Как не нужно начинать ИТ-стартап или сопротивление прогрессу
Возможно, мой опыт поможет вам дойти до своей цели, потратив меньше ресурса. На старте имели: идею, деньги, команду. На сегодня доход от проекта — ноль, закопали порядка миллиона долларов моих денег.
Четыре года назад, имея опыт бизнеса, стабильный доход, опыт в области обработки массивов документов, возникла гениальная идея заменить ручной труд автоматизированной потоковой обработкой. В итоге хотелось заработать денег и получить моральные бонусы. Уговорил знакомого архитектора с опытом участвовать в проекте, набрали команду, все по взрослому организовали с самого начала: Jira, Unit тесты, софтина в облаке, кадры лучшие. Каждый день по нескольку часов в Скайпе обсуждения, огонь и движуха в общем )). Казалось по срокам максимум полгода и запилим чудо робота. Под рукой было производство, где можно было сразу пробовать то, что накодили. В голове была стройная концепция: берем самую дорогую сложную ручную операцию с документом, автоматизируем, масштабируем (нас же ждут с нашим решением), получаем деньги и развиваемся. Самоуверенные и окрыленные стартанули и сосредоточились на реализации. Очевидно же, огромная экономия от автоматизации ручного труда, да еще в масштабах страны. Людей не нужно, ограничения по количеству обрабатываемых документов снимаются, закидывай в облако потоком и через секунды получай готовую работу. Конкурентов нет, сказка. Через год 80% реализованный функционал, пора и к людям подумали мы. А людям не нужно. Да ну подумали мы, что то с маркетингом у нас, взяли хорошего продажника. Полгода работы, ни одной продажи. В голове мысли: ну почему так то, баги пофиксили, софтина работает, но не покупают. Изменили концепцию, не софт стали предлагать, а услугу. По нашей логике - ну выгодно же. Не взлетел проект.
Возможно ошибка в том, что картину мира которую мы себе нарисовали не совпадает с картиной у заказчика «на земле». Прогресс придуманный нами не нужен людям, они мыслят по другому (напрашивается сравнение, как аналоговый сигнал и цифровой).
Не нужен он на разных уровнях. Начнем снизу, с аргументов рядовых сотрудников. Автоматизация – угроза рабочему месту рядового сотрудника, по этому тихо сопротивляются. К тому же изучать новое, менять привычное старое, мы как ни будь руками без ваших роботов. На уровне руководителя подразделения: ключевые сотрудники говорят не работает софтина, с ошибками она. Наше объяснения, что это не баги, это нереализованные еще фичи не услышано и не понято. Руководитель доверят своим сотрудникам, строит свои выводы на их мнении. К тому же бюджет порежут, нормы поднимут, волнения в коллективе. Напишем обоснование что нужно доработать, затянем процесс, включим ИБД (Изображение Бурной Деятельности), ну сырая софтина скажем боссу, не сейчас. На этом уровне «вязко» сопротивляются и тянут время. Аргументы на уровне руководителя организации: мои протестировали, сырой софт у вас, я доверяю своим, менять ничего не будем.
Причем на каждом уровне еще по два слоя, реальная причина и придуманное обоснование, что бы ничего не делать.
Бороться со всем этим на всех стадиях пробовали и проиграли.
Наверное не стоит придумывать за людей, как оптимизировать им жизнь, нужно искать за решение каких задач они заплатят деньги.
Спрашиваю себя, жалко? Одна моя сущность говорит - да жалко (30%), другая (70 %) не жалко, если бы не попробовал, не простил себе упущенную возможность. Второй вопрос: буду еще пробовать? Да, но подходы свои изменю. Начну только при условии, когда ясно увижу и проверю, что за твое решение будут платить.