Куда пойти на продуктолога

Меня зовут Николай, я автор настольной игры на развитие делового мышления Invest-Game. И вот когда меня неделю назад в очередной раз позвали в один из акселераторов юга России проводить её для вновь набранных проектов, я задумался: “А не запилить ли мне её веб-версию?”. Чтобы эффективно общаться с командой наемных разработчиков, решил озадачиться прохождением курса продакт-менеджера. Начал погружаться в предлагаемые курсы и выяснил много нового, что и систематизировал в настоящую статью. Думаю, что она будет интересна не только таким как я, но и тем, кто задумал карьерное движение, уже находясь в IT. По крайней мере так я её писал.

Итак, приступим. Как выяснилось, на определенном этапе карьеры как диджитал маркетологи, так и разработчики задаются вопросом: куда расти? Зачастую выбор падает на профессию продакт-менеджера, ставшую популярной в России за последние 5 лет.

Образовательных курсов по этой теме немало. Их, как мне показалось, можно поделить на

а) начальные - для тех, кто хочет получить первичный набор знаний и навыков по специальности и устроиться на новую, интересную должность.

б) продвинутые - для тех, кто уже работает, но хочет прокачать один из вопросов управления продуктом или командой.

В этой статье я попытался облегчить выбор курсов для продуктологов (тем, кто хочет ими стать), разобрал 7 курсов и сравнил формы проведения и стоимости, а также их программы, но сперва ответил на самые очевидные вопросы, которыми задается потенциальный продакт-менеджер:

  • На какую зарплату я могу рассчитывать в новой специальности?
    Средневзвешенная зарплата, судя по данным сайта trud.com, в Москве 95000 рублей. Опытные же менеджеры по продукту, а также директор по продукту получают до 330000 рублей, согласно hh.ru.
  • Сколько надо денег на курсы?
    Среди попавших в наш обзор курсов разброс следующий: от 20000 за однодневный курс до 99000 за очный трехмесячный курс от ФРИИ и Продуктовый онлайн-университет Морейниса и Черняка.
  • Сколько времени учиться?

    От 1 дня до 10 месяцев. Но завершение образования не означает, что вы стали продуктологом. Нужна практика! Получайте её везде, где возможно.
  • Готов ли я быть продуктологом? Какие минимально-необходимые навыки?

    Так как продуктолог непосредственно не занимается разработкой, то навык программирования не требуется, но аналитическое мышление и коммуникабельность должны быть на уровне.
  • Насколько легко устроиться?

    На hh.ru более 1000 вакансий по Москве
  • Куда расти из продуктолога дальше?

    В свой бизнес, топ-менеджмент; возможно приглашение в соучредители.


Продуктовые курсы для начинающих

Какой необходимый багаж знаний необходим для трудоустройства на должность продуктолога?

  • Customer discovery & development (CustDev) - подход к процессу изучения потребностей клиентов. Позволяет избегать неоправданных затрат, вовремя понимая велика ли ценность очередной версии продукта для потребителя. Образно выражаясь, важно не только вскарабкаться по лестнице (разработать продукт), но сперва приставить её к нужной стене (выявить и подтвердить потребность в продукте у целевой аудитории). Для этого в рамках CustDev проводятся несколько типов интервью и разрабатываются MVPs (минимально-жизнеспособные продукты) для получения обратной связи от рынка. Затем на основе этой обратной связи вносятся изменения в продукт для повышения вероятности его успеха.
  • Юнит-экономика & Метрики продукта - эти знания позволят принимать решения о развитие продукта на основе данных. Например, с помощью юнит-экономики прогнозируется будет прибыльна или убыточна предлагаемая бизнес-модель проекта или анализируется уже существующая. Метрики продукта позволяют влиять на юнит-экономику всего проекта и являются количественными показателями взаимодействия пользователей с продуктом, которые отражают ключевые моменты жизненного цикла пользователя - активация, вовлечение, монетизация и т.д. Знание этих показателей позволяет своевременно принимать решения о внесении изменений в продукт, искать самые слабые точки, они же точки кратного роста.
  • MVP - это прототип продукта; продукт в минимально-жизнеспособной версии. Он создается только для того, чтобы понять какой продукт нужен на самом деле. Знания как собирать MVP вручную могут сэкономить много времени и денег проекту. Кроме того, чтобы создавать его быстро, надо научиться получать обратную связь от клиентов и делать правильные выводы.
  • UX (User eXperience, часто UX/UI) - дизайн успешного пользовательского опыта. Один из важных этапов в разработке продукта. Изучается и применяется, чтобы продукт был простым, логичным, удобным в использовании, а главное - максимально быстро и эффективно решал задачу пользователя. Важность работы над пользовательским интерфейсом часто недооценена, кажется, что его можно нарисовать на бумажке и запрограммировать. Но это удивительный мир со своими законами и устоявшимися практиками. И ответы на следующие вопросы могут оказаться не тривиальными: где в интерфейсе поместить кнопку входа в личный кабинет? На каком этапе пользовательского путешествия предложить подписаться на рассылку? Какие элементы пользовательского интерфейса и какие сообщения оповестят пользователя об удачной / неудачной транзакции?
  • Маркетинг продукта - продуктовый маркетинг работает не только над привлечением лидов, но и, в отличие от традиционного маркетинга, с уже имеющимися пользователями над их удержанием, приводом ими новых пользователей и т.д. Маркетинг продукта важно изучать, так как работа с уже существующими пользователями положительно влияет на LTV и CAC. А вместе эти показатели составляют основу формулы финансовой успешности продукта. Финансовая успешность продукта = LTV - CAC
  • Управление командой - этот раздел курсов продакт-менеджмента изучает вопросы построения оргструктур; применение методологий Scrum, Agile, Lean, Kanban и др.; вопросы мотивации команд, в том числе удаленных. Все это важно изучать не только, чтобы собрать команду из специалистов с нужным набором компетенций, но и организовать в ней рабочие процессы, которые приводили бы к результатам в срок.

Вот обзорная таблица с фичами* каждого курса, попавшего в обзор. После неё будет немного про каждый в отдельности.

* -  значение 0 указывается, когда о теме прямо не заявляется или не очевидно, что она спрятана внутри другой
* -  значение 0 указывается, когда о теме прямо не заявляется или не очевидно, что она спрятана внутри другой

А теперь обзор по каждому курсу:

  • Нетология совместно с ВШЭ и Рамблером предлагает программу длительностью в 5 месяцев, которую можно посещать как очно, так и онлайн. Стоимость очного курса: 70000 рублей. За это время обещают 5 основных модулей и 11 дополнительных, где рассматриваются вопросы CustDev, управление экономикой продукта, аналитики пользовательских данных и приоритизации фич, UX/UI, а также некоторые аспекты диджитал-маркетинга. По итогам курса - дипломный проект, защищаемый перед практиками отрасли.

    Стоимость: 70000 руб.
    Продолжительность: 5 месяцев
    Количество часов: 70 часов
    Количество участников: 15-25 очно, до 20 онлайн
  • Платформа GeekBrains совместно с Mail.ru Group предлагает за 97000 рублей дважды в неделю на протяжении 10 месяцев учиться следующим аспектам продакт-менеджмента: создание продукта, управление разработкой продукта, аналитика продукта и его экономики, маркетинг продукта.

    Стоимость: 97000 руб

    Продолжительность: 10 месяцев

    Количество часов: ~160 часов

    Количество участников: онлайн

  • SkillFactory позиционирует свой онлайн-курс в формате тренажера (чтение текстов / просмотр видео - выполнение заданий - получение обратной связи от сокурсников и преподавателей - защита дипломного проекта) - за 14 тренажерных занятий рассматриваются следующие вопросы: введение в профессию, анализ рынка и целевой аудитории, разработка MVP, расчет экономики продукта, его маркетинг, а также управление командой. Цена ~30000 рублей, продолжительность 3 месяца.

    Стоимость: 30000 руб.

    Продолжительность: 3 месяца

    Количество часов: 84 часа

    Количество участников: предзаписанные материалы

  • ФРИИ в рамках трехмесячного очного курса за 99 тысяч (занятия дважды в неделю по 3 часа, вечером) делает основной упор на свои любимые методологии: Customer Development, а также UX/UI, не забывая, конечно, про Unit-экономику, управление разработкой и командой, и многое другое.

    Стоимость: 99000 руб.

    Продолжительность: 3 месяца

    Количество часов: 72

    Количество участников: 15-20

  • Продуктовый онлайн-университет позиционируется как “Бесплатная программа акселерации с оплатой после трудоустройства”, 8 недель в онлайн-формате. Бесплатность предоставляется в форме подписания соглашения о передаче половины зарплаты за первый месяц в случае трудоустройства после окончания программы по специальности. Упор на Unit-экономику и метрики продукта, а также процесс Customer discovery / development.

    Стоимость: 99000 руб., но есть возможность и бесплатно
    Продолжительность: 8 недель
    Количество часов: каждый день выкладывают материалы и дают дедлайны по выполнению
    Количество участников: предзаписанные материалы

  • Наряду с длительными программами, есть и обзорные воркшопы, как, например, от Центра Дизайн-мышления, где за 6 часов дается введение в профессию, обозреваются лучшие практики, передовые инструменты. Стоит это удовольствие 20000 за 1 день (6 часов работы).

    Стоимость: 20000 руб.

    Продолжительность: 1 день

    Количество часов: 6

    Количество участников: до 25 человек

Продолжительность от, соответственно, одного дня до 10 месяцев.

Фокус в рассматриваемых темах иногда смещается - как, например, в сторону CustDev в случае с ФРИИ. Но у всех в целом закрываются следующие аспекты: Customer discovery & development, Метрики продукта, MVP, UX, экономика продукта, управление командой.

Курсы для опытных продактов

Теперь о некоторых программах по отдельным аспектам для опытных продактов:

  • Growth Hacking от Growth Academy - очень много положительных отзывов от владельцев продуктов и маркетологов больших компаний (Райффайзен, Моё дело, Mail.ru, Контур Бухгалтерия). Дают полный инструментарий, чтобы начать системно тестировать гипотезы роста и запустить свою Growth Team (Команду роста). Учат проводить эксперименты по всей воронке пользователя от привлечения и активации в продукт до удержания и виральности с помощью 30+ Growth Hacking механик.

    Стоимость: 34000 руб.
    Продолжительность: 2 дня
    Количество часов: 16 часов
    Количество участников: 18 человек
  • Professional Scrum Product Owner от Unusual Concepts - курс фокусируется на углубленном изучении организации работы по скраму с точки зрения бизнеса и прокачивания навыков владельцев продуктов. Цель курса привить владельцу продукта навыки оптимизации бизнес ценности для клиентов, пользователей и организации. Хорошее погружение в скрам, бизнес модели, роль продукта, практика с инструментами impact mapping, story mapping

    Стоимость: 65000 руб.
    Продолжительность: 3 дня
    Количество часов: 24 часа
    Количество участников: 24 человека
  • Симулятор работы продакт-менеджером GoPractice - сам курс спроектирован в виде игры. Он предлагает довольно сложные задания, имитируя работу по продукту. Фокус на аналитике. Рекомендуется уже работающим продуктологам, которые хотят прокачать именно этот навык - управлять продуктом на основе данных. В курс заложено около 100 часов работы. Так что если тратить по 2 часа 6 раз в неделю, то закладывайте 2 месяца на прохождение курса.

    Стоимость: 35000 руб.

    Продолжительность: выбираете сами
    Количество часов: ~ 100 часов

    Количество участников: предзаписанные материалы

P.S. Какой вывод я сделал для себя? Считаю, что лично мне нужно взаимодействие с командой, а также вопросы CustDev с MVP. Именно поэтому сперва съезжу на однодневную мастерскую Центра Дизайн-мышления или пройду онлайн-курс от SkillFactory - там фокус именно на этих темах. Затем обязательно двухдневный курс Growth Hacking - по отзывам от профи это потрясающий опыт погружения в мир «а что так можно было?»

Делайте выбор в развитии себя как менеджера продуктов и меняйте мир к лучшему. Надеюсь, что я помог вам в этом! :)

88
3 комментария

Супер. Спасибо. Мне этот обзор очень скоро пригодится.

Лайк, доброе дело :)

А вот это «Нужна практика! Получайте её везде, где возможно.», по-моему, главная вещь в становлении продакта.
Есть возможность - надо параллельно с курсами пилить свои проекты. Нет - идти работать джуном в прод команды. Не получается - пытаться применять продуктовый подход на текущем месте работы.