Бизнес по прокату оборудования. Потеря ради опыта

Приветствую всех читателей! В этой статье я хочу поделиться опытом и рассказать как спустя 8 лет работы в арендном бизнесе получить страшную шишку на своей голове, а именно пройти через кражу своего ресурса, который по сути я сам отдал человеку.

Собственно о самом бизнесе — заниматься им я начал давно. При этом цели оформить это именно так не было вовсе. Будучи организатором мини-футбольной лиги (ВЛДФ) в далеком 2014 году из простых ничем не примечательных матчей хотелось делать шоу. И одним из элементов в то время виделось именно музыкальное сопровождение. Драйв, популярные треки, атмосфера на матчах… Самое то! Тогда эта задача решалась арендой музыкального оборудования на стороне за 5000 руб — огромные на тот период времени деньги. Не долго думая было принято решение купить оборудование (колонки, микшер, микрофоны). Решение принимал не я, а мои коллеги, которые сами того не зная, позволили в дальнейшем сделать мне первый бизнес.

Надо добавить также то, что я участия в выборе не принимал никакого, т. к. уезжал по программе студенческого обмена за границу и по приезду мне было сказано, что вот есть вот это и с этим мы сможем делать наши классные мероприятия. Состояние, до которого дошло оборудование за 3 месяца меня ужаснуло и волевым решением я взял все под свое крыло и контроль, т. к. к вещам отношусь очень трепетно и мне было больно смотреть во что превратилось оборудование за время моего отсутствия. Надо сказать, что вернулся я из своего путешествия в момент, когда основная масса мероприятий подошла к концу, а это значит оборудование должно было пылиться без дела как минимум до нового сезона, который стартует поздней весной. Помимо этого ни я, ни мои коллеги толком не понимали как правильно им пользоваться и необходимо было изучить теоретическую основу этого процесса.

Изучив материалы в интернете, стало понятно, что:

  • принцип работы у любого подобного оборудования одинаковый и довольно не сложный
  • все, что было куплено — в большей степени не соответствовало потребностям, т. е. подойдя с умом к выбору можно было бы за меньшие деньги получить именно то, что было необходимо на тот момент для мероприятий
  • не смотря на пункты 1 и 2 — в моем управлении оказалось профессиональное оборудование, на котором можно решать задачи посложнее. Уточню, что это были акустические колонки JBL EON 515XT, пульты Soundcraft и Behringer, радиомикрофоны AKG и комплект коммутации. Также была куча проводов, многие из которых совершенно бесполезны, но как я понимал — в магазине было сказано «нам всего и побольше», а в ответ, — «Ни слова больше…». Именно так я описал бы увиденное.

Ну чтож, теперь, понимая что имеется в наличии, для себя я поставил задачу придумать как это грамотно использовать. И самое главное на тот момент в университете я познакомился с терминами амортизации оборудования и тут стало понятно, что необходим ряд действий, который помог бы иметь финансовый ресурс не только для оперативного ремонта, но и для дальнейшего обновления этого оборудования. Гарантия на технику не огромная, а значит этот исход надо было иметь ввиду. Так и появилась первая мысль попробовать сдавать в аренду это оборудование, дабы иметь какой-то фонд для упомянутой выше амортизации.

При этом базовым принципом я решил установить доступность и простоту. У нас был опыт: нужно было иметь внушительную на тот момент сумму денег за подобный комплект, оставить залог, приехать в определенное время и место и также не позднее обозначенного часа вернуть все обратно. При этом не было никаких инструкций, объяснений как пользоваться такой техникой и все приходилось постигать методом научного тыка, что могло повлиять на работоспособность техники. Забегая вперед скажу, что именно этим методом пользовались уже со своим оборудованием мои коллеги и конечно кое-что умудрились сломать.

Итак, сформированы принципы:
1. Доступность (финансовая)
2. Простота в использовании
3. Доставка и подключениеСформировать их было не сложно. Я просто подумал о том, что необходимо сделать для человека, чтобы он не испытывал неудобств, которые были у меня. Соответственно тут был определен перечень действий: принять заказ, привезти по адресу, установить, все подключить, рассказать как пользоваться и потом забрать назад. Ценовую политику установил без грамма соображения — самую низкую на рынке. И как оказалось, это дало результат.

Первые заказы были очень волнительны, плюс люди не понимали почему такой сервис за такие маленькие деньги. Я объяснял, общался и вел себя исключительно с дружественной стороны. Надо сказать опыт работы официантом во время моего отсутствия сказался на моих коммуникативных навыках. По факту я опустил рынок в цене, дав при этом качество и сервис. Заказы полетели, в них я узнавал новые технические нюансы, обретал постоянных заказчиков, но главное неизменно следовал базовым принципам.

И тут наконец можно начинать раскрывать тему статьи. Работая в этом бизнесе с 2014 года менялся я, менялись подходы, понимание и многие другие вещи. На мой взгляд из самоучки вышел очень неплохой результат, который по сей день дает мне хороший доход. Однако, во всех этих изменениях, а точнее в потоке заказов, я начал отходить от одного из важнейших принципов — доставка и установка. По сути своей это не только пункт упрощения жизни заказчику, но и элемент уверенности для себя. Ведь когда незнакомый человек хочет арендовать оборудование стоимость несколько сотен тысяч рублей, хочется видеть ответственного, надежного, порядочного гражданина, который будет относиться бережно к чужой вещи… но вы понимаете, что это так не работает. К чужой вещи, человек не будет относиться так, как относится к свой. Кто бы что ни говорил, в 98% случаев это так. Я знаю, что есть те 2%, которые все же не такие, но уверен, что многие согласятся, что когда не твое, оно и не очень то жалко. А помимо бережливости есть же опасность того, что это могут просто напросто украсть. Да, у меня были случаи поломки, разные ситуации когда я с боем забирал свое, потому что люди банально были пьяны от «любви»… но всегда я возвращал свое оборудование назад и как минимум знал куда я его отвез и где оно находится.

Но вот настал тот день, когда меня таки развели. Скажу сразу, что сейчас дело находится в том состоянии, когда я могу не принимать заказы, имеющегося парка техники не хватает на количество запросов. И скажу так, что сейчас я перешел работать преимущественно с теми первыми постоянными заказчиками (в основном ведущие и диджеи), но при этом так называемые заказы со стороны все также поступают. Понятно, что не все заказы имеют большой набор и часто люди берут в аренду микрофон, стойку, портативную колонку — ну в общем единичные позиции. На такие заказы я предупреждаю людей, что в силу невыгодности доставки (везти в другой конец города за 1000 руб аренды, при этом потратить деньги, время и еще ехать потом обратно) я могу привезти только, если мне будет удобно и по пути, в других случаях приезжайте и забирайте самостоятельно. Схема нормальная, рабочая, но однажды она дала сбой, показав все слабые места, как мне казалось в идеально отлаженном процессе. Было это так.

Как обычно звонок с авито и мужчина спрашивает есть ли портативная колонка в аренду. Я описываю условия, говорю, что необходим паспорт для заключениях договора. Он сообщает о том, что приедет в течение часа. Прошло 2 часа, я более того уже забыл про него и выехал в сторону дома. Тут вновь звонок и он говорит я буду через 15 мин. Конечно я был не рад, но т. к. недалеко отъехал, решил вернуться в офис, чтобы все сделать. Далее зашел мужчина с женщиной и мы начали стандартную для меня процедуру. Заключили договор в 2-ух экземплярах, произведена оплата за аренду, я показал и рассказал что и как. Внешний вид не скажу, чтобы был особенным, но подозрение вызывал. Однако тут я, опытный арендатор, понимая что 1000 раз уже подобный процесс проходил со спокойной душой отпускаю их и собственно понятно, что с концами. Далее звонки на телефоны, невнятные слова в трубку и после ничего. Понимая, что колонку у меня увели, я начинаю искать пути решения, и конечно натыкаюсь на нее в ломбарде. Далее обращение в полицию, заявления и т. д.

Длительная история по изучению процедуры и сейчас хотел бы написать для всех, кто вероятно занимается подобных бизнесом, какие вещи обязательно необходимо делать, чтобы не попасть в ту же ситуацию.

  • Обязательно заключать договор. В договоре уделить внимание спецификации передаваемого оборудования. Главное, чтобы был указан серийный или какой-либо другой номер на оборудовании, в спецификации и в документах на покупку. Конкретно у меня проблема была в том, что договор не был привязан к колонке этим номером и фактически нельзя было доказать, что колонка, которая стоит в ломбарде — действительно моя. Идеально, если вы сделаете скрытый номер, укажете его на оборудовании, в инвентаре и в документах на покупку. А при покупке просите серийный номер указать в документах, т. к. у меня там этот номер также отсутствовал.
  • Делайте не только фото паспорта, но и фото паспорта с человеком, как это делают при оформлении кредитных и дебетовых карт банковские работники. Не лишним будет фото человека с техникой.
  • Установите камеру видеофиксации в офисе. Достаточно простую без изысков, просто фиксировать факт и возможность доказать, что именно эти люди были у вас в определенное время. Т. к. потом искать человека по фото в паспорте — история не очень.

Ну и в завершение расскажу о том, как эта история завершилась, а может и еще нет. После многих попыток совместно с полицией найти человека, мне было сказано, что история не решается и можно забыть. Да, в отделении также мне сказали — ну ты же бизнесмен, купишь себе еще… После этого я решил поехать самостоятельно по адресу регистрации и как ни странно, по этому адресу проживают все мои обидчики. Живут и радуются. В ходе общения выяснилось, что женщина, на которую был оформлен договор, недавно вышла из тюрьмы и все свободное время она проводит либо в полиции, либо промышляет подобным образом и сдает через посредников вещи в ломбард. Взять с нее нечего, судиться — да пожалуйста, видимо в местах не столь отдаленных человек бывает, как в санатории. И тут встает дилемма: забить на нее и учесть ошибки в будущем или использовать какие-то более радикальные вещи и добить эту историю как минимум для собственного успокоения?

В правовом же поле ситуация такая: если она признает, что сдала оборудование в ломбард и деньги потратила, то это уголовное дело. Если скажет, что колонку она выкинула или что-то такое, то это неисполнение бытового договора и длительная процедура разбирательства. Забегая наперед — человек имеет в собственности долю в квартире и больше ничего. Собственник не единый, поэтому эту долю приставы забрать не смогут. Вот и круг замкнулся, что ни товар, ни деньги уже обычным путем не вернуть. Вот такая история, интересно послушать что вы думаете об этом. Не совершайте моих ошибок, надеюсь кому-то этот материал поможет. Всем спасибо за прочтение!

1616
26 комментариев

Ты серьёзно считаешь это «бизнесом» и занимаешься им уже 8 лет??
Чувак, это максимум самозанятость, на подножном корме.
Типа как валежник собирать.

7

Для меня да, процесс, который приносит мне прибыль на размер которой я могу влиять я определяю как бизнес, самозанятость тоже подойдёт, не вижу в этом ничего особенного.

2

Занимался подобным в 2007-2009 годах. Самостоятельно доставлял, ждал, забирал. Это не было сильно бизнесом. Все друг друга знали. Только начинали появляться истории про то, что в теории возможно кидалово. Но сам с таким не сталкивался.

Спасибо за историю, прочитал с удовольствием

2

Как же тяжело было читать текст

2

Так зачем читали?)

вы в 2022 году сдавали в аренду колонки?да даже в 2014 кому это нужно было

1