С чего начать создание стартапа и где взять первые деньги

Конечно же, стартап начинается с идеи. И лучшее, что может сделать предприниматель в самом начале проекта - не спешить с реализацией. Особенно, если это первый подобный опыт. Начинать работу над стартапом стоит с разработки стратегии. Проще говоря, с развернутых ответов на вопросы «где?», «для кого?», «что?» и «почему?».

Ответив на вопрос «для кого?», вы больше узнаете про вашу целевую аудиторию и ее проблему. И это поможет ответить на вопрос «что?» - то есть каким будет продукт и в чем его отличие от существующих решений проблемы аудитории. Ответив на вопрос «почему?», вы отстроитесь от конкурентов и сформируете УТП продукта. Ответы на вопрос «где?» помогут определиться с рынком, а также внешней средой, в которой могут быть ваши потенциальные партнеры.

Запишите ответы на эти вопросы без воды каждый на своем слайде презентации. Эта информация послужит основой для стратегии вашего стартапа. Далее я бы рекомендовал «отмотать» будущее вперед и определиться с моделью вашего проекта - это стартап (проект на продажу) или дивидендный бизнес? Исходя из выбранной модели можно разработать финансовый план (PL). Вначале он может быть верхнеуровневым, но в дальнейшем нужно проработать с детализацией маркетинговой воронки (просчитать CPL и CAC), затраты на продажи и мотивацию отдела продаж, ожидание по LTV и т.д.

Таким образом, для запуска проекта вам нужно «закрывать» ряд компетенций - стратегия, маркетинг, продажи, продукт, HR, возможно PR, а еще быть арбитром в спорных ситуациях. Потянете самостоятельно? Отлично, можно начинать. Не хватает компетенций? Начните с привлечения партнеров в проект или с поиском ментора.

А что насчет спешки? Спешить точно не стоит, а вот сфокусироваться - must have, как говорится. В среднем, первая версия стратегии при фокусировке может быть реализована за 1-2 месяца.

Про деньги

С чего начать создание стартапа и где взять первые деньги

Инвестиции могут быть полезны в стартапах на разных стадиях. Начиная от разработки mvp и поиском product market fit, завершая раундами для масштабирования. Кажется здесь не нужно долго объяснять - это возможность двигаться быстрее, а в некоторых моделях вообще единственная возможность, чтобы экономика «сошлась». Но стоит отметить еще и то, что деньги могут быть опасны для вашего стартапа. Крайне не рекомендую переходить к привлечению инвестиций до того, как вы создали рабочую стратегию. Под рабочей стратегией я подразумеваю, что

  • вы подтвердили «боль» целевой аудитории ю на кастдевах (в идеале - внушительный % кастдевов закончился предпродажей)
  • вы отстроились от конкурентов и отдел продаж только озвучив УТП слышит «shut up and take my money»
  • вы понимаете емкость рынка и стоимость продажи
  • у вас сходится юнит-экономика при масштабировании
  • вы понимаете ключевые ресурсы, которые вам нужны для масштабирования

Итак, представим, что у вас все готово, чтобы бежать и дело только за деньгами, чтобы двигаться быстрее. Вложить деньги в ваш проект могут следующие категории инвесторов:

  • Ваше окружение (семья, друзья, партнеры по проектам)
  • Бизнес-ангелы (выйти на них можно через сообщества, а также тематические мероприятия)
  • Венчурные фонды (здесь еще проще - есть список фондов и они постоянно смотрят проекты)
  • Стратеги (например, если вы делаете fintech проект, можно сходить в банковские структуры и вместе с деньгами получить доступ к аудитории или быстрой интеграции с существующими продуктами)

Кроме вышеперечисленных категорий, есть еще синдикаты. Это когда несколько ангелов объединяются для того, чтобы учавствовать большими деньгами. Также синдикаты вы можете организовывать самостоятельно из категории друзья/семья. Как говорится, с каждого по ниточке 🧐

Если количество необходимых денег сопоставимо с размерами выдаваемых кредитов - стоит рассмотреть и банковские продукты. К тому же с банками не нужно делиться долей в вашем проекте, которую обязательно будут просить инвесторы (за исключением, может быть, семьи/друзей). Вообщем, иногда отдать деньги бывает проще, чем выкупать обратно долю в проекте ваших инвесторов.

И еще один вопрос хочется осветить. Допустим, вы нашли потенциального инвестора и договорились об условиях. Брать или не брать деньги? Я бы посоветовал - брать. Как бы не развивался дальше проект, опыт работы с инвестиционными деньгами очень важный и стоит его прожить как можно раньше. Если, конечно, мы говорим о стартапах, а не о классических дивидендных бизнесах.

Что-то все сложно с деньгами. А можно проще?

Можно! Всегда есть способы хакнуть сложившийся ход событий. Например - привлечь деньги с помощью краудфандинговых платформ, или "скопировать" стратегию выхода на локальный рынок из показавших уже успешный трекшн проектов на других рынках.

Надеюсь, что материал был полезен и новый стартап Вы начнете с разработки стратегии, заранее продумав необходимость и источник финансирования.

1212
4 комментария

А кто в проекте должен появиться первым: ментор или инвестор?

1

Фаундер! :-D
А вообще ментор (эдвайзер), который сможет инвестировать в проект на начальной стадии, кажется, идеальное комбо!

Идея, которая хоть как то похожа на правду