Исследование: что должен знать и уметь директор по продукту

Я третий год работаю на позиции директора по продуктам и в последнее время всё чаще задумываюсь о направлении развития, что из навыков и умений нужно развивать, и какие из них - должны быть в приоритете. Эти мысли привели меня к идее провести исследование - посмотреть, а что же хотят от позиции Chief Product Officer (CPO) разные компании, какие навыки выделяют, какие обязанности вменяют, такой подход кажется наиболее научным и объективным.

Я взял 40 вакансий CPO, разложил их по полочкам и получилась весьма интересная статистика о том, какие компании нанимают CPO, как разные компании называют эту позицию, зачем компаниям CPO, какой стаж требуется, какие требования предъявляются, и чем занимаются CPO в разных компаниях с точки зрения их нанимателей.

Думаю, такая статистика интересна и другим CPO, задумывающимся о своём развитии, и продакт-менеджерам, мечтающим стать CPO, но не знающим что для этого точно необходимо. Ну и конечно же - руководителям и владельцам бизнесов, который задумываются - а нужен ли мне CPO и какой он - CPO моей мечты?

Итак, начнем с того, что посмотрим - в каких отраслях компании ищут CPO.

Отрасли, куда нанимают CPO

Отрасли компаний, нанимающих CPO
Отрасли компаний, нанимающих CPO

Есть перекос в сторону FinTech, но в целом видно что нет какого-то особенной выделенной отрасли, CPO востребованы почти во всех отраслях и это хорошая новость - можно расти дальше в той отрасли, в которой вы сейчас находитесь.

Как ещё называют позицию CPO

Как называют позицию CPO в вакансиях
Как называют позицию CPO в вакансиях

Другой интересный вопрос - а как же разные компании называют человека, отвечающего за развитие всего продуктового портфеля и управляющего продуктовой командой, и тут видно что в целом есть консенсус - наиболее частые варианты в названиях вакансий - Chief Product Officer или директор по продукту, хотя встречаются и более редкие варианты, такие как Head of Products, Product Lead, Senior Product Owner и Product Director.

Зачем компаниям нужен CPO?

Какой результат ожидают компании от CPO
Какой результат ожидают компании от CPO

Также интересный вопрос - а зачем компаниям CPO? Какова его миссия, главное предназначение и профит от его деятельности? Некоторые компании пишут в вакансиях об этом, и если проанализировать их, то можно выделить следующие варианты:

  • Устойчивый рост: в таких компаниях уже есть сформированный портфель продуктов, нужно привести в порядок управление их жизненным циклом, выстроить унифицированные продуктовые процессы и научиться системно расти за счет последовательного роста ценности для клиентов,
  • Быстрый рост: некоторые компании хотят расти быстро, завоевывать рыночные ниши, иногда - невзирая на расходы, нужна динамика за счет быстрого развития продуктов и запуска новых продуктов, выхода на новые рынки,
  • Лидер для продактов: это стратегия наставничества, как правило - уже есть команда продактов и ей нужен опытный руководитель и наставник, который будет развивать продактов и нанимать новых
  • Сделать лучший продукт: это стратегия продуктового лидерства - компании хотят создать продукт №1 на рынке и выиграть конкуренцию за клиента
  • Создать стратегию: нужен стратег, который создаст стратегию, если ее нет, и сможем наладить процесс внедрения стратегии во все аспекты деятельности компании, добьется реализации выработанной стратегии

Стаж работы в роли CPO

Требования к стажу работы в роли CPO
Требования к стажу работы в роли CPO

Анализ вакансий показывает, что большинство компаний хотят найти CPO с опытом работы на аналогичной позиции минимум от 1 до 3 лет, и это понятно: управлять одним продуктом и управлять портфелем продуктов и продуктовой командой - это разные навыки и умения, это я знаю из личного опыта. Но есть и хорошая новость - около 30% компаний все же рассматривают для себя возможность нанять в качестве CPO - продакта с хорошим опытом (от 3 лет как правило), "правильной" головой и горящими глазами, как правило - это небольшие молодые компании, и именно они могут быть точкой входа в эту профессию.

Требования к знаниям и умениям CPO

Исследование: что должен знать и уметь директор по продукту
Требования к знаниям и навыкам директора по продукту
Требования к знаниям и навыкам директора по продукту

Ну и наконец давайте перейдем к самой мякотке - и что же нужно нанимателям, какими знаниями и навыками нужно обладать, чтобы получить эту работу?

Я классифицировал всё, что пишут в вакансиях, в список требований и отсортировал их в порядке частоты упоминания в вакансиях, и по сути - что это самые востребованные навыки, требующиеся от директора по продукту. Давайте пройдем по ним более детально и начнем с самых часто встречающихся требований.

  1. Опыт работы с метриками и аналитикой: в основном в вакансиях это звучит в контексте принятия продуктовых решений на основании метрик и аналитики, поэтому тут нужно глубокое системное понимание метрик и их влияние на бизнес-составляющую продукта, умение диагностировать проблемы в продуктах на основании метрик и данных.
  2. Знание предметной области: около половины компаний хотят, чтобы кандидат на позицию CPO был знаком или с отраслью, в которой работает компания, или имел опыт управления близкими продуктами, и это конечно же ограничивает возможные варианты развития, если вы находитесь в очень узкой отрасли - подумайте о ее смене, или продолжайте развиваться в вашей отрасли, чтобы стать лучшим специалистом.
  3. Управленческие навыки: директор по продукту - это уже не просто хороший продакт, тут нужны сильные управленческие компетенции для управлениями продактами и продуктовыми командами, нужно учитывать, что продакты - это особенные люди, приученные своей профессией задавать вопросы "а чтобы что? а что будет если мы это не сделаем?" и им нельзя просто сказать - "сделай это", нужно уметь хорошо объяснять и аргументировать свою позицию, нужно уметь убеждать их в своих идеях, и видимо в компаниях это понимают и выдвигают такое требование.
  4. Запуск продукта "с нуля": опыт запуска продукта и выведения его на рынок сильно отличается от опыта развития уже готового продукта, более трети компаний хотят, чтобы у CPO был такой опыт, причем не обязательно успешный, но обязательно - чтобы были сделаны выводы из неуспешного опыта.
  5. Английский язык: тут у компаний редкое единодушие - необходим английский уровня Upper Intermediate и выше, в некоторых компаниях большая часть коммуникаций осуществляется на английском, поэтому если с английским у вас не очень и вы читаете/переводите со словарем - бегом прокачивать английский, без него шансы получить эту должность невелики.
  6. Взаимодействие с разработкой: этот навык кажется вполне очевидным, в конечном счете - нужно имплементировать продуктовые решения в коде и сделать это без понимания того, как работает разработка, без знания методологий Agile/Scrum/Kanban, без опыта постановки задач и управления релизным циклом - будет крайне сложно.
  7. Экономика продуктов: в вакансиях упоминается и опыт расчета unit-экономики, и умение работать с P&L, и опыт управления бюджетом продукта, причем на уровне, когда вы можете объяснить и научить продактов и других членов команды, а также объяснять другим коллегам экономические последствия тех или иных решений.
  8. Исследование клиентов: обычно CPO сам уже редко занимается исследованиями, но он должен понимать как они проводятся, как устроен дизайн исследования, чтобы внедрить культуру исследования клиентов в продуктовой команде, принести лучшие практики и развивать их.
  9. Работа с бэклогом: с моей точки зрения - это один из ключевых навыков продакта, ведь от того какие задачи мы берем в реализацию в первую очередь - зависит скорость развития наших продуктов, нужно знание разных фреймворков приоритизации и понимание в каких ситуациях они подходят или не подходят, знание как можно их комбинировать, чтобы выстроить систему сквозной приоритизации продуктовых задач.
  10. Выстраивание процессов: как мы видели выше - многие компании хотят систематизировать работу над продуктами, и это невозможно сделать без продуктовых процессов, и зачастую в больших компаниях - это проще сказать, чем сделать, опыт управления изменениями в процессах - очень важен, тут нужна и теория, и практика.
  11. Системное мышление: под этим в вакансиях понимают умение структурировать большие объемы информации, выстраивать связи, отделять важное от неважного и умение декомпозировать задачи.
  12. Развитие продуктовой команды: в вакансиях встречаются такие формулировки "Умение и желание прокачивать команду, менторить и делиться экспертизой" или "Быть лидером для команды, зажигалкой на новые идеи, и транслировать свой опыт в команду", но помимо этого нужен опыта найма и масштабирования команды, умение выстраивать индивидуальные планы развития.
  13. Подтвержденный опыт роста: некоторые компании выдвигают непростое требования - не просто знать что нужно для роста продукта, но и смочь подтвердить это на личном кейсе, причем с детализацией именно вашего вклада в этот рост, и это хороший повод задуматься для всех нас - а могу ли я предоставить такой подтвержденный кейс роста?
  14. Креативное мышление: под этим понимается способность генерировать новые и подчас неожиданные решения, умение мыслить "out of the box", и не просто быть менеджером, но и привносить в компанию и продукты свежий новый взгляд и генерировать новые прорывные идеи.

Не буду останавливаться подробно на остальных требованиях к CPO, пробегусь по ним короткой строкой - в CPO хотят видеть высокоорганизованного самостоятельного менеджера с отличными коммуникационными навыками, который много знает и умеет и в смежных областях знаний, умеющим анализировать рынок и конкурентов, с большой насмотренностью и широким кругом общения. А если просто - все хотят единорога, идеального и скорее всего - несуществующего персонажа, который всё знает и всё умеет.

Обязанности CPO

Чем должен заниматься директор по продукту с точки зрения нанимателей
Чем должен заниматься директор по продукту с точки зрения нанимателей

Перейдем от требований к обязанностями CPO - тут список получился чуть более коротким, по мнению нанимателей вот так выглядит топ основных активностей и зон ответственности директора по продукту:

  1. Разработка стратегии: это встречается почти во всех вакансиях, и это наиболее сложная часть работы, с моей точки зрения, так как не очень много материалов на эту тему, стратегические сессии зачастую являются закрытыми, компании редко подробно освещают эту тему, поэтому и учиться этому довольно сложно, зачастую под стратегией в разных компаниях понимается разное, используются разные инструменты и подходы, в общем - тут все непросто, но это то, что вам нужно развивать и совершенствовать в первую очередь!
  2. Работа с бэклогом и роадмапом: как это звучит в вакансиях - "Разрабатывать и актуализировать средне- и долгосрочный roadmap" или так "Совместно с RnD подразделением формировать roadmap и backlog по развитию продуктов", в целом - нужно внедрить общие подходы по управлению и приоритизации бэклогами продуктов в составе портфеля.
  3. Развивать продуктовые процессы: это вторая после стратегии зона ответственности CPO, и так как мы видели что основной запрос компаний - это системный рост и развитие, то становится понятно почему эту активность упоминают так часто, сюда относят и формирование общей методологии по управлению продуктами, и подходы к приоритезации и планированию, взаимодействию со смежными отделами и департаментами и много чего еще.
  4. Работа с метриками и аналитикой: наниматели хотят, чтобы CPO сформировал методологию расчета ключевых продуктовых метрик, и главное - внедрил культуру принятия решений на основе метрик, а где-то - с нуля "выстроил продуктовую и маркетинговую аналитику".
  5. Работа с исследованиями: на пятом месте по упоминанию в вакансиях - организация процесса исследований в продуктовой команде, это участие в дизайне исследований, и конкурентный анализ, и исследование рынка.
  6. Развитие продуктового портфеля: сюда входит не только развитие существующих и запуск новых продуктов, но еще и вывод продуктов из портфеля - наиболее редко упоминаемая история в курсах и книгах, но очень нужная - ведь иногда у нас портфелях встречаются "чемоданы без ручки" - продукты, которые и развивать сложно, и закрыть жалко, в целом - CPO должен знать и уметь как управлять не продуктом, но портфелем продуктов и принимать решения о том что будет происходить в тем или иным продуктом в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
  7. Управление продуктивностью команды: в вакансиях упоминается деятельность, направленная на достижение командой поставленных результатов, а значит необходимо планирование и контроль поставленных задач и планов, разработка и внедрение практик KPI/OKR.
  8. Управление экономикой и бюджетами продуктов: в конечном счете - все вышеописанные зоны ответственности должны привести нас к росту выручки и прибыли, поэтому одним из ключевых навыков и зон ответственности - является управление экономическими показателями продуктов в портфеле.

Остальные зоны ответственности вкратце - тут и развитие продактов, и умение взаимодействовать с топ-менеджментом или основателями, взаимодействие с разработкой, управление и митигация рисков, и управление ростом продуктового портфеля.

Одно из неоднозначных требований к работе CPO - это быть "играющим" тренером, т.е. самому "работать руками" и управлять одним из продуктов. С моей точки зрения - это довольно непродуктивная практика, т.к. времени у CPO за вычетом множества регулярных встреч и совещаний остается довольно немного, а содержательно и эффективно управлять продуктом, уделяя ему несколько часов в неделю - не самая лучшая идея, но возможно приемлемая как временное решение, например, когда ушел продакт и нужно срочно подхватить какие-то активности.

Формат работы: офис или удаленка

Офис, гибрид или удаленка - что предлагают CPO?
Офис, гибрид или удаленка - что предлагают CPO?

Ну и напоследок - а какой же формат предполагается для позиции директора по продукту? Возможна ли удаленка на такой позиции?

И короткий ответ - да, в 40% вакансий упоминается, что полная удаленная работа возможно, однако в более чем половине случаев - требуется или только офисный формат работы (30%), или гибрид - часть времени проводить в офисе, а часть удаленно. И офис, и гибрид - подразумевает, что уехать в Казахстан, Армению или Грузию - уже не получится, надо быть в городе, где находится офис компании. Ну а если вы находитесь не в Москве, а в регионе - скорее всего вам придется крепко задуматься о переезде в столицу, так как большая часть вакансий с офисным или гибридным вариантом - находятся в Москве.

Вот такая картина получилась на основании анализа вакансий директоров по продукту, надеюсь - вам это поможет в вашем дальнейшем развитии.

А если у вас остались вопросы - приходите ко мне в личку, я с удовольствием обсужу их!
Мой аккаунт в Facebook и в Linkedin

3838
22
17 комментариев

Когда говорят о продактах чаще всего подразумевают человека из б2с сферы, где куча метрик, гипотез и прочей движухи. Про них все понятно.

Было бы очень интересно почитать или послушать про ребят из крупного б2б. Как там строятся процессы, как и на основании чего команды принимают решения и почему.

Вот про них мало.

2

1. Статья всё же не о продакт-менеджерах, а о требованиях к директорам по продукту, это всё же не одно и то же
2. Согласен - опыт продакта в B2B отличается от B2C, но в целом - большинство подходов точно так же применимы, я большую часть жизни проработал, создавая продукты для B2B, поэтому думаю, что могу это утверждать с уверенностью

Может вы говорите о настоящих продактов, но я пока таких не встречал. 90% мешают работать на всех уровнях, качают права. Лично знаком с несколькими, работают 2-3 часа в день на удаленке, на продукт им пофиг. Готовы сливать инфу чуть что. Это как плохие маркетологи, только в 10 раз опаснее. Но проблема в компаниях - нанимают людей с опытом работы как вы указали от 1 до 3 лет. Это просто смешно.

Думаю, такие люди, работающие по 2-3 часа в день с невысокой компетентностью и вовлеченностью - есть во всех профессиях, к большому сожалению

Замечательное исследование. Правда ни разу не видел, чтобы лидер продуктовых команд рефайнил бэклог или делал что-то из того, что он делегирует непосредственно продуктовым командам. Ну бог с ними...

Скорее всего, работодатель ожидает в первую очередь - построение и улучшение процессов работы с бэклогом/бэклогами и контроль за ними