Тестовое задание для менеджера продукта. Исследование опыта аренды недвижимости. «Карьерный цех 2021»

Привет всем. Меня иногда спрашивают про то, как я могу проводить качественные исследования целевой аудитории. Поэтому решил написать эту статью один раз и давать ссылку на неё. Это тестовое задание, которое я делал весной 2021 года в «Карьерном цехе» (получил за него 2 место). Несмотря на давность, информация в нем актуальна, как и по сути, так и по формату того, что я могу делать в качественных исследованиях о проблемах.

Фото от <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2F%40neonbrand%3Futm_source%3Dunsplash%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_content%3DcreditCopyText&postId=544849" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Kenny Eliason</a> / <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fs%2Fphotos%2Froom%3Futm_source%3Dunsplash%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_content%3DcreditCopyText&postId=544849" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Unsplash</a>
Фото от Kenny Eliason / Unsplash

Описание задания

Вы работаете в только что сформированном продуктовом отделе одного из крупнейших российских риэлторских агентств. Агентство представлено в Москве и регионах. Сейчас это традиционный бизнес, который предоставляет услуги сдачи квартир. Компания медленно растет по деньгам и вас наняли, чтобы запустить новые revenue-streams.

Для этого в качестве первого шага вы решили изучить опыт человека, берущего квартиру в аренду на долгий срок, от возникновения мысли об этом до заселения.
Вам необходимо построить описание данного процесса по шагам и проблем, которые возникают на каждом из них.

  1. Проведите глубинные интервью для составления карты процесса найма жилья.
    ○ Опишите скрипт, по которому будете говорить (если он изменился в процессе интервью, то его конечную редакцию)
    ○ Найдите респондентов для опроса. Это могут быть знакомые, родственники и так далее, круг лиц не ограничен. Используйте выборку объемом в 5-10 человек.
    ○ Проведите интервью и выпишите выводы из каждого.
  2. Постройте карту процесса найма жилья в той нотации, которую считаете удобной. Укажите на ней ключевые боли, которые вы выявили.
  3. Опишите, с какой самой неочевидной для вас проблемой вы познакомились по итогам интервью?

Решение задания

Дисклеймеры:

  • Для изучения пользовательского опыта и выявления проблем я изучил и составил карту процесса аренды недвижимости “до выезда”, а не только “до момента заселения”, как указано в задании;
  • В рамках исследования проводил интервью только с арендаторами, но необходимо изучить и опыт собственников тоже;
  • Кроме самих интервью источником данных для этого отчета были здравый смысл, мой личный опыт аренды и несколько мозговых штурмов. И хотя уже есть понимание основных этапов, проблем и даже вариантов решений, правильно будет провести дополнительные интервью, чтобы проверить мои предположения, а после этого провести количественные исследования (опросы, тесты). Так можно будет выявить какие проблемы являются самыми частыми и важными. То есть, этот отчет — промежуточный этап исследования.

Скрипт с вопросами для интервью по аренде недвижимости:

Смол-толк и рассказ про формат интервью.

Блок вопросов про поведение и мотивацию:

1. Расскажите немного о себе, кем работаете, есть ли семья, может быть есть яркие запоминающиеся факты о вас или хобби.

2. Когда вы в последний раз снимали квартиру вам в целом понравился этот процесс?

3. Как часто вам приходится снимать жилье? С чем это связано?

4. Почему вам так важно было снять квартиру? (что случится, если не снимите?)

5. Что послужило толчком (триггером) снимать?

6. Какие инструменты вы используете? К кому обращаетесь? А почему выбираете именно их?

Блок вопросов про проблемы и их причины:

1. Какие сложности и вопросы возникали на этих этапах?

2. Где в процессе найма вы тратили больше всего времени? Или нервов?

3. По какой причине так произошло?

4. Сколько именно денег/времени вы потратили из-за этого?

5. Что еще вам мешало (сильно или не очень)? Какие были последствия (или что вы потеряли из-за этого)

6. Что на ваш взгляд является главной причиной всех этих сложностей? Возможно что-то еще? Как их исключить или как уменьшить их влияние на процесс аренды?

7. Пробовали какие-то альтернативы, чтобы избежать такого?

8. Если бы вы могли изменить процесс, то что бы вы сделали в первую очередь?

9. Что еще важного вы могли рассказать или дополнить по этой теме?

Карта процесса, сегменты клиентов и найденные проблемы

После интервью провел анализ и сделал в Miro таблицу с сегментами клиентов и карту процесса аренды.

  • В таблице сегментов (стр. 6) описал мотивы, причины мотивов, триггеры и что для представителей сегментов является важным при аренде. Это важно как для этапа создания продукта(ов), так и для последующих этапов взаимодействия с клиентами.
  • Карту процессов (стр. 7 - 13) разделил на этапы: “Поиск и сравнение”, “Звонки и общение”, “Просмотры квартир”, “Заключение договора, условия, оплата”, “Въезд и проживание”, “Расторжение договора и выезд”.
  • На карте описал весь процесс аренды с точки зрения арендатора по шагам и определил для каждого шага: “Что делают”, “Что думают”, “Какие проблемы возникают”, “Причины этих проблем”, а также предположил возможные решения для некоторых из них.
Сегменты клиентов
Сегменты клиентов
Общий вид карты процессов
Общий вид карты процессов
Этап поиска и сравнения
Этап поиска и сравнения
Этап звонки и общение
Этап звонки и общение
Этап просмотра квартир
Этап просмотра квартир
Этап заключения договора, условия, оплата
Этап заключения договора, условия, оплата
Этап въезд и проживание
Этап въезд и проживание
Этап расторжения договора и выезд
Этап расторжения договора и выезд

Выводы и предположения

Из выявленных мной 41 проблемы больше всего меня заставила задуматься проблема, а вернее комплекса проблем про “безопасность”. Например, собственник удержал деньги из обеспечительного платежа “На уборку после выезда” и угрожал девушке при выезде: “Если что не так.. или сломалось, то я тебя найду”.
Возможно, такое не так часто случается, это нужно проверять количественными тестами, но боятся многие (и не только девушки) и безопасность (юридическая, финансовая, физическая) на любом этапе аренды — это один из ключевых моментов, на которые стоит обратить внимание.
Как уже написал выше для уточнения данных необходимо провести количественные исследования. Тесты или опросы, в которых по каждой из проблем нужно спросить: “Такое с вами случалось?”, “Насколько важно для вас решить этот вопрос”.
После этого по выявленным ключевым проблемам можно рассмотреть варианты решений и делать услуги или отдельные продукты. Указанные мной на схеме решения приведены как варианты для примера, для генерации большего количества гипотез нужно провести с командой мозговой штурм.

Мне кажется, что лучшим вариантом увеличения потока выручки будет не создание нескольких продуктов, а решение, которое “закроет” весь путь пользователя со всеми ключевыми проблемами.
Так арендатор смог бы получить все услуги от формирования запроса на аренду до выезда, включая подбор лучших вариантов, показ в удобное время, юридическое сопровождение, помощь по подбору и заказу страховки, клининга, службы переезда и главное получить услуги гаранта сделки, платежей и безопасности на этапах заключения договора, проживания и выезда.
Это значит перейти к регулярному сопровождению арендатора на весь срок сдачи недвижимости. Для этого можно ввести тарифы с ежемесячной подпиской на комплекс услуг.

Кроме этого, как писал выше, необходимо провести исследования по клиентам собственникам, у них будет похожий процесс, только с другой стороны, но с похожими проблемами.
Предположу, что для них идеальным сервисом было бы заключать договор с сервисом, который взял бы на себя все проблемы взаимодействия с арендаторами, уходом за квартирой, страховками и решением всех прочих проблем.
Здесь бизнес также сможет получать ежемесячные платежи (или процент от полученных за аренду) и увеличить регулярный поток выручки. Возможны различные варианты предоставления такой услуги, которые стоит обсуждать с командой.

Спасибо, что прочитали. Если вам нужно исследование аудитории или помощь с проведением интервью, то пишите мне в Телеграм.
Если вам интересны кейсы, то недавно я писал здесь про тестовое в школу продактов hh (а еще можно изучать «Карьерный цех», там их много).
Да, и еще я веду Телеграм-канал, полистайте, там можно найти полезные идеи на основе исследований.

1111
4 комментария

А что здесь не так "собственник удержал деньги из обеспечительного платежа “На уборку после выезда”"? То есть человек снял чистую квартиру и оставил срач после себя. Логично, что уборка за счет арендатора. Либо сам сделай генеральную уборку, либо оплати клининг.

Тут было именно неадекватное отношение собственника, то есть "срача" там не было. Помню это из интервью, девушка как раз объясняла, что не могла сделать ничего с этим.. Проблема еще получается напрямую связана с безопасностью..

кто определяет критерии "чисто" и "срач" ?