Пять месяцев готовится, но не рискнуть
С чего все началось?
После неудачных двух моих попыток устроиться по найму на основе рекомендаций и по приглашению рук��водителей крупных девелоперских компании г. Москвы, а также на фоне первых санкций и начинающегося кризиса, в середине марта 2022 года у нас с коллегой появилась идея создать свою компанию, будущего конкурента компании с 30-ти летнем опытом на рынке.
Предыстория
Текущая организация на фоне всеобщего экономического роста 2021 года показала самые большие объёмы отгрузок канатной арматуры за весь период существования компании, учитывая сокращение штата в период пандемии практически в 2 раза, и по решению акционеров головной компании к 30 июня 2022 года должна была завершить операционную деятельность в полном объёме.
Поставщики и клиенты удивлялись информации, но принятые решения уже ничего не могли изменить. С декабря постепенно начались увольнения сотрудников, собственно и я должен был стать одним из них, с сентября 2021 года находясь в переходном процессе, но все резко изменилось в противоположную сторону с началом специальной операции в конце февраля 2022 года.
На наше с партнёром решение о создании новой компании повлияло и желание многих клиентов продолжить сотрудничество, в особенности после получения предложений от лидера рынка с высокими ценами и с противоречивым человеческим отношением.
Конкуренция
Стоит отметить, что конкуренция в Российской Федерации по направлению напрягаемых конструкций существует и представляет из себя 30-ти летнего лидера (гегемона) рынка и небольшой чуть более 2-х летней молодой компании, с бывшими нашими сотрудниками, сформировавшимися в конкурентную по многим направлениям бизнес единицу при поддержке крупной частной проектной компании, имеющей большой референс и имя в строительном комплексе г. Москвы. Хочется сказать про ещё некоторых конкурентов, одна из них — небольшая проектно-строительная компания ещё более узконаправленная и редкий участник тендеров, а остальные — иностранные игроки, которые сейчас находятся в рамках санкций.
Выполнив анализ конкурентов и возможностей рынка, создав бизнес-план, мы направились получить поддержку управляющего партнёра (один из инициатором прекращения деятельности текущий компании) и наша идея была положительно воспринята, а через некоторое время и собственник текущий организации дал первый положительный сигнал, с которым и начался долгий переговорный процесс.
Как и когда появилась идея?
Идея самостоятельного продолжения бизнес направлений и создание независимой компании зародилась у моего партнёра ещё в начале переговоров о завершении операционной деятельности текущей организации (май — июнь 2021 года), который первым предложил нашему коммерческому директору объединиться втроём.
Участники
Для меня данное предложение сразу ушло на второй план, я был полностью сконцентрирован на большом проекте и переходе в другую компанию, где были договорённости на высоком уровне, но результат в будущем оказался отрицательным. Февраль 2022 года полностью исключает мою вторую возможность перейти в девелоперскую компанию, и я, хорошо обдумав и осмыслив текущее положение дел, уже сам предлагаю партнёру организовать компанию на базе текущей организации.
Коммерческий руководитель, пожалуй самый опытный (более 20 лет коммерческой деятельности в разных должностях) , рассматривал данную идею только в рамках договорных отношений и ждал от нас конкректного предложения на условиях работы по найму без партнёрства, но наша позиция была неопределённой, а принимать решение о будущем было нужно и он ушёл в конце 2021 года. Приятным моментом оказалось его готовность в помощи и поддержке в будущем.
Будущий партнёр свое предложение основывал на 10-ти летнем опыте производственной деятельности пройдя путь от мастера до исполнительного директора текущей компании с небольшим желанием развиваться в коммерческом направлении, но оставаясь с партнёрских отношениях с холдингом собственника.
Начало
Сама идея создания компании на существующей клиентской базе с опытным штатом внушала доверие, однако отсутствие громкого имени на рынке, бухгалтерской отчётности, небольшие возможности для собственных инвестиций и отказ в последние полгода от предоставления предложений клиентам внесли большие изменения в первоначальный бизнес-план. Начало бизнеса в разрождающийся кризис и появившиеся варианты получения проектов без явного коммерческого директора усилили энтузиазм и мы начали больше входить с головой в этот процесс.
Как прошли первые встречи?
Первая редакция нашего предложения и проектный лист для предоставления текущему собственнику были сырыми и проработаны, как оказалось, всего на 15-20%, но и этого хватило, чтобы получить первое одобрение и обсудить некоторые вопросы. Первая, а для меня и последняя, о чем я узнал позднее, встреча с текущим собственником закончилась логичным советом и предложением о глубокой проработке нашей с партнёром идеи (Проекта) .
На следующий день совместно проанализировали разговор и началась затяжная отработка вопросов и первые с встречи у клиентов. К слову сказать, большинство компаний отреагировали положительно, видя в этом технические и экономические перспективы. Многие говорили, что они в первую очередь работают с людьми, чем с компаниями, что нам давало надежду на получение контрактов.
Параллельно со встречами, велась доработка бизнес-плана, расширение проект-листа, анализ финансовых показателей и, наконец, финальная версия легла на стол собственнику для уже, как нам казалось, конструктивного разговора, но я уже не присутствовал на этой встрече.
Какое продолжение идеи?
Реализация идеи с апреля по середину июля на временной паузе, ввиду опасений собственника за безболезненный процесс завершения операционной деятельности текущей компании. В дополнение, в начале апреля перед нами поставили определённые условия продолжения переговоров. Стоит отметить, что апрельская встреча прошла без моего участия, чему я был крайне удивлён и о причинах такого решения можно только догадываться. Задачи, поставленные собственником перед нами, выполнялись с параллельной проработкой будущих проектов, но она уже велась в более сдержанном режиме.
Продолжение эпохи с девелопером
Неожиданный звонок после майских праздников с желанием вернуться к идеи организации управления дала новую пищу размышлений. Но по итогам совместной оценки, с нашей стороны было ответное предложение о работе в двух направлениях, учитывая тот факт, что штат взаимозаменяемый и активно ведётся проработка другого направления. Данный вариант развития событий противоположную сторону не устроил.
Финальная встреча
Запланированная на начало июля, которая к тому же откладывалась неоднократно, встреча все-таки состоялась, хоть и по видео-конференции. Исход её был предсказуем ещё за неделю до этого. После долгого анализа проект-листа и денежного потока было принято решение не открывать компанию в текущий период из-за резко возросших рисков. Основными моментами стали:
- перераспределение нескольких проектов между текущей и новой компаниями на ближайшие полтора года;
- уход от двух направлений работы в одно, что снизило общее количество проектов;
- перенос некоторых проектов на дальнюю перспективу и, как следствие, отрицательный денежный баланс, который невозможно было покрыть из собственных средств, а использовать кредитные средства не планировалось.
Финансовые показатели
В завершении предоставляю итоговые финансовые показатели с горизонтом планирования 4 года, повлиявшие на наше решение. Конкуренты порадуются, что им достанется такой лакомый кусочек пирога.
Спасибо за внимание и удачи! Комментируйте и рассказывайте свои истории планирования бизнеса.