Семь способов экономить на налогах

Многие владельцы компаний могут платить меньше налогов, но не делают этого: подводит незнание Налогового кодекса и тонкостей финансового планирования. Объясняем на примерах, как малым предприятиям оптимизировать налоговую нагрузку и получать больше прибыли.

Из этой статьи вы узнаете

Выбираем оптимальную схему налогообложения

Грамотный подход уже на этапе организации бизнеса и сравнительные расчеты при выборе системы налогообложения помогут вам сэкономить. В первую очередь нужно проанализировать несколько факторов: вид деятельности, количество сотрудников, регион расположения, планируемые расходы и имущество, которое будет использоваться для дела. Исходя из этого, нужно выбирать систему налогообложения.

Рассмотрим пример. Проработав семь лет в крупном салоне, Ольга решила открыть свою парикмахерскую в Подмосковье.

Она зарегистрировала ИП, оборудовала небольшой зал и наняла двух сотрудников. Хозяйка прежнего салона говорила, что работает по упрощенной системе налогообложения (УСН) «Доходы» 6%, и Ольга поступила так же.

Средние финансовые показатели за месяц

  1. Выручка в месяц — 350 000 рублей.
  2. Зарплата работников — 50 000 рублей (25 000 × 2).
  3. Страховые взносы за сотрудников — 15 100 рублей (50 000 рублей × 30,2%).

Финансовые показатели за год:

  1. Годовая выручка: 12 × 350 000 = 4 200 000 рублей;
  2. Страховые взносы за сотрудников: 12 × 15 100 = 181 200 рублей;
  3. Взносы ИП за себя: 26 545 + (4 200 000 — 300 000) × 1% = 65 545 рублей, где:

26 545 — сумма минимальной фиксированной части взносов в Пенсионный фонд;

(4 200 000 — 300 000) × 1% = 39 000 рублей — взносы в социальные фонды на сумму дохода ИП, которая превышает 300 000 рублей.

Общая сумма уплаченных страховых взносов — 246 745 рублей.

Налог УСН за год: 4 200 000 × 6% = 252 000 рублей.

При системе УСН «Доходы» разрешено уменьшить сумму налога на уплаченные страховые взносы. Размер вычета не должен превышать половины платежа (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Поскольку размер взносов (246 745 рублей) больше 50% от суммы уплаченного налога (252 000 рублей), Ольга перечисляет в бюджет только половину — 126 000 рублей.

Общая сумма годовых затрат составит:

126 000 (налог) + 181 200 (взносы за сотрудников) + 65 545 (взносы на ИП) = 372 745 рублей.

Неплохой результат для начинающего ИП. Но мог бы быть лучше, если бы Ольга знала о других вариантах налогообложения.

Как можно было сэкономить

При патентной системе (ПСН) Ольга купила бы патент для парикмахерской с двумя сотрудниками за 26 601 рублей.

Финансовые показатели за год на ПСН

181 200 (взносы за сотрудников) + 65 545 (взносы ИП за себя) + 26 601 (стоимость патента) = 273 346 рублей.

Получается, предприниматель могла сэкономить: 372 745 — 273 346 = 99 399 рублей.

Применяем пониженную ставку взносов на социальное страхование

Стандартные тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды установлены ст. 426 НК РФ.

<p>Стандартные тарифы страховых взносов</p>

Стандартные тарифы страховых взносов

Но существуют и пониженные ставки, при которых в Пенсионный фонд нужно отчислять всего 20%, а в фонды медицинского и социального страхования ничего платить не надо (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ).

Льготой могут пользоваться ООО или ИП, которые находятся на упрощенной системе налогообложения (УСН) (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ), если годовой доход предприятия не превышает 79 миллионов рублей (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ).

Еще одно обязательное условие — прибыль от деятельности, на которую распространяются налоговые льготы, должна превышать 70% от всего дохода организации или ИП.

К примеру, предприятие на УСН продает оптом бутилированную воду. Эта деятельность включена в льготный список. Годовой доход компании — 54 миллиона рублей. Поэтому взносы на социальное страхование она платит по пониженной ставке в 20%.

Фирма начинает продавать сопутствующие товары — кулеры, пластиковые стаканчики и др. Общий доход вырастает до 70 миллионов рублей. Но доля прибыли от розлива и продажи воды падает со 100% до 69%. Поэтому компания должна платить страховые взносы в полном объеме.

Размер тарифа зависит от вида деятельности налогоплательщика, скидку получают:

<p>Список льготных видов деятельности</p>

Список льготных видов деятельности

Список значительный — проверьте, есть ли в нем ваш вид деятельности. Если обнаружили, что льгота вам положена, но вы ею не пользовались, можно пересчитать тарифы, вернуть или зачесть переплату.

Для этого необходимо представить в налоговую инспекцию уточненный расчет по страховым взносам и приложить пояснительную записку, в которой объяснить причины его подачи.

В отчет включите разделы исходного отчета, но с правильными данными. Раздел 3 «Персонифицированные данные» в новый документ добавлять не нужно.

<p>Пример заполнения первой страницы корректировочного расчета по страховым взносам</p>

Пример заполнения первой страницы корректировочного расчета по страховым взносам

<p>Пример пояснительной записки к уточненному расчету по страховым взносам</p>

Пример пояснительной записки к уточненному расчету по страховым взносам

Получить переплату можно только после подачи письменного заявления в порядке ст. 79 НК РФ. Если у вас задолженность по пеням или штрафам, всю сумму не вернут — часть денег направят на погашение долга (ст. 78 НК РФ).

Пример. Стоматологическая клиника работает по УСН по системе «Доходы — расходы». В клинике 12 сотрудников. Годовой доход не превышает 19 миллионов рублей. Предприятие может платить страховые взносы по сниженным тарифам, но руководитель не знает об этом.

Фонд оплаты труда за год — 7,2 миллионов рублей.

Сумма страховых взносов — 2,16 миллионов рублей (7,2 миллионов рублей × 30%).

Клиника нанимает нового бухгалтера, который знает о льготах. Специалист сдает уточненные отчеты с пониженными тарифами (20%) и подает заявление на возврат переплаты.

За несвоевременную уплату страховых взносов клинике начислили пеню — 15 тысяч рублей, поэтому на расчетный счет возвращают только 705 000 рублей (7,2 миллионов рублей × 10% — 15 тысяч рублей).

Минимизируем расходы на зарплату руководству

Зарплата руководителей составляет значительную часть фонда оплаты труда. Кто-то идет по законному пути и платит все налоги, а кто-то рискует и использует зарплаты «в конвертах».

Но вместо использования «теневых» схем можно сэкономить легально — заменить топ-менеджмент управляющей компанией (ст. 42 ФЗ № 14-ФЗ от 08.02.1998). Решение подходит только для предприятий, работающих на общепринятой системе налогообложения (ОСНО).

Управляющая компания — это группа профессионалов-руководителей, если руководитель один, то управляющий может иметь статус ИП (пп. 2 п. 2.1 ст. 32 ФЗ № 14-ФЗ от 08.02.1998). Для управляющей компании выгодней использовать упрощенную систему налогообложения по ставке 6% «Доходы».

Тогда взносы на социальное страхование снижаются с 30% до 6% (ставка УСН) или до 13% (ставка НДФЛ).

Подробнее разберем этот способ оптимизации на примере.

Логистическая компания занималась перевозкой грузов по России и за рубежом. Фирма включала в себя два крупных департамента. Самые высокие зарплаты были у 5 топ-менеджеров: генерального директора, финансового директора, заместителя директора по развитию и 2 руководителей департаментов. Их совокупная зарплата составляла 720 000 рублей.

Компания перечисляла социальные взносы 720 000 × 30,2% (суммарный тариф страховых взносов) = 217 440 рублей в месяц.

Как сэкономить

Чтобы уменьшить налоговые платежи, пятеро руководителей учредили управляющую компанию и выбрали упрощенную систему налогообложения «Доходы» по ставке 6%. Ни функционал, ни объем работы руководителей не поменялся.

После реорганизации доход топ-менеджеров остался прежним, но стал делиться на 2 части:

  • официальная зарплата сотрудника управляющей компании — 250 000 рублей в месяц;
  • дивиденды учредителя управляющей компании — 470 000 рублей в месяц.

В сумме — по-прежнему 720 000 рублей.

Управляющая компания платит взносы на социальное страхование и УСН по ставке 6%. Проведем сравнительные расчеты налоговых затрат по-прежней и новой системам налогообложения.

<p>Сравнительные расчеты налоговых затрат</p>

Сравнительные расчеты налоговых затрат

По новой схеме руководства через управляющую компанию размер взносов снизился до 97 100 рублей.

Совокупная экономия в месяц во втором варианте составила 217 440 — 97 100 = 120 340 рублей.

За год логистическая фирма уменьшила налоговые выплаты на 120 340 × 12 месяцев = 1 444 080 рублей.

Организуем аутсорсинг консультантов

Небольшим фирмам необходимо юридическое, бухгалтерское и техническое сопровождение. Но загрузить работой на полный день таких специалистов не всегда удается. Обычно один сотрудник совмещает функции секретаря, кадровика, юриста, бухгалтера и других специалистов. Иногда сам предприниматель старается разбираться во всех вопросах.

Ни тот, ни другой вариант не убережет от ошибок. Риск принять неправильное решение из-за отсутствия знаний высок. Вы тратите время, чтобы разобраться в ситуации, вместо того, чтобы зарабатывать деньги.

Если не требуется постоянное присутствие бухгалтера, кадровика, юриста или программиста, переведите их на аутсорсинг. Так вопросы будут решать специалисты, а вы сэкономите на страховых взносах. Еще один плюс — аутсорсер внезапно не заболеет во время сдачи отчетов и не уйдет в отпуск перед важной сделкой.

Пример. Ветеринарная клиника, кроме своей основной деятельности, продает лекарства и аксессуары для животных. Учет ведется в бухгалтерской программе «1С». Система налогообложения: по ветеринарным услугам — единый налог на вмененный доход (ЕНВД), в торговле — упрощенная система налогообложения (УСН).

Кроме руководителя в фирме работали 4 ветеринара, 2 ассистента врача, 2 уборщицы, бухгалтер и юрист. Полной загруженности ни у юриста, ни у бухгалтера не было, а уборщицы часто менялись.

Выручка ветеринарной клиники за месяц — 540 000 рублей.

Рассчитаем ежемесячные расходы на работников, которые не принимают участие в приеме животных и не приносят прибыли.

  1. Зарплата бухгалтера — 35 000 рублей в месяц;
  2. Зарплата юриста — 35 000 рублей в месяц;
  3. Зарплата уборщиц — 2 × 20 000 = 40 000 рублей в месяц.

Итого: 35 000 + 35 000 + 40 000 = 110 000 рублей.

Ежемесячные страховые взносы с зарплаты: 110 000 × 30,2% = 33 220 рублей.

Общая сумма затрат на оплату труда вспомогательного персонала:

110 000 + 33 220 = 143 220 рублей, то есть 26% от выручки (напомним, месячная выручка 540 000 рублей). Это вполне устраивало руководство.

Как сэкономить

После аудита владелец бизнеса перевел вспомогательный персонал на аутсорсинг, заключив договоры с фирмами по оказанию бухгалтерских, юридических и клининговых услуг.

По итогам месяца расходы составили:

  • бухгалтерские услуги — 23 000 рублей;
  • юридические услуги — 15 000 рублей;
  • клининговые услуги — 40 000 рублей.

Общая сумма расходов: 23 000 + 15 000 + 40 000 = 78 000 рублей.

Аутсорсинг сэкономил ветеринарной клинике: 143 220 — 78 000 = 65 220 рублей в месяц.

Экономия в год: 65 220 рублей × 12 месяцев = 782 640 рублей.

Владелец лечебницы нашел применение этим деньгам — нанял еще одного ветврача и ассистента, которые увеличили объем услуг и стали приносить клинике больше основного дохода.

Проводим инвентаризацию расходов на персонал

Рассмотрим еще два способа минимизировать налоги на оплату труда. Речь идет о выплате компенсаций, которые не облагаются страховыми взносами, и использовании ученических договоров.

Компенсационные выплаты сотрудникам

Налоговый кодекс позволяет не платить страховые взносы на некоторые виды выплат работникам (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ). Заменив часть зарплаты компенсациями, фирма уменьшает расходы.

Важно помнить, что все компенсационные и социальные выплаты должны быть закреплены в коллективном трудовом договоре, который регулирует отношения между работниками и работодателем. Обычно его заключают в больших фирмах — там, где текучка кадров, трудные условия работы и пр. Коллективный договор помогает упростить решение вопросов, в том числе и налоговых споров.

Но на малых предприятиях его редко используют. Если такого договора нет, то положение о выплатах фиксируется в индивидуальных трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников. Это исключит споры с налоговиками при проверках.

Рассмотрим, какие компенсации использует малый бизнес.

<p>Компенсации, которые использует малый бизнес</p>

Компенсации, которые использует малый бизнес

Компания, торгующая оргтехникой, наняла менеджера по продажам с окладом 60 000 рублей в месяц. То есть, после вычета НДФЛ сотрудник получит 52 200 рублей.

При такой зарплате страховые взносы в месяц составят:

60 000 × 30,2% = 18 120 рублей.

Как сэкономить

Директор узнал, что новый сотрудник платит ипотеку — 15 000 рублей в месяц и получает второе высшее образование — 5 000 рублей в месяц. Работа менеджера связана с использованием личного автомобиля — 3 000 рублей в месяц — и мобильного телефона — 1 000 рублей в месяц.

Компания заменила эти расходы компенсациями. Вместо заработной платы в 60 000 рублей, менеджер получает 36 000 рублей. Компенсации от работодателя составляют 24 000 рублей. Они не облагаются взносами на социальное страхование и НДФЛ.

Работодатель ежемесячно экономит на страховых взносах:

24 000 × 30,2% = 7 248 рублей.

Экономия за год: 7 248 × 12 месяцев = 86 976 рублей.

В свою очередь сотрудник экономит на НДФЛ. Его оклад составляет 36 000, значит, «на руки» он получает 31 320 рублей.

31 320 + 24 000 = 55 320 рублей.

Сотрудник каждый месяц получает больше на: 55 320 — 52 200 = 3 120 рублей.

За год получается: 24 000 × 13% × 12 месяцев = 37 440 рублей.

Использование ученических договоров

Часто на рабочие специальности нанимают сотрудников без образования или опыта. Чтобы сэкономить в сфере торговли, строительства, ремонтов и аналогичных видов деятельности, используйте ученические договоры. По ним новый работник определенное время учится под руководством опытных коллег, а зарплата ему выплачивается в виде стипендии, которая не облагается страховыми взносами.

Законность этого способа подтверждают письмо ФСС (№ 15-03-11/08-16893 от 18.12.2012) и постановление Президиума Высшего арбитражного суда (№ 10905/13 от 03.12.2013).

Заключая ученический договор, укажите срок, в течение которого сотрудник обязуется проходить обучение. Размер стипендии не должен быть ниже официального минимального размера оплаты труда (МРОТ) по региону.

Федеральный закон № 82-ФЗ от 19.06.2000 устанавливает порядок определения минимального размера труда. В зависимости от уровня прожиточного минимума, областное правительство может изменять размер МРОТ. Сумму можно найти на сайте областного правительства или в статистических печатных изданиях. В Санкт-Петербурге с 1 мая 2018 года установлен МРОТ в размере 17 000 рублей.

Пример. Строительная фирма вела работы с апреля по октябрь. На это время дополнительно нанимала каменщиков, штукатуров, кровельщиков — 35 человек, каждый получал по 42 000 рублей.

Ежемесячно бухгалтерия перечисляла страховые взносы на новых работников:

(42 000 рублей × 35 человек) × 30,2% = 441 000 рублей.

Как сэкономить

Теперь представим, что изначально фирма заключала ученические договоры. Это значит, что первые три месяца новые сотрудники проходили бы обучение и выполняли практические работы под руководством бригадиров.

Фирма могла законно сэкономить: 441 000 рублей × 3 месяца = 1 323 000 рублей.

Уменьшаем налог на прибыль и страховые взносы за счет взносов на добровольное медицинское страхование (ДМС)

Еще один способ уменьшить налог на прибыль и страховые взносы — заключить договоры ДМС сотрудников. Расходы компании или ИП на ДМС включаются в фонд оплаты труда (п. 16 ст. 255 НК РФ), и эти суммы не облагаются страховыми взносами и НДФЛ (п. 3 ст. 213 НК РФ). Чтобы у налоговой не возникло претензий, следует соблюдать правила, установленные законодательством (абз. 1 п. 16 ст. 255 НК РФ).

  1. Максимально разрешенный размер затрат на ДМС — 6% от суммы расходов на оплату труда (абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ);
  2. Вид и порядок предоставления полисов ДМС необходимо прописать в трудовом договоре с работником и коллективном договоре, если он есть;
  3. Срок договора ДМС — не меньше года;
  4. Страховая компания должна иметь лицензию.

Согласно опросу компании Kelly Services, две трети россиян при поиске работы считают наличие пакета ДМС вторым по значимости фактором после зарплаты. Этот метод не только позволит сэкономить, но и сделать работу в фирме привлекательней.

<p>ДМС — после зарплаты, самый мощный мотивационный фактор для сотрудников</p>

ДМС — после зарплаты, самый мощный мотивационный фактор для сотрудников

Кроме медицинских расходов в полис ДМС можно включить оплату лекарств и диетического питания, санаторно-курортное лечение.

Право на последнее подтверждено письмом Минфина России от 03.03.2014 № 03-03-10/8931. В документе указано, что выплаты по договорам ДМС уменьшают часть прибыли, облагаемую налогами.

Пример. Компания, продающая стройматериалы, заключила договор ДМС сотрудников. По итогам года выручка фирмы — 6 589 000 рублей, фонд оплаты труда — 2 157 000 рублей. Общая сумма страховых взносов по ДМС — 550 000 рублей.

Налог на прибыль компании без учета полисов ДМС:

  • 6 589 000 — 2 157 000 = 4 432 000 рублей — налогооблагаемая база;
  • 4 432 000 х 20% (ставка налога) = 886 400 рублей — налог на прибыль.

Размер ставки налога с учетом полисов ДМС:

  • 6 589 000 — 2 157 000 — 550 000 = 3 882 000 рублей — налогооблагаемая база;
  • 3 882 000 х 20% (ставка налога) = 776 400 рублей — налог на прибыль.
<p>Сравнение налогов с учетом ДМС и без ДМС</p>

Сравнение налогов с учетом ДМС и без ДМС

С полисами ДМС компания не только повысила привлекательность условий для сотрудников, но и на 110 000 рублей уменьшила налог на прибыль.

Снижаем риск выездной проверки налоговой службы

По данным сайта ИФНС, информационные технологии помогают реже проводить выездные проверки. За девять месяцев 2018 года проведено 10,9 тысяч проверок, что на треть меньше, чем в прошлом году.

Но предпринимателям визиты инспекторов теперь обходятся дороже. Например, в Санкт-Петербурге средний размер штрафов и недоимок, начисленных по результатам одной проверки, вырос с 5 до 60 миллионов рублей. Кажется, что инспекторы заранее знают, куда идти и где искать нарушения.

Это действительно так — прежде, чем предприятие попадет в план выездных проверок, его деятельность тщательно изучает аналитический отдел ИФНС. С помощью Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) специалисты рассчитывают, все ли налоги платит компания и насколько прозрачно ведет деятельность.

Можно снизить риск проверок, если знать критерии, по которым бизнес попадает в поле зрения ревизоров.

Убытки

Налоговики могут назначить проверку, если в финансовой или бухгалтерской отчетности фирма больше двух лет показывает убытки. Бизнес создается для того, чтобы приносить прибыль. Получение прибыли подразумевает уплату налогов. Если все идет наоборот, нужны веские основания. Такими основаниями могут стать сезонные спады продаж, покупка дорогостоящего оборудование, проведение крупных капитальных ремонтов производственных зданий, освоение новых рынков и другие.

Зарплата сотрудников меньше среднего уровня по региону

Для определения этого показателя берут данные из отчетов: сумму фонда оплаты труда за год делят на среднесписочное количество работников. Цифры сравнивают со среднестатистическим результатом, который публикуется на сайте статистики региона или в печатных аналитических материалах. Если показатель ниже среднего — это тревожный знак для налогоплательщика.

Например, частный детский сад в Ленинградской области сдал декларации по НДФЛ. Часть зарплаты выплачивалась в конвертах, поэтому в расчете средняя ежемесячная зарплата одного сотрудника была занижена до 25 000 рублей. Из статистических данных известно, что средняя зарплата по отрасли — 41 019 рублей. Фирма, которая платит официальную зарплату в 1,5 раза меньше, чем в среднем по отрасли, привлечет внимание проверяющих.

Иногда в прокуратуру или налоговую службу поступают жалобы от самих сотрудников на «зарплаты в конвертах». Это тоже становится поводом для выездной проверки.

Фирма платит меньше налогов, чем другие компании, занимающиеся тем же самым

Каждый год специалисты, используя данные статистики, рассчитывают среднюю налоговую нагрузку по каждой сфере деятельности. Формула расчета указана в п. 1 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@:

Налоговая нагрузка = Общая сумма уплаченных налогов за год / Выручка за год

Сравнив результаты конкретного предприятия со средними показателями, инспектор делает вывод. Если компания платит мало, руководителя вызывают на беседу или направляют письменный запрос для дачи пояснений — это первый сигнал о том, что проверка не за горами.

Предъявление к вычету значительных сумм вычетов по НДС

Этот показатель применяют для предприятий и ИП на общепринятой системе налогообложения (ОСНО). Доля вычетов по НДС не должна превышать 89% от налогооблагаемой базы. Проиллюстрируем это.

Пример. Фирма сдала декларацию за последний квартал 2018 года. Бухгалтер начислил 100 000 рублей налога на добавленную стоимость. За этот же период компания заплатила поставщикам за сырье 75 000 рублей в качестве НДС.

На эту сумму можно сделать вычет:

100 000 — 75 000 = 25 000 рублей — остается оплатить налоговой службе.

В этом примере доля вычета по НДС равна 75%:

100 000 × 75% = 75 000 рублей.

Это не превышает допустимый параметр, и фирма не попадет во внеплановую проверку.

Несоответствие темпов роста расходов и доходов

Показатель проверяют по соотношению доходов и расходов предприятия. Данные берут из финансовой отчетности за несколько лет. Если расходы растут быстрее, чем доходы, контролеры возьмут компанию на заметку.

Расходы предпринимателя приближены к его доходам

С помощью этого показателя контролируют налоги на доходы физических лиц. В зону риска попадают ИП, которые претендуют на профессиональные вычеты по НДФЛ, если их сумма за год 83% или больше.

Профессиональные вычеты по НДФЛ предоставляются только предпринимателям на общепринятой системе налогообложения (ОСНО). Они помогают снизить налоги с доходов, которые бизнесмен получил за работы и услуги, выполненные лично.

Обязательное условие получения вычета — заключение договора на проведение работ или оказание услуг не через посредников, а напрямую с заказчиком. Это относится к тем, кто занимается пошивом одежды, изготовлением дизайн-проектов, разработкой интернет-сайтов. Также вычетами могут пользоваться художники, композиторы, изобретатели, владельцы патентов, изготовители промышленных образцов, адвокаты, частнопрактикующие консультанты и другие (ст. 221 НК РФ).

Размер вычета равен затраченным на выполнение работы расходам, которые подтверждены документами. Если вы не можете документально подтвердить свои расходы, воспользуйтесь специальным нормативом затрат (ст. 221 НК РФ). В этом случае профессиональный вычет будет зависеть от вида деятельности ИП (от 20% — 40% дохода).

Например, предприниматель изготовил дизайн-проект за 20 000 рублей. Распечатку расчетов и проекта сделали в профессиональной студии за 4 000 рублей. Чистый доход — 16 000 рублей.

С учетом ставки на ОСНО 13%, ИП заплатит:

16 000 × 13% = 2 080 рублей налога НДФЛ.

Если бы у ИП не было документов, подтверждающих размер расходов, он мог применить профессиональный вычет в размере 30% (п. 3 ст. 221 НК РФ). Тогда расчет НДФЛ выглядел бы так:

20 000 × 30% = 6 000 рублей (профессиональный налоговый вычет).

20 000 — 6 000 = 14 000 рублей (налогооблагаемая база).

14 000 х 13% = 1 820 рублей сумма НДФЛ.

В нашем примере ИП выгоднее воспользоваться профессиональным вычетом по нормативу в размере 30%, а не подтверждать документально расходы.

Смена юридического адреса

Если вместе с адресом компании меняется и налоговая инспекция, вероятность выездной проверки значительно повышается. В группу риска попадают те фирмы, кто менял инспекцию 2 раза или больше.

Игнорирование запросов налоговой инспекции

Чтобы не попасть в список кандидатов на проверку, не стоит игнорировать требования или вызовы, связанные с ошибками в отчетности или предоставлением пояснений. Лучше пойти на контакт и исправить недочеты, а не уклоняться от встречи с инспектором.

Высокий налоговый риск при сделках

Так называют риск связи с фирмами-однодневками. Компания попадает под этот критерий, если совершает сделки с организациями, о которых нет информации в интернете (например, рекламы или сайта), отсутствуют уставные документы, а адрес регистрации признан «массовым». Проверить юридический адрес на массовость поможет специальный сервис ФНС.

Кроме того, внимание контролеров привлекут сделки с необычными условиями оплаты и ситуации, когда клиент долго не платит за товары или услуги, а бизнесмен не пытается взыскать долги.

Сделки с посредниками тоже в группе риска, если компания не может пояснить, почему она не работала с партнерами напрямую.

Запомнить

  1. Изучите системы налогообложения и проведите сравнительные расчеты по налогам. УСН — не панацея;
  2. Если вы выбрали УСН, то вам может быть положена льгота по уплате взносов на социальное страхование — п. 2 ст. 427 НК РФ о возможности использовать пониженный тариф страховых взносов;
  3. Если вы работаете на ОСНО, то можете минимизировать расходы на зарплаты руководству, передав управление в управляющую компанию и учредив ее на более выгодной системе налогообложения. Это возможно на основании ст. 42 ФЗ № 14-ФЗот 08.02.1998 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему;
  4. Отдайте часть задач на аутсорсинг: бухгалтерия, юристы, системные администраторы, клининговые услуги, HR и другие. Иногда дешевле просто оплачивать их услуги, без налогов и взносов;
  5. Проведите инвентаризацию расходов на персонал: можно сэкономить на налогах и взносах, выплачивая часть зарплаты сотрудникам в виде компенсаций или стипендии — пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ о суммах, не подлежащих обложению страховыми взносами;
  6. Оптимизируйте налоги на прибыль и страховые взносы за счет ДМС — так можно уменьшить сумму налогов и взносов до 6% от расходов на оплату труда — п. 16 ст. 255 НК РФ об особенности определения налоговой базы по договорам страхования;
  7. Изучите Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) и снизьте риск выездной проверки налоговой службы;
  8. Если вы начинающий ИП — почитайте нашу статью о налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей.
1818
19 комментариев

Очень подробный и полезный материал!
Спасибо!

4
Ответить

Рады быть полезными! У нас есть еще статьи подобного плана на https://siab.ru/blog — заходите.

Особой популярностью пользуются статьи о том, как проверить своего бухгалтера на честность: https://siab.ru/blog/kak-proverit-buhgaltera-priznaki-problem-v-buhgalterii-i-sposobyi-ih-ustraneniya/

и о том, что делать, если налоговая заблокировала расчетный счет — это не всегда законно, и в некоторых случаях можно получить компенсацию: https://siab.ru/blog/chto-delat-esli-nalogovaya-inspektsiya-zablokirovala-raschetnyiy-schet/

Ответить

Пониженный тариф страховых взносов с 2019 года отменяется.
Практически у всех.
Так что "многобуков" можно сократить.

2
Ответить

Вы правы, пониженный тариф отменяют, но мы пишем о возможности вернуть/зачесть переплату за 2016-2018 года для тех, кто мог платить меньше, но не воспользовался возможностью.

Ответить

Я вот не очень понял про управляющую компанию и дивиденды. Чтоб выплатить дивиденды учредитель организации должен еще и НДФЛ оплатить. Значит, с примерно остающихся после выплаты ФОТ и 6% налогов 370 тысяч с копейками надо вычесть еще 13%.

1
Ответить

Размер зарплаты и сумма НДФЛ для сотрудника не меняется. Этот способ помогает собственнику бизнеса сократить размер страховых взносов, которые выплачиваются из прибыли компании (вместо 30,2% мы платим только 6% на часть суммы)

Ответить

спасибо!

1
Ответить