Почему ваши новички хуже моих

Как-то раз я устроилась на работу в канун Нового года. В офисе была дикая суматоха, все получали подарки от подрядчиков, пили глинтвейн в обед и были максимально заняты.

Мой руководитель был занят больше всех, поэтому времени поговорить с ним совсем не было. Мне оставалось сидеть в уголке и самостоятельно что-то изучать. А когда я вернулась на работу после праздников, ничего не изменилось, и я словила Макконахи примерно на ближайшие четыре месяца.

Это я всё к чему — компания могла сэкономить немало денег, если бы мне провели полноценное обучение и вручили чёткий план работ. Поэтому для своих сотрудников я разработала онбординг-план, чтобы их погружение происходило более стремительно, чем моё.

Зачем учить

Вроде бы вещь очевидная, что новичка нужно обучать, но многие думают «лучше кинуть его в работу, чтобы побыстрее разобрался». Нет, не лучше. Все компании разные, а бизнес бывает настолько специфичным, что предыдущий опыт ну вообще не помогает (например, авиация или фарма).

Ниже — список причин, по которым обучение новичков нужно и работодателю, и сотруднику.

Зачем онбординг сотруднику

  • Чтобы сотрудник не чувствовал себя брошенным.
  • Будет легче влиться в коллектив (можно устроить пьянку в первый день, но есть вероятность, что он никого не вспомнит).
  • Сможет погрузиться в процессы и задачи. (Вспомните, когда вам скидывали проект с середины или конца, насколько вы были счастливы по шкале от 0 до 10?)
  • Сможет наладить контакт с руководителем.

Зачем онбординг руководителю

  • Экономите деньги компании, сразу вручаете сотруднику лопатку, которой он может начинать копать.
  • Экономите своё время в будущем (если не хотите, чтобы новый сотрудник ходил за вами по пятам, как варан за жертвой, в ожидании ответов).
  • Сможете близко познакомиться с новым человеком, чтобы лучше понимать его мотивацию и поведение.
  • Сразу поймёте, какие зоны сотруднику понятны, а за чем нужно последить.

Не думайте, что все знают, как использовать ваш офисный принтер и где сидит кадровик Оля, ну такая светленькая, с каре.

Что важно сделать в первые два дня

  • Неформальное знакомство. Круто же узнать, что ты не один в детстве ходил на русские народные танцы! Лучше всего для этого подходят совместные обеды.
  • Провести экскурсию по офису, показать, как пользоваться кофемашиной, и рассказать о том, что у вас принято ругаться матом, а пить кофе только на кухне.
  • Помочь с оформлением всех документов. Не думайте, что все знают, как использовать ваш офисный принтер и где сидит кадровик Оля, ну такая светленькая, с каре.
  • Показать рабочее место и дать всё необходимое (да, я считаю, что это забота руководителя). Ещё можно приготовить небольшой подарок, если у вас в компании они не предусмотрены. Например, шоколадку или красивый блокнот.
  • Написать всем welcome-письмо с фотографией новичка и провести его по офису для личного знакомства.
  • Рассказать о компании, структуре отделов и взаимодействии с коллегами.
  • Рассказать ещё раз обо всех бенефитах компании (у нас в S7 вот дешёвые перелёты по всему миру).
  • Поделиться корпоративными традициями: по сколько скидываемся на ДР, как принято отмечать, все общаемся на «ты». Я в своё время собрала словарик внутренних аббревиатур, потому что у нас есть множество никому не знакомых терминов. Что бы вы подумали, услышав фразу «Этот пакс получил неправильную EMDшку, потому что не указал на МУБе, что он ЧЛП»?

Первая неделя

Первая неделя — самая важная, второго шанса произвести первое впечатление у вас не будет. Мой онбординг-лист выглядит как Ехсel-документ с заданиями на неделю, полезными ссылками, списком необходимых для работы ресурсов и инструкцией, как получить доступы.

В зависимости от того, сколько у вас времени и материалов, можно варьировать время на самостоятельное изучение и личное общение. Но я рекомендую уделить новому человеку максимальное количество времени. Обязательно стоит встречаться в конце каждого дня и спрашивать, какие появились вопросы и что нового было за сегодня. Чем больше сотрудник перескажет новой информации, тем лучше она запоминается.

Вот ссылка на пример недельного плана погружения для бигдатого маркетолога. В нём я оставила только вкладку с заданиями на неделю.

Ниже — коротко, о чём там речь.

Лист 1. Задания на неделю

  • Оформить все документы.
  • Изучить фирменный стиль компании.
  • Изучить сайт, мобильное приложение.
  • Изучить программу лояльности и зарегистрироваться в ней.
  • Познакомиться с планами отдела и компании.
  • Прочитать презентации и исследования по отрасли (авиакомпания, пассажиры).
  • Познакомиться с отчётами (годовые достижения, отчёты по запущенным акциям и спецпроектам).
  • Подробное знакомство с каждым специалистом команды. И ради бога, дайте коллегам самим рассказать, чем они занимаются. Даже если вашему сотруднику не надо заниматься SMM, ему стоит пообщаться с SMM-менеджером, чтобы понять, как у него устроена работа, с какими вопросами к нему можно приходить. Я закладываю по часу на такие встречи с каждым менеджером.
  • Знакомство с другими отделами. Желательно тоже провести встречи по часу с руководителями, чтобы они рассказали, за что отвечают.
  • Изучение программ и систем, с которыми мы работаем, и получение доступов (админка, аналитика и так далее).
  • Небольшие «боевые» задачки.
  • Знакомство с подрядчиками.

И не забудьте отправить новичку все приглашалки на повторяющиеся события (еженедельные планёрки, заполнение отчётов и так далее).

Лист 2. Полезные ссылки

Например, издание tnooz, которое пишет про авиацию, подборки продуктового дизайна Юры Ветрова, сайты Awwwards, Dribble и так далее — в зависимости от должности.

Многие стесняются спрашивать «что бы такое почитать по работе», чтобы не прослыть тупицами. Но в интернетах стало так много информации, что если вы нашли по-настоящему классный сайт, то обязательно делитесь!

Лист 3. Явки и пароли

Вот тут самое интересное. У нас более 40 разных ресурсов: админки, Jira, Confluence, Invision, Tableau, GA, Appsflyer, Appfigures и ещё гора различных сайтов. Я вспоминала и дописывала эту табличку не меньше месяца. Самое главное в ней — памятка, к кому и как обращаться за доступом. Все, кто работают в компании давно, перестают помнить такие детали, и документ нас очень спасает.

Что дальше

После того как боец обучен, знаком со всем и влит в команду, можно выдавать ему среднесрочные задачи на три месяца. И обязательно запланируйте обратную связь с сотрудником по итогам одного, двух, трёх месяцев, пока его не заразили болезнью «мы всегда так делали».

До тех пор он может рассказать о странных и неоптимальных процессах и предложить улучшения. И не забывайте спрашивать «Как у тебя дела?» и «Что мы могли бы делать лучше?».

Удачного вам погружения!

Напишите мне свои впечатления, если однажды воспользуетесь этой статьёй.

4747
19 комментариев

Хорошая статья, такое правда редко встречается. Обычно показывают стол, стул и говорят "ну вот, тут ты и будешь работать, удачи"

8
Ответить

Хороший материал, спасибо. Еще практикуют параллельное обучение всем премудростям на новом месте и работу одновременно. Имхо, не самый удачный вариант, хотя помогает сотруднику быстрее вливаться.

5
Ответить

Спасибо, Леонид.
По опыту сколько времени уходит на такое погружение? Получается легче, если растянуть своё время на обучение нового человека?

1
Ответить

Хорошая статья по делу! Пиши еще :)

1
Ответить

Прекрасный материал для адаптации сотрудников.

1
Ответить

Интересная статья! Уверен она будет полезна не только руководителю но и соискателю.

1
Ответить

Статья действительно отличная. И метод поможет сгладить стресс и быстрее влиться в работу и коллектив. Но. Усвоит ли новичок такое количество информации за такой короткий срок? В "естественном" привыкании все же знакомство со всеми "олями" из бухгалтерии, подрядчиками и кофеварками и происходит постепенно, шаг за шагом.

Ответить