Whoosh: прокатим всю страну?

Недавно сервис самокатов Whoosh объявил об IPO

Компания работает в сфере городской мобильности — по сути конкурирует с каршерингом и такси

Потенциально они нацелены на отъем часть рынка у традиционных средств передвижения и поэтому позиционируют себя как историю роста

Давайте попробуем разобраться — можно ли считать Whoosh долгосрочной историей роста и оправдана ли оценка в 20-25 миллиардов рублей

Вводные:

Текущая цена составляет около 6 рублей в минуту + 30 рублей за старт, не сказать чтобы это на порядок дешевле такси

1) У компании есть 11 миллионов зарегистрированных аккаунтов (не активных)

2) Компания есть во всех городах миллионниках

3)Компания платит дивиденды от 25% до 50% чистой прибыли

Это круто, но по текущей цене дивдоходность будет не сильно большой (3-4%)

4) Выручка за 2022 год составит около 7 миллиардов рублей, EBITDA 3.5 миллиардов

Фактически хотят размещаться по P/S около=3, EV/EBITDA=7, P/E =13

Это не очень дешево — примерно на рыночном уровне для техов. Но у меня есть сомнения что компания сможет стабильно расти на 20-30% в ближайшие годы

Что будет мешать росту?

1) Компания и так уже есть во всех крупных городах России. Выход на новые рынки может быть затруднен низкой покупательной способностью (в условной Москве будут платить гораздо больше, чем в Урюпинске), что может давить на маржинальность.

В миллионниках их самокаты есть почти везде (В СПб и МСК точно — а это самые емкие рынки в России)

2) Кикшеринг (аренда самокатов) стоит недешево. Текущая цена составляет около 6 рублей в минуту + 50 рублей за старт, не сказать чтобы это на порядок дешевле такси => потенциал повышения цен ограничен

3)Конкуренция. Бизнес компании не уникален, как у того же Positive (кибербез очень наукоёмкий сектор, создать аналогичный продукт дорого и долго). У Яндекса есть аналогичный сервис — что мешает при желании вытеснить с рынка самокатов Whoosh?

У желтого гиганта больше денег, лучше экспертиза и Кудрин во главе компании (с мощным админ ресурсом)

Если желтый гигант будет давать скидки, сжигая кучу кэша, но в итоге сможет стать монополистами и смогут неплохо зарабатывать (как например с Яндекс такси случилось)

У Яндекса дешевле тарифы и лучше поддержка — что тоже может давить на маржинальность Whooshа

4) Регуляторные риски. Самокаты периодически собирают хейт от чиновников — повышение минимального возраста управления самокатом, обязательные права для управления или ограничение скорости и количества самокатов могут значительно усложнить жизнь компании и негативно сказаться на дальнейших темпах роста

Дорогая балансовая стоимость:

Всего у Whoosh 82’000 самокатов

Капитализация по текущим составит 22-25 миллиардов рублей

Это где-то 300’000 рублей за самокат!

Причём сейчас такой самокат как у Whoosh стоит где-то 60’000

Фактически переплачиваем за один самокат в раз 5

Понятно, что Whoosh это больше про IT софт для самокатов, но тем не менее это достаточно дорогая оценка

Резюме:

Whoosh это достаточно красивая история, но с кучей подводных камней, которые могут усложнить жизнь компании

Я очень люблю растущие истории, но у Whoosh нет какой-то изюминки, что ставит под сомнение дальнейший рост высокими темпами

А для истории роста нет ничего болезненнее чем снижение темпов роста, что может привести к существенному снижению акций

Хотя спекулятивно в отсутствии интересных движений на российском рынке может в первое время и вырасти, но вот с точки зрения инвестиционной компания выглядит не очень привлекательно

Я лично принимать участие в IPO не буду, имхо это выглядит не очень интересно

11
2 комментария

Поставил плюс, справедливый расчет в противовес "обзорам" от Открытки и Потанинофф.

В целом, кроме того, что рынок насыщен (А в обзорах говорится о том, что количество поездок вырастет в 29 раз, а выручка только в 12 за несколько лет), история абсолютная неочевидная для большинства городов, где передвижение на самокатах невозможно/самоубийственно. Так что менеджмент выйдет в кэш, а торговаться этот очередной чудо-продукт будет в лучшем случае по трети от размещаемой цены.

Ответить

какой же бред я сейчас прочитал

Ответить