Черная пятница. Что с ней не так в России

Черная пятница обязательно сопровождается критическими статьями на всех ресурсах. Перечитывать старые вам вряд ли интересно, поэтому вот вам новая. Я уверен, что 95% компаний делает свою черную пятницу повинуясь стадному чувству. Не вникая в социокультурную составляющую, не считая конверсию, не думая над дизайном.

Дизайн

Каждая "уважающая себя" компания добавляет георгиевскую ленточку на 9 мая в свой дизайн, весной - цветы, летом - солнце, осенью - листья, зимой - снежинки. Но почти всегда оставляет свою айдентику. И только в черную пятницу все заказывают дизайн у одного и того же дизайнера. Черный-белый-желтый-красный. Предлагаю сыграть в игру. Идете в Гугл.Картинки, вбиваете: "черная пятница" и играете в игру "Угадай бренд".

Отгадайте чей баннер?
Отгадайте чей баннер?
А этот?
А этот?

В оффлайне ад более кромешный. Там единообразие становится пугающим. Почему так случается? Всё просто. Есть кража идеи, а есть копирование. Кража всегда осмысленная и переработанная, а копирование тупое.

Культура

В США черная пятница открывает сезон покупки рождественских подарков. В России празднуют не Рождество, а Новый год и делают это на неделю позже. Американцы в целом богаче, и к черной пятнице в США есть огромное количество людей с деньгами, у которых в голове созрел вопрос: "Что дарить другу/брату/жене/боссу". В нашей стране денег у людей мало. Большинство подарок 23 ноября покупать не готовы. Подарочного спроса сильно меньше.

Это примерно как в США начать в конце апреля акцию про "уДачные скидки" с тем размахом, с которым это делают у нас.

Экономика

В США черная пятница стала практически обязательной. Как "новогодние скидки" у нас. Компании обязаны играть в игру, которую от них ждут. Иногда речь уже не идет про прибыль, а скорее про отсутствие убытков. Сделал скидку - потерял деньги, не сделал скидку - лояльность клиентов.

В РФ пока что никто вас не заставляет делать черную пятницу. Но как же? Все делают! И тут варианты:

1. Дать реальную жирную скидку. И поиметь стандартный набор проблем. Скидку получат те, кто и так бы купил. Более того, если заранее дать рекламу, то все клиенты отложат покупку. Купят дешево те, кто дорого бы не купил. Рост оборота может не окупить потерю в марже. Лояльность на длинной дистанции всё равно не окупит затраты. Не всякий бизнес зарабатывает на основе LTV. И так далее.

2. Дать разумную скидку. Но если вы рекламируете свою черную пятницу, то скидку в 5% воспримут как обман. Заявил черную пятницу - снижай на десятки процентов!

3. Не снижая цены объявить о 50% скидках. Или дать скидки, но не на всё. Или дать скидки, но с такими условиями, чтобы реальная итоговая скидка была небольшой. Это обман, его могут вскрыть. Если вы маленькая компания, то получите негатив от клиентов, а если большая, то от целевой аудитории в целом.

4. Правильный. Не играть в эту игру, если не можешь рассчитать всю экономику акции.

А у нас акция зашла!

Ответят некоторые компании. Круто. В таком случае я предлагаю повторить акцию. Опять дать 40% скидки. И тут многие отвечают, что давать такие скидки не хотят. Частый ответ: "Ну это же черная пятница!"

Иннокентий Фефилов. Старший лаборант в агентстве контекстной рекламы "Вавилон".

1919
34 комментария

Попробуйте сократить лид — текст под заголовком — до одного предложения. Так он будет лучше смотреться в ленте.

3
Ответить

Сделано.

2
Ответить

Присмотрел дочке музыкальную шкатулку на Вайлдберриз за 500р, теперь там висит ценник старая цена 1000, новая 800. Пошли вы нахуй, отечественные ритейлеры.

13
Ответить

Вайлдберриз по большей мере маркетплейс и ценами управляют через личный кабинет напрямую сами поставщики. Странно что Вайлдберриз еще не научился контролить такое поведение...Увы это влияет напрямую на лояльность клиента к Вайлдберриз как в Вашем случае. В принципе по идее можно легко поставить блок на возможность поднятия хотя бы первоначальных цен... ну да им виднее

3
Ответить

С чего вы взяли что в России не празднуют рождество? Если 100 лет назад по чьей-то прихоти решили передвинуть календарь, то это не значит что события прошлого также сдвинулись на 14 дней. Как праздновали астрономическое рождение солнца (рождество!) 25 декабря так и празднуем. Как раз через месяц 🎄

2
Ответить

Если в Перми выйти на улицу на 25 декабря и спросить: "Слышь пацан, какой щас праздник?", то ответы на 99% будут "Не в курсах, земеля."

9
Ответить

Ой, не только в РФ.
Думаю Чёрная Пятница проходит по настоящему только в США.
Видели бы вы посты поляков, чехов, словаков и жителей пр. стран Центральной и Восточной Европы в ФБ.
Это был адъ!

3
Ответить