Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

Мы оценили вашу реакцию на прошлую статью с разбором СитиДрайв, изучили оставленные комментарии, и теперь готовы продолжить эту рубрику. Благо поставщиков такого контента у нас в стране пока достаточно. Так что встречайте: Делимобиль!

Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

Развитие конкуренции на данном рынке отражается не только в автопарке и условиях каршеринга, но и в юридической составляющей работы таких компаний. Есть множество аналогичных положений в договорах, но встречаются и различия, причем достаточно существенные.

Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

Начнем с того, что “бумажек” у Делимобиль с виду гораздо больше. Тут есть договор присоединения, договор аренды транспортного средства, а еще несколько приложений к ним. Конечно, в данной компании тоже открещиваются от того, что они не оказывают услуг по прокату, о чем прямо прописано в преамбулах к договорам. Как помним, из прошлой статьи, это не имеет серьезного значения с юридической точки зрения.

Прежде, чем приступить к аренде автомобиля, необходимо прочитать все и согласиться со всем, что там написано.

На что мы согласны?

Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

Несмотря на гарантированную Конституцией личную жизнь и свободу, Делимобиль вправе осуществлять фото- и видеофиксацию в ТС, а также аудиозапись разговоров (п. 9.3.2 Договора присоединения). Так что и у них в машине вам не добиться приватности и уединения. Возможно в Яндексе мы будем свободны от всевидящего ока. И не вздумайте блокировать или затруднять работу записывающих устройств, это уже запрещено п. 4.3.4 Договора аренды.

Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

Очень много внимания в договорах уделяется вопросу фиксации транспортного средства перед началом его эксплуатации. К этому и вправду нужно отнестись серьезно, поскольку внешние повреждения или иные недостатки транспортного средства (далее - ТС), сведения о которых не были направлены Арендодателю при принятии ТС в аренду и выявлены после окончания аренды, считаются возникшими в период вашей аренды (п. 7.12 Договора аренды). Нужно быть очень внимательным и максимально использовать предоставленную вам возможность зафиксировать все недостатки ТС. Смотрите внимательно, иначе потом придется платить.

Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

Если же вы решили воспользоваться услугами каршеринга в Нижнем Новгороде, то прежде чем приступить к движению нужно не только все сфотографировать, но и продезинфицировать салон (п. 4.2.18 Договора аренды), иконку поставить.

Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

Возможно вы решили на арендованном автомобиле подвезти отдохнувших друзей, то прежде чем сделать это, убедитесь, что они не пьяны или чего хуже. Договором аренды (п. 4.3.22) запрещено их транспортировать. Придется как-то самим добираться. Ну или второй вариант: возьмите с них за услугу “трезвый водитель” 15 000 рублей. Именно такой штраф предусмотрен за нарушение условий Договора аренды (п. 21 Положения о штрафах).

Такой штраф применим ко всем положениям договора, по которым не предусмотрено отдельных штрафов. Так что тут можно разгуляться по полной.

А что так можно было?!

Да, в Договоре достаточно подробно описаны условия ответственности, случаи, когда она наступает, а также штрафы.

Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

Вот, к примеру, взяли на прокат Audi и решили вспомнить молодость или погоняться с героями Форсажа. Сначала с вас спишут 15 000 рублей (п. 8 Положения о штрафах) за то, что нарушаете пп.4.3.14-4.3.15 Договора аренды за участие в соревнованиях либо за опасное вождение/дрифт. Это только при отсутствии вреда Арендодателю или третьим лицам. Если же не неоднократно “играли в шашечки” или в результате опасной езды причинили кому-то вред, то заплатите уже 110 000 рублей. еще к этому можно добавить 20 000 рублей штрафа за превышение скорости 150 км/ч (п. 9 Положения о штрафах).

Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

В автомобиле при этом нужно следить за чистотой и порядком. Не позволяйте никому клеить наклейки - это обойдется вам в 5 000 рублей (п. 1 Положения о штрафах). Небольшие загрязнения (до 10 см) и в количестве не более 3 шт. стоят 200 рублей, а вот существенные загрязнения (сюда относят и следы обуви) обойдутся уже в 3 000 рублей за один элемент, а если их несколько - 5 000 рублей. Поэтому в машине не есть, за руль садится только в бахилах и, в принципе, лучше ничего не трогать, а то поездка будет дешевле уборки. Мусор при этом оплачивается отдельно - 500 рублей.

Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

Ладно мусор оставили и 500 рублей заплатили, но если вы вдруг оставите ТС с запущенным двигателем, открытыми окнами/дверями в ситуации потенциально возможного повреждения/угона ТС, то заплатите 20 000 рублей штрафа (п. 15 Положения о штрафах).. При этом не указано, что такой штраф взимается при наступлении негативного сценария (угона, повреждения или хищения имущества из ТС).

Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

Курение не только вредит вашему здоровью, но и кошельку. Не забывайте, что в автомобиле могут быть камеры, а если они заметят пристрастие к никотину, то ожидайте штрафа в размере 7 000 рублей (п. 17 Положения о штрафах).

Положение о штрафах содержит ряд других позиций, которые могут вас сильно расстроить. Однако, не только там скрыты финансовые ловушки.

Хуже штрафов только еще штрафы.

Раздел 7 Договора аренды посвящен ответственности сторон за нарушение положений договора. Многие из пунктов предоставляют каршеринговой компании право и возможность немного озолотиться за счет своих пользователей.

Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

Начнем с п. 7.6 Договора аренды, по которому с Арендатора могут взыскать штрафную неустойку за совершение действий (бездействия), повлекших за собой привлечение Арендодателя к ответственности и наложение административного штрафа - в размере 10% от размера убытков, но не менее 175 рублей за каждый административный штраф. Такая неустойка суммируется с другими специальными неустойками.

Получается, если вы совершили административное правонарушение, за которое вас или Арендодателя привлекли к административной ответственности, то, будьте добры, положите 10% в копилочку каршеринга. А еще говорят, что неизбежны две вещи - налоги и смерть. Пора сюда добавить и штрафы каршеринга.

Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

Аналогичное положение было и у СитиДрайв, но Делимобиль решил пойти дальше. В силу п. 7.11 Договора аренды административный штраф, а значит и штрафная неустойка, должны быть уплачены независимо от того, были фактически оплачены соответствующие административные штрафы или нет. Кажется, где-то тут затерялись нормы про неосновательное обогащение. Хотя нет, это еще не все.

Законом (ч. 1.3 ст. 32.2 Коап РФ) предусмотрено, что в определенных случаях можно оплатить только 50% штрафа. Важное условие, что штраф должен быть уплачен в течение 20 дней с момента вынесения постановления. В Договоре аренды это учли, но так, чтобы понравилось только каршерингу.

Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

Заплатить 50% штрафа Арендатор может только в течение 5 дней с момента получения уведомления от Арендодателя. Если не успел, то платить нужно 100% штрафа. При этом, в Договоре аренды оговорено, что обработка административных штрафов и направление уведомлений осуществляется Арендодателем в порядке очередности. А если вам своевременно не направили такое уведомление и арендатор потерял возможность оплатить штраф со скидкой, но это не является основанием для предъявления каких-либо претензий к Арендодателю.

Получается, что возможна ситуация, в которой Арендодатель заинтересован в том, чтобы оплатить административный штраф самостоятельно со скидкой в 50%, потом затянуть с отправкой уведомления Арендатору по причине большой загруженности. В итоге, взыскать с Арендатора 100% штраф + 10% штрафную неустойку. Вроде все четко получается, да и в полном соответствии с Договором аренды.

Конечно, наличие таких пунктов и лазеек не означает, что ими будут пользоваться. Однако, лучше быть проинформированным о таких возможностей, чтобы избежать неблагоприятных ситуаций.

Одна неприятная ситуация произошла с клиентом Делимобиль, который решил бороться за свои права и пожаловался в региональный Роспотребнадзор. Уполномоченный орган провел проверку и выявил ряд нарушений, с которыми Делимобиль не согласился и их спор перерос в судебную плоскость.

Суд решает

Дело получилось достаточно интересным и продолжительным. Спор доходил до кассационной инстанции, где дело вновь направляли на пересмотр. В последующем уже Верховный Суд Российской Федерации окончательно утвердил решение по делу.

Роспотребнадзор, рассматривая жалобу гражданина, пришел к выводу, что Договор аренды и Договор присоединения содержат нормы, нарушающие права потребителя. В частности, имелись пункты, ограничивающие подсудность спора, право выбор способа оплаты услуг, изменяющие сроки рассмотрения требований потребителя, а также иные факты злоупотребления правом со стороны каршерингового сервиса.

Часть доводов Роспотребнадзора судом принята во внимание и соответствующие пункты договоров признаны судом противоречащими действующему законодательству. В настоящее время данные нарушения из действующей редакции договоров устранены или изменены.

К примеру, ранее Договором присоединения устанавливалась пеня за просрочку исполнения денежных обязательства в размере 0,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки. Суд посчитал, что это в 25 раз превышает размер ответственности, установленный законодательством (около 0,02% в день). Сейчас в договоре размер пени составляет 0,1% от суммы задолженности.

Мы также в своей работе сталкивались с жалобами клиентов на работу каршерингового сервиса. В одном из недавних примеров сотрудники компании проявили себя достойно и правильно отреагировали на досудебную претензию, отменив назначенный штраф в размере 15 000 рублей за езду вне дорог.

Полагаем, что как и в любой другой ситуации, за свои права нужно бороться. Если вы столкнулись с несправедливостью, то смело обращайтесь к нам на сервис. Мы поможем. И помните: отстаивать свои права с DestraLegal - это просто!

155155
113 комментария

Возможно вы решили на арендованном автомобиле подвезти отдохнувших друзей, то прежде чем сделать это, убедитесь, что они не пьяны или чего хуже. Договором аренды (п. 4.3.22) запрещено их транспортировать. Придется как-то самим добираться. Ну или второй вариант: возьмите с них за услугу “трезвый водитель” 15 000 рублей.

Это какой-то прикол. Уверен, что большинство юзеров даже не подозревали.

31
Ответить

Большинство юзеров вообще не читали и не будут читать договор

34
Ответить

Если установить в каждой машине датчик на перегар, то он окупится в первую неделю)

4
Ответить

Думаю это формальная запись на случай определенных моментов. К примеру ты уебался в столб и у тебя полный багажник укурков. Приехали менты всех повязали и они же на экспертизе определили -пьян ты или нет. До экспертизы есть признаки алкогольного или наркотического опьянения, но фактов доказывающих это - НЕТ. Возможно у ДЕлимобиля игла в жопу вонзается при посадке и берется кровь - но этого нет в договоре =)

1
Ответить

Сразу видно, что договор писали страховщики. Исходя из случаев, когда пьянь в салоне мешает водителю вести машину.

1
Ответить

Если сравнивать по договору - какой в итоге каршеринг лучше?

2
Ответить

МетроМобиль

76
Ответить