Импакт, который имеет значение. Социальное предпринимательство — новый мейнстрим на венчурном рынке

Далеко не все стартапы преследуют исключительно коммерческие цели. Такие проекты получили название импакт-стартапов (также их называют социальными или impact-driven, от англ. impact — влиять на что-либо). Они, конечно, ориентированы на рынок, но главное — решают важные экологические и/или социальные проблемы. И привлекают инвестиции: в 1Q2022 impact-стартапы по всему миру получили $12.9 млрд (это 8% всего венчурного рынка), а число единорогов среди них увеличилось до 179. Рассказываем, какие решения в тренде, чем занимаются импакт-стартапы, и почему инвесторы готовы в них вкладываться, а крупные компании — сотрудничать.

Импакт-стартап vs НКО. Что выбрать?

Модель некоммерческих организаций, которые не ориентируются на прибыль и направлены на масштабные социальные изменения (НКО), существует довольно давно. Независимо от трансформаций, основные принципы их финансирования не меняются. Так или иначе все НКО финансируются из трех основных источников: пожертвований физ- и юрлиц, собственных накоплений организаторов НКО, а также различных государственных грантов. Несмотря на определенную эффективность сегодня, такая модель начинает немного устаревать в быстро меняющемся мире из-за своей ограниченности и негибкости.

На смену НКО могут прийти импакт-стартапы. Social impact (влияние на общественную среду) можно обозначить как то, что приводит к значительным позитивным изменениям для решения определенной социальной проблемы, будь то загрязнение вод или недоступность образования. В отличие от НКО, импакт-стартапы, за небольшим исключением, являются бизнесом, т.е. все равно стремится окупить свою деятельность, расти и масштабироваться. Они, как и все стартапы, привлекают инвестиции для развития — просто наряду с коммерческой целью имеют и социальную миссию.

Инвестировать в социальный стартап — win-win стратегия. Для инвестора это не только шанс приумножить свои вложения, но и возможность внести вклад в решение социально значимой проблемы.

Какие решения в тренде? География и примеры импакт-стартапов

Мировым лидером по количеству импакт-стартапов являются США и Канада, второе место делят между собой страны Западной Европы и Латинской Америки. Почти все компании в области социального предпринимательства можно свести к 17 целям устойчивого развития от ООН.

Если говорить о сферах, то больше всего инвестируют в стартапы, разрабатывающие решения в области энергетики, особенно ядерной. Например, за последний год в технологии ядерного синтеза вложили больше, чем за 10 лет. Американский стартап TAE Technologies привлек в общей сложности $1,2 млрд. Его цель — создание реактора для ядерного синтеза (слияния атомных ядер в противовес делению, которое используется в АЭС): такая энергия почти безгранична, безопасна и не имеет радиоактивных отходов, а реакторы могут быть переработаны. Эта технология может решить проблему эко- и энергокризисов.

🔹 Забота о планете — ключевой тренд импакт-стартапов. Около 75% инвестиций приходятся именно на это направление. На российском рынке также есть стартапы, которые для себя выбрали экологическое направление. Например, наш выпускник BIOMICROGEL — компания, которая разрабатывает органические коагулянты, очищающие воду от масел, нефтепродуктов и ионов металлов без использования флокулянтов с образованием перерабатываемого осадка. Объем инвестиций уже превысил 200 млн рублей. Посади лес — еще один наш выпускник с благородной целью: восстановить леса. Каждый может внести свой вклад в благое дело: 1 дерево обойдется всего в 150 руб. Можно заказать посадку хоть одного саженца, хоть целого гектара. Вы получите памятный сертификат, фото и GPS-координаты после посадки. Все отчеты стартапа доступны по ссылке. Парад выпускников GenerationS закроем Cleapl — эко-стартапом, разрабатывающим биоразлагаемый материал из растительного сырья (проще говоря — съедобную пластиковую посуду).

🔹 Если говорить о международных решениях, можно отметить Planet Oliver — колумбийский zero-waste стартап, который призван объединить «этичное питание» и eco-friendly рестораны, используя ингредиенты, от которых в противном случае пришлось бы избавиться. Приложение эко-стартапа уже успешно работает в нескольких крупных городах Колумбии. Идею zero-waste поддерживает индийский стартап Loopworm: пищевые отходы от ресторанов, магазинов и рынков он использует для размножения насекомых (солдатской мухи), которые впоследствии перерабатываются в конечный корм для креветок и домашней птицы. Технология привлекла $3,4 млн.

🔹 Британский стартап Mirthy задумывался как платформа, которая позволит поколению 60-х лучше социализироваться в современном мире, где онлайн стал закономерным продолжением офлайн. Проблема усугубилась во время пандемии, когда люди этого поколения чувствовали себя наиболее изолированными. Именно тогда у создателей и появилась идея стартапа, который привлек почти миллион евро.

🔹 Blisser — шведский стартап, основанный в 2020 году. Его идея заключается в том, что пользователь может получить персонализированное видео от своего кумира за определенную цену. При этом часть потраченных средств уходит на благотворительность. В октябре 2021 года компания собрала €860 тыс. А другой шведский стартап, Mimbly, разрабатывает инновационные решения в области нерационального поведения при стирке вещей с чрезмерным потреблением воды. Основной продукт стартапа, Mimbox, подключается к стиральным машинам для оптимизации потребления воды и фильтрации микропластика, чтобы он не попал в моря и океаны.

Для подобных стартапов ежегодно запускаются различные акселерационные программы и премии, позволяющие получить новых клиентов и инвесторов:

Что такое Social Impact (SI) и в чем он заключается?

Поскольку импакт-стартап представляет собой уникальную модель бизнеса, ориентированную на решение реальных социальных проблем, ему нужны специальные подходящие KPI, которые будет оценивать инвестор.

Импакт, который имеет значение. Социальное предпринимательство — новый мейнстрим на венчурном рынке

SI помогает измерить эффективность импакт-стартапа, показывает, какое воздействие/эффект произвела деятельность проекта в определенное время, в определенном месте и на определенную аудиторию. Чтобы измерить конечный Social Impact, нужно также видеть цепочку до него: ресурсы — деятельность – результаты — SROI (метод, объединяющий результаты и ресурсы) — SI (как количественные, так и качественные данные. Например, благодаря стартапу X в городе N снизилось количество выбросов вредных веществ в атмосферу на Y%).

Кстати, еще больше инновационных трендов и исследований венчурного рынка вы найдете в нашем телеграм-канале The Инновации.

77