию, убивает именно контакт со своей личностью.

Как ни странно, помочь может работа над личным брендом. Тема брендинга нам профессионально близка, но личный бренд отличается от маркетингового прежде всего тем, что он базируется на наших целях, желаниях, сильных сторонах личности. Это не только про ведение канала в Телеграме или выступления на конференциях, хотя без этого никак. Это прежде всего про понимание: куда я хочу прийти, что мне приносит удовольствие, какой образ жизни я хочу вести, что я могу дать людям, в чем моя сила.

Если вам интересно подробнее разобраться в теме личного бренда, предлагаю посмотреть короткое видео моего бесплатного вебинара по теме "Нужен ли маркетологу личный бренд".

Для более полного погружения в тему в нашей школе для маркетологов Yummy Tips есть целый блок уроков, посвященный личному бренду маркетолога. Добро пожаловать!

Екатерина Кузнецова
Управляющий партнёр маркетингового агентства Fingertips, сооснователь школы профессионального роста для маркетологов Yummy Tips, преподаватель МВА в Высшей школе бизнеса МИРБИС, куратор мастерской «Стратегия бизнеса» в Академии Wordshop, преподаватель по программам дополнительного профессионального образования в РАНХиГС
33
6 комментариев

Из приведенной статистики, один из выгорающих секторов - туризм. Именно из него и ушёл вместе с нервным срывом. Теперь держу курс на Маркетинг... Похоже я мазохист

Правильно поставленный диагноз - уже 80% успешного лечения))) А если серьезно, то, точно есть связка между выбором профессии и личностными качествами. Но это не значит, что надо перестать делать то, что нравится. Надо просто делать по-другому

Почему в маркетинге выгорают больше, чем в других профессиях?

Может изначально туда попадают люди, склонные к выгоранию?

То, что туда идут люди, отличные от тех, кто на стройке - это точно! Но это же не диагноз. Жить-то всем хочется хорошо)

Честно говоря не очень понятно как формирование личного бренда, на основе использования того же инструмента - маркетинга, может помочь, так как мне видится что все 3 сферы ( работа маркетологом- маркетинг - личный бренд очень связанны

По моему опыту - наоборот, маркетологи как раз не занимаются своим личным брендом за очень редким исключением, хотя по логике должны бы.