SMM-тенденции 2019: мнение эксперта

Свой комментарий о важных smm-трендах наступившего года дал Павел Гуров — консультант, основатель агентства Gurovagency и эксперт курса «Как продвигать креативные проекты в сети».

Привет! Меня зовут Мария Буряк и я координатор бесплатного образовательного проекта «Мастера России», который помогает молодым предпринимателям начать свое дело. Мы попросили лекторов наших образовательных курсов дать несколько полезных советов. Начнём с продвижения проектов в соцсетях.

Павел Гуров  <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmastera.academy%2Fcourses%2Fkak-prodvigat-kreativnye-proekty-v-seti%2F&postId=55901" rel="nofollow noopener" target="_blank">Мастера России</a>
Павел Гуров  Мастера России

1. Дополненная реальность.

В наступившем году нас ждет расцвет дополненной реальности. Прежде всего, нужно обратить внимание на Facebook ARStudio

Дополненную реальность Facebook анонсировал еще на прошлой конференции F8. Они разработали бесплатную платформу с обучающими материалами, открытую для всех. С ее помощью можно создавать дополненную реальность: маски, фильтры, объекты в Facebook. Как это обычно бывает, фэйсбучную инициативу никто особо не заметил.

В России Facebook вообще мало кого интересует. Но как только компания объявила, что платформа теперь работает и для Instagram, тут же возник горячий интерес со стороны заказчиков.

Первые pr-сливки собрали «Додо Пицца», которые одними из первых сделали объект дополненной реальности с танцующей птицей додо.

Объект дополненной реальности для компании  «Додо Пицца» <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Finstafilter.ru%2F&postId=55901" rel="nofollow noopener" target="_blank">https://instafilter.ru/</a>
Объект дополненной реальности для компании  «Додо Пицца» https://instafilter.ru/

Хорошие новости для тех, уже занимался 3D моделированием: новая востребованная профессия лежит прямо под ногами, нужно просто скачать и освоить бесплатную программу Facebook. Если же вы работаете на стороне клиента и хотите заказать нечто подобное для своего проекта, то можно ориентироваться на цены от 50 до 150 тыс рублей.

Вот хорошие примеры работ в подобном ключе:

2. Второе пришествие криптовалют.

Еще один важный тренд – второе пришествие криптовалют. Первое, как вы помните, закончилось бесславно: возникло огромное количество подозрительных контор, обитающих на Кипре, Мальдивах и Чиангмае, которые поднимали в мутной воде большое количество инвестиций.

Они говорили – запускаем мессенджер, а потом доставку пиццы, а потом игровую платформу, и всё будет на блокчейне, на смарт-контрактах, на крипте и на ICO.

Затем мы наблюдали, как это всё превращается в тыкву и заканчивается позором. Криптовалюты обрушились. Не до нуля, но очень сильно.

Однако крупные компании, по крайней мере, Дуров и Цукерберг, решили применить технологию криптовалют, блокчейн и смарт-контрактов в своих финансовых микроплатёжных системах. Вот и новый всплеск. Они смотрят на то, как это делают азиатские игроки, например, Wechat.

Конечно, есть желание сделать удобные и защищенные переводы, рекламные биржи, различные магазины на микротранзакциях — и всё с помощью своей криптовалюты.

Но перед соцсетями стоит дилемма: как запустить криптовалюту, не акцентируя внимание на слове «крипто»? Репутация-то уже подпорчена. Посмотрим, что будет! Запуск дуровского Gram пока был отложен из-за атаки Роскомнадзора. Зато в ближайшее время Facebook запускает свой Stablecoin. Слова coin они не стесняются, а переводы будут работать внутри самого большого мессенджера — WhatsApp.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.dailymail.co.uk%2Fsciencetech%2Farticle-6521037%2FReport-claims-Facebook-creating-stablecoin-backed-dollar.html&postId=55901" rel="nofollow noopener" target="_blank">Daily Mail</a> фото - Reuters
Daily Mail фото - Reuters

3. Закат инстаблогеров

К сожалению, рынок фальшивых подписчиков и лайков приобрел угрожающий масштаб. Согласно данным портала Captiv8, поддельные лайки, комментарии и фолловеры у блогеров — это рынок объемом в 15 млрд руб. в год.

Неудивительно, что в 2018 году компания Unilever, которой принадлежит множество брендов мирового значения, распространила публичное письмо, согласно которому компания отказывается от сотрудничества с инстаблогерами, потому что те регулярно подделывают результаты. Точнее – сотрудничать они будут только с теми, кто прошёл их суровую проверку.

Сам Instagram решил, что с обманом нужно бороться, поэтому теперь фальшивые лайки, комментарии и подписки, поставленные через сторонние сервисы, будут удаляться.

Кроме того, в конце прошлого года на закрытой встрече в Москве Instagram объявил, что создаёт собственную биржу блогеров и новый тип аккаунта — Creator Account. Кстати, фейсбучная биржа блогеров уже существует на базе специального приложении Facebook for Creators.

Вместо сверхпопулярных крупных блогеров приходят микро- и наноинфлюенсеры. Смену парадигмы фиксируют New York Times, The Guardian и Forbes.

Возможно, биржа блогеров нового поколения для рекламы брендов будет искать аккаунты по 2-3 тысячи подписчиков. При этом все понимают, что, например, ниши лайфстал-тематики уже заняты. Еще один пользователь с красивым завтраком, собачкой корги и пальмами никого не заинтересует. Сейчас приходят поставщики качественного контента — как правило, бывшие журналисты. Топ инстаграмеров скоро будет выглядеть иначе.

Так Instagram сообщил пользователям о грядущих изменениях
Так Instagram сообщил пользователям о грядущих изменениях

4. Мода на приватный контент

В прошлом году люди, наконец, поняли, что социальные сети — это публичное место. Неприятное отрезвление! В России были громкие уголовные преследования за сохранённые фотографии или неосторожный репост ВКонтакте. На Западе — череда скандалов вокруг Facebook. Пользователи поняли, что приватности не существует, и поэтому она стала более заманчивой.

Общение стало перемещаться в чаты, а Instagram ввёл функцию «сториз для близких друзей»: можно выложить сторис, где вы курите косячок, но это не увидит мама и работодатель. Зато увидят лучшие друзья.

Основатель мессенджера Telegram Павел Дуров Фото - Reuters
Основатель мессенджера Telegram Павел Дуров Фото - Reuters

Пока это лишь тенденция. В 2019 году ждем появления новых больших функций или крупных игроков, которые будут использовать тренд на приватность и анонимность. В западных странах тенденция заметнее, а у нас активнее всего ей пользуется Павел Дуров, позиционируя Telegram как место для приватности и анонимности.

5. Новые визуальные коды

В 2019 мейнстримом становится новая визуальная эстетика: неон, гротеск, ностальгия и яркие градиенты. Я изучил прогноз Google Trends, несколько закрытых трендбуков, прогнозы по визуальным трендам от Depositphotos и Tildа.

К чему всё идёт? Восьмидесятнический визуальный ряд: VHS; первые компьютерные игры; яркий, «вырвиглаз», ностальгический стиль. В моду входит абсурд, вызов, провокация. Почему? В Instagram и других соцсетях очень высокая конкуренция, брендам нужно переставать быть «на серьёзных щах» и становиться более дерзкими и игривыми.

Можно обратить внимание на популярный кинематограф, сериалы — «Очень странные дела», «Маньяк», «Настоящий детектив» — вот стиль, который будет на волне в 2019 году. Его называют ретрофутуризмом, «кассетным панком», ретровейвом. Для лучшего понимания можно перейти по соответствующим тэгам в соцсетях и посмотреть, что из себя представляет данная визуальная эстетика.

Изображения по тэгу #retrowave в Instagram
Изображения по тэгу #retrowave в Instagram

Хороший пример: аккаунт Пабло Рочата, который использует визуальный абсурдизм для новой рекламной кампании Nike. Многие вдохновляются его работами.

Востребованней становится и микроанимация картинок. Для создания видео, которое полюбят в соцсетях, теперь не обязательно ехать снимать в горы или арендовать студию. Достаточно найти хорошего моушен-дизайнера — они сейчас на вес золота.

Некоммерческий проект «Мастера России» реализуется в рамках федеральной программы «Родные города» и направлен на развитие креативных индустрий по всей России. Узнать больше об SMM и подать заявку на участие в стажировке можно в бесплатном онлайн-курсе «Как продвигать креативные проекты в сети».

1111
19 комментариев

Комментарий недоступен

2

Самое крутое, как мне кажется, это уход от "серьёзных щей".
Уж не знаю, кто в этом виноват, проклятые миллениалы или твиттер с инстаграмом, но самоирония и человечность как-то лучше воспринимаются.

2

Комментарий удалён модератором

кейсов много накопилось за 10 лет. один из них описан здесь, на виси: https://vc.ru/marketing/46226-tandem-tehnologiy-i-marketinga-kak-my-prodvigali-kosmeticheskiy-brend-cherez-chat-bota-v-telegrame

за продвижение моего агентства отвечают блоги @gurovdigital в инстаграме и телеграме. там довольно много подписчиков.

и, кстати, выражения "эфемерный контент" (ephemeral content) и "нестандартные конкурсные механики" - совершенно корректные термины.

наверное, для людей вне сферы интернет-маркетинга они звучат экзотически

2

Вот интересно. Все в визуальных тенденциях делают ставку на 90е, но трактуют это по-разному. Тут это «кассетный панк», а другие видят скорее леопардовый принт и грубые золотые рамки. Ну и неон, конечно)

1

смм-2019 ... серьёзно?

1

хочется помолиться, чтобы тренд на 90-е канул наконец. а статья клёвая. Не знала, что Фейсбук практикует дополненную реальность)

1