Как собрать 200 тысяч зрителей во время мобилизации на фестиваль про венчур в Красной Поляне: опыт IT-деревни Steford

Всем привет! На связи Дмитрий Перчило - сооснователь IT-хаба и стартап экосистемы Steford в поселке Красная Поляна. Мы собираем IT-специалистов из фриланса, стартапов и корпораций в лучшем месте Земли. В октябре мы сделали Стартап Поляна Фест. Это фестиваль, который берет лучшее от обычных IT-конференций и придумывает новые форматы вроде «канатка-питч » в горах. Сейчас расскажу, как мы справились с болью офлайна в 2022 году и собрали огромную аудиторию, несмотря на мобилизацию.

Как собрать 200 тысяч зрителей во время мобилизации на фестиваль про венчур в Красной Поляне: опыт IT-деревни Steford

Почему мы решили сделать фестиваль в 2022 году

Сперва немного интро: в нашей деревне развилось большое сообщество айтишников, стартаперов, ученых и фрилансеров в апреле 2020 года. В пандемию сюда приезжали русскоязычные специалисты со всего мира. Они оценили атмосферу, которая была не хуже, чем в Кремниевой долине, и оставались в деревне надолго. Так случилось и у меня с другом Марком – мы влюбились в деревню и решили создать продукт, который объединит комьюнити.

Идея удалась – постепенно к деревне стали присоединяться все больше единомышленников-стартаперов. Сейчас в комьюнити Steford входит уже больше 2,7 тысяч айтишников. А там, куда приезжают айтишники, сразу появляются коворкинги, тренажерные залы и места для отдыха.

За два года мы успели провести более сотни мероприятий – питч-дней, походов в горы, митапов с крутыми фаундерами. Среди них, например, основатель SkillFactory и Coding Invaders Александр Турилин, сооснователь венчурного клуба «Синдикат» Анна Морозова, основатель Zoon Илья Мутовин, основатель heg.ai Павел Хегай, основатель Parkly, ex-CTO Avito Роман Павлушко, сооснователь первого российского электрогрузовика EVM Pro Игорь Гирдин… Этот список потрясающих экспертов мы можем продолжать бесконечно 😎

Сообщество разрослось, а мы накопили опыта и крутого контента. Поэтому решили выйти на новый уровень: сделать большой фестиваль на несколько дней, чтобы поделиться знаниями с новичками и соединить всех наших участников.

Фестиваль должен был стать шоукейсом деревни – показать людям с самыми высокими требованиями её красоту, крутость и сформировавшийся ВАЙБ. Вот, например, несколько фото Steford в этой галерее:

Делать ради этого только онлайн-часть – глупо: зачем тебе Zoom, когда есть горы Красной Поляны вокруг и дома со всеми удобствами? Поэтому мы запланировали кучу необычных форматов – от питчей на канатной дороге до морской регаты, но тут объявили мобилизацию.

Как сделать нужный и интересный фестиваль, когда мир в огне

Так как про Steford знают многие IT-профессионалы, проблем с гостями и лекторами не должно было быть. Но мы и сами постоянно внутри индустрии: следим за событиями и знаем всех, кто что-то создает или инвестирует. Мы знали, что на фестивале будет большая программа, поэтому решили сразу ее сегментировать. Так каждая из целевых групп сможет взять максимум из своего пребывания в деревне.

Вот какие категории мы выделили:

  • Фаундеры и стартаперы. Этой группе нужно дать возможность выступить перед инвесторами. Для многих цель – поднять раунд или найти инвестора-стратега, который усилит команду экспертизой и нужными контактами. Чтобы выбрать проекты, которые интересны инвесторам, мы требовали наличие первых продаж и проверенных гипотез. Особенно сейчас инвестор меньше заинтересован в проектах на уровне идеи.
  • Инвесторы. Такие гости не станут смотреть на слабые или скучные проекты. Фестиваль дал им новые лица, а не проекты, чьи питч деки видели уже все. Еще им нужен нетворк с другими инвесторами.
  • Руководители корпоративных фондов, структур по работе с инновациями, M&A отделов корпораций. Эта группа приезжает за насмотренностью и контактами. Они настроены на сотрудничество, готовы делиться своим опытом и инструментами.

Чтобы проверить наши гипотезы об актуальности тем и точно соответствовать ожиданиям, мы провели глубинные интервью с представителями каждой группы. В итоге сделали 2 полных дня конференции и третий походно-тусовочно-горно-банный.

  • День Основателей: во время него компании делились своим опытом выхода и адаптации на новых рынках, продуктовой разработки и продвижения. Еще рассказывали про бизнес-процессы и работу с инновациями. Выступали и основатели стартапов, и представители крупного бизнеса — MTC, Газпромбанк, Авито, ВТБ, Альфа-Банк.
  • День Инвестиций: провели питчи технологических проектов на разных стадиях: от MVP до раунда В. Еще для инвесторов было много выступлений про аналитику, правовые вопросы, скаутинг.
  • День Нетворка с кучей неформального досуга. Это, например, венчурный поход в горы с воркшопом, питчи на фуникулере или стартап-баня.

Что случилось после объявления мобилизации

До 21 сентября у нас на руках была готовая программа. После 21 сентября ее пришлось собирать заново – часть спикеров и участников срочно уехала. Многие из них были или в дороге без интернета, или были заняты совершенно другими делами. Мы стали думать, стоит ли перенести фестиваль – многие из других проектов, которые были запланированы на это время, отменились.

Но в итоге решили пробовать – нас сильно поддержали ребята из комьюнити, оставшиеся спикеры и партнеры. Еще фестиваль поддержали многие предприниматели и жители Красной Поляны – это не айтишники, а местные жители. Например, во многих кафе и магазинах давали скидки участникам фестиваля. Один из партнеров, ресторан СВОИ, не только стал одной из площадок, но и разработал специальную коктейльную карту.

Как собрать 200 тысяч зрителей во время мобилизации на фестиваль про венчур в Красной Поляне: опыт IT-деревни Steford

Правда, часть партнеров ушла из-за негативной повестки: компании поставили на холд информационную и финансовую поддержку. Так на наши плечи легло больше расходов, чем мы планировали. Гораздо больше – в сумме мы потратили на фестиваль на 30% больше, чем закладывали.

Как собрать 200 тысяч зрителей во время мобилизации на фестиваль про венчур в Красной Поляне: опыт IT-деревни Steford

Другая сложность была с поиском продакшена. У нас было три площадки с множеством параллельных потоков и онлайн-включений. Это сложное производство и дистрибуция контента, которое нельзя было доверить непроверенному агентству. Поэтому мы решили везти ребят, с которыми уже сотрудничали, из Москвы. Да, это стоило дороже, зато без факапов: эксклюзивным партнером трансляции стал VK. Права на ошибку у нас не было.

«Steford, Поляна и Стартап Фест для меня оказались необычайным открытием. Без преувеличения это одно из лучших стартап-комьюнити и стартап-тусовок в РФ с прекрасными, открытыми людьми, которые в условиях всеобщей истерии сохраняют спокойствие и пилят свои проекты!»

Амин Идилов, основатель MDinc

Что мы получили в итоге

Несмотря на все сложности, Стартап Поляна Фест прошел отлично. Вот что мы получили в цифрах:

  • 200+ тысяч зрителей посмотрели трансляцию фестиваля в VK;
  • 200 специалистов приехали на сам фестиваль;

  • 40 стартапов за три дня поучаствовали в питч-сессиях;
  • 45 экспертов выступили с докладами.

Несмотря на все сложности, были и представители зарубежного IT. Например, крупная китайская продакшн-компания, которая работает с платформой Douyin. Это внутренний китайский TikTok с аудиторией в 700 млн пользователей и конкурент Amazon. На Douyin продается практически все: это крутой social e-com с огромным оборотом. Один из российских стартапов договорился о сотрудничестве с Douyin. Теперь будут монетизировать свой контент на площадке.

«Фестиваль произвел на меня исключительно положительное впечатление: концентрация людей, чья цель – развитие, заряжает. Рад, что в Красной Поляне появилась новая точка притяжения технологических компаний. Они получат возможность обмениваться экспертизой и опытом, развивать и масштабировать свои решения, создавать уникальные цифровые продукты, которые улучшат повседневную жизнь людей»

Сергей Деревцов, руководитель офиса сопровождения инновационных проектов MTS Hub

Фестиваль помог нам убедиться в интересе комьюнити к нестандартным активностям, которые мы придумали. Это, например, совместный поход в бани и аквапарк горно-туристического центра Газпром, который стал нашим партнером. Многие участники фестиваля говорили, что они с восторгом, почти как дети, бежали на горки и в теплые бассейны с видом на горы. Особенно классно формат сработал для неформального нетворка с инвесторами или экспертами ;)

Как собрать 200 тысяч зрителей во время мобилизации на фестиваль про венчур в Красной Поляне: опыт IT-деревни Steford

Один из наших любимых форматов – Канатка-питч. Стартапер питчит инвестору проект в кабине канатной дороги. У него есть ровно то время, пока едет кабинка. Это красивая метафора стартапа как проекта, который постоянно растет, и нестандартный подход.

Еще мы получили кучу опыта для будущих фестивалей. Вот какие советы можем дать для тех, кто хочет пойти по нашему пути в 2022 году:

  • Слушайте ЦА, а не фантазируйте. Не бойтесь спросить у потенциальных участников, что они хотели бы увидеть на вашем ивенте. Даже если у вас есть четкая картинка и знание того, что могло бы быть им интересно, не опирайтесь на них целиком.
  • Думайте про win-win для всех участников. Сотрудничество и рост должны лежать в основе вашего ивента. Оцените, что вы можете дать его участникам, чтобы они могли развиваться. В случае Steford это, например, налаживание доверительных отношений, создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.
  • Придумывайте новые нестандартные форматы. Питч-дни и круглые столы многим приелись: не каждый айтишник решит ехать ради них в другой регион. Постарайтесь создать что-то новое: например, мы сделали стартап-баню и поход в горы с воркшопом.

На этом фестивале мы не остановимся – сейчас уже начали готовиться к следующему Фесту в мае 2023 г. Надеемся, что он позволит собрать еще больше энтузиастов, чтобы расширить комьюнити IT-деревни. Кстати, для него мы сейчас придумываем новые форматы – среди них, например, морские гонки web 3.0, стартап-рыбалка и джем-сейшен. Приехали бы ради такого необычного нетворка? Пишите в комментариях.

1515
23 комментария

Красная Поляна мое место силы) Стараюсь бывать там как можно чаще, это помогает мне набираться сил, прийти к балансу и прикоснуться к природе, обожаю 😍

1
Ответить

Мария, в следующий раз приходите к нам на митапы или игры вечером в Steford. Наберётесь сил, прикоснетесь к айтишникам.

Ответить

И сколько стоит участие?

Ответить

А если я хочу стать женой миллиардера-инвестора или успешного айтишника, сколько надо заплатить за участие в фестивале?)

2
Ответить

Осенью приглашали стартапы и их команды бесплатно.
Для остальных участников цена начиналась от 2000 рублей с промокодом от партнёра.

Ответить

Под что лучше запускать первый раунд инвестиций: светлое нефильтрованное или сидр полусладкий?

1
Ответить

темное всегда заходит на ура

1
Ответить