Как создавать тексты для интерфейса правильно

Материал подготовлен по докладу Натальи Гермогентовой, Lead UX-Writer Яндекса, который прошел на онлайн-конференции UX-Марафон, посвященный текстам.

Свежий выпуск онлайн-конференции UX-Марафон про тексты в интерфейсе состоится 17 декабря 2022 года.

Как создавать тексты для интерфейса правильно

«Текст – последнее дело». Когда привлекать редактора к работе над продуктом?

Любопытно, что с фразой «текст – последнее дело» могут согласиться как заказчики текста, так и сами редакторы. Правда, смотрят при этом на ситуацию они с абсолютно разных сторон.

Что понимает под этой фразой заказчик? Как правило, для него это означает, что редактор будет последним человеком, которого подключат к работе над проектом. Обычно это выглядит так: уже на завершающем этапе редактору демонстрируют готовый интерфейс и говорят – смотри, вот что мы сделали, вот тут нужно объяснить, как всё работает, а здесь мы оставили место под описание трёх главных продуктовых фичей.

Как создавать тексты для интерфейса правильно

Предполагается, что в этот момент редактор, далёкий от темы, совершенно не погружённый в контекст, сядет и быстренько заполнит отведённые под текст места.

При этом в процессе написания текста редактор может обнаружить, что главных продуктовых фичей не три, а две, а описание работы продукта гораздо лучше было бы представить в виде анимации – но мы помним, продукт уже практически готов, и поменять что-либо, скорее всего, будет просто нереально. Поэтому редактору придётся как-то выкручиваться и подгонять текстовую информацию под заготовленные дизайнерами шаблоны. Выглядеть это будет примерно так:

Как создавать тексты для интерфейса правильно

Теперь посмотрим на фразу «текст – последнее дело» с точки зрения UX-редактора. Для редактора она означает, что создание конкретных формулировок – это самый последний этап долгого и трудоёмкого процесса работы с информацией.

Сначала нужно разобраться со смыслами – что мы хотим донести до пользователя, о чём хотим ему рассказать, какие действия получить? Затем расставить приоритеты: что из этой информации действительно важно пользователю, что можно отодвинуть на второй план или передать, используя другие каналы?

Как создавать тексты для интерфейса правильно

На следующих этапах прорабатываются сценарии и информационная архитектура всего проекта, конкретной страницы или даже отдельного блока.

И лишь после того, как редактор вместе с продуктовой командой прошёл весь этот долгий путь, наконец-то приходит время поработать с конкретным текстом. Потому что к этому моменту у редактора сформировано полное понимание, какие задачи этот текст должен решать.

Итак, текст – это самый последний этап в работе редактора. И это подразумевает, что редактора необходимо включать в продуктовую команду в самом начале работы над проектом, когда вы только определяете, что именно вы делаете и почему.

Как создавать тексты для интерфейса правильно

Сколько времени нужно на текст?

Ещё один вопрос, который волнует многих руководителей продуктовых команд – сколько времени нужно, чтобы проработать качественный UX-текст?

Наверно, каждый редактор не раз сталкивается с ситуацией «слушай, мне там всего ничего текста нужно, можешь быстренько набросать?» И действительно, если смотреть с точки зрения заказчика, то и вправду кажется – ну что там делать? Заголовок, один-два лейбла, чекбокс, две кнопки и пара маленьких абзацев текста – максимум 200 знаков. Работы минут на 15-20.

Как создавать тексты для интерфейса правильно

Проблема в том, что текст и трудозатраты по проработке информации в целом до сих пор зачастую измеряются в количестве знаков. Чем больше текста, тем больше времени нужно, чтобы его создать, чем текст меньше, тем меньше потребуется и времени – на поверхностный взгляд это кажется совершенно логичным и убедительным.

Однако, готовый текст – это лишь видимая, надводная часть айсберга, по которой обычно измеряют объём работы редактора, забывая при этом, что подводная часть значительно больше.

Как создавать тексты для интерфейса правильно

Прежде чем взяться за написание текста, редактору надо осознать, в чём смысл происходящего. Если речь идёт об уже существующем продукте – разобраться, как он работает сейчас, как вы общаетесь с пользователем, что говорите ему на разных этапах; потестить процессы, задать массу вопросов продуктовой команде: почему был выбран именно этот вариант, какой результат ожидается и т. д.

Затем необходимо прикинуть предварительную версию текста, в идеале – показать её пользователям, получить фидбэк и на его основе что-то добавить или изменить… И только после этого можно приниматься за тексты в их финальном выражении, чтобы написать те самые 200 знаков.

Вот почему на проработку информации и создание UX-текста необходимо закладывать не меньше времени, чем на дизайн, а в некоторых случаях – даже больше.

Как создавать тексты для интерфейса правильно

Зона влияния текста

Когда мы говорим о UX-тексте, необходимо помнить ещё и о том, что зона влияния текста не ограничивается интерфейсом, а охватывает весь продукт. В неё входит, например, то, как ваша служба поддержки общается с пользователями по телефону, в письмах и в мессенджерах.

Текст присутствует во всех письмах, смс и push-уведомлениях, которые отправляются пользователю, в социальных сетях и даже в оффлайне. Буклеты, листовки письма, которые пользователь получает в конверте вместе с банковской картой – это тоже определённым образом оформленная текстовая информация, которая может вызывать у человека те или иные эмоции, а значит, тоже формировать его UX и впечатление от продукта.

Как создавать тексты для интерфейса правильно

Как ставить задачу UX-редактору

Ещё один важный момент, о котором мало кто задумывается – как именно вы озвучиваете задание на текст. Главный принцип, которого необходимо при этом придерживаться, звучит так: формулировать нужно задачу, а не решение.

Как это понимать?

«Нам нужно получить от юзера вот такие данные» – это задача, потому что здесь речь идёт о том, какая у нас цель. Нам нужно получить от пользователя данные – как именно, каким способом, мы не знаем и не указываем. Придумать, как это сделать лучше всего – дело UX-редактора.

«Вот форма с набором данных, надо подредактировать» – а вот это решение, здесь редактору заранее указывают, в какой форме, каким способом ему нужно выполнить задание.

Почему это важно? Потому что формулировка, в которой задачу подменяют решением, сильно снижает ваши шансы сделать классный UX. Ведь когда тебе предложили готовое решение, и оно представляется достаточно очевидным, гораздо сложнее посмотреть на задачу под другим углом и найти новый, нестандартный выход из ситуации.

Наглядным примером эффективности стратегии «давать задачу, а не решение» может служить процесс регистрации в Яндекс Драйв. Вместо, казалось бы, очевидного решения – стандартной формы с лейблами, полями и кнопками, продуктовая команда использовала простой, понятный и живой диалог с чат-ботом, который постепенно запрашивает все необходимые данные и даже показывает, как правильно сделать селфи с паспортом.

Как создавать тексты для интерфейса правильно

Этого простого и удобного решения могло бы не быть, если бы изначально задание было сформулировано в более жёсткой и однозначной форме.

Бонус: чек-лист по задаче на текст

Правильно формулировать UX-тексты поможет маленький чек-лист из четырёх коротких вопросов:

Как создавать тексты для интерфейса правильно
  • Зачем это нам?
  • Что мы хотим получить?
  • Зачем это пользователю?
  • Что получит пользователь?

Этот чек-лист прекрасно подходит не только для крупных проектов, но и для проработки одного небольшого блока в интерфейсе.

Например, вам нужно отправить человеку чек после совершения платежа, и для этого нужно запросить у него адрес электронной почты. Формально, поле «Email» эту задачу выполняет: нам нужно получить почту, мы спрашиваем почту. Но в этом случае упущены интересы второй стороны: пользователю неясно, зачем это нужно ему.

Чтобы исправить этот дисбаланс, достаточно вместо безликого «Email» поставить «Куда прислать чек». В результате мы получаем решение, которое учитывает обе стороны. Мы хотим получить почту – мы спрашиваем почту. Человеку нужно получить чек – мы пишем про чек. И вероятность того, что человек заполнит это поле, представляется в этом случае гораздо выше.

Как создавать тексты для интерфейса правильно

Как быть, если у вас нет UX-редактора; где найти редактора, что делать, пока вы его ищете, и как правильно составить тестовое задание; как человеку, работающему с текстами для интерфейса, прокачать свои профессиональные скиллы и какие принципы учитывать в работе – смотрите докладе Натальи Гермогентовой.

И приглашаем на новое событие про тексты в интерфейсе, которое состоится 17 декабря 2022 года.

Темы докладов:

Микрокопирайтинг в дизайне.

Дарк паттерны и другие неприятности в интерфейсном тексте.

Как написать хороший текст, если ты не UX-писатель.

Инструкции и чек-листы по написанию текстов для интерфейса.

99
8 комментариев

Где и как искать таких специалистов?

1
Ответить

С каждым годом таких специалистов все больше и больше. Мы первую конференцию на эту тему провели в 2015 году и уже тогда нашли без проблем UX-писателей. Знаем, что с 2020 года Нетология сделала курс для UX-редакторов и в Яндекс. Практикуме тоже есть.
А в ТГ канале Редач, которую ведет UX-редактор Ира Моторина, и спикер будущей конференции, уже более 7000 участников. Скорее всего – это люди, которые работают в сфере UX-Writing, можно там поискать и опубликовать вакансию, например.

1
Ответить

Уверены, что на нашей конференции будут UX-писатели. Так как профильных мероприятий проходит крайне мало. Вы можете в чате события опубликовать вакансию или свой запрос – это бесплатно) https://ux-marafon.timepad.ru/event/2244404

1
Ответить

Странный тренд - написать 10% материала и в конце предлагать поуговаривать автора писать продолжение...

Не могу посиавить плюсик. От минуса тоже воздержусь

Ответить

Спасибо за обратную связь, сейчас добавим вторую часть в эту статью. А то и правда коротковато получилось)

Ответить

"Вот почему на проработку информации и создание UX-текста необходимо закладывать не меньше времени, чем на дизайн, а в некоторых случаях – даже больше"

Типичная отмазка редактора, который плохо работает.

Ответить

Довольно категорично

Ответить