Делаем эффективную бизнес-презентацию в 2023 году

Бизнес презентация – незаменимый инструмент коммуникаций большинства организаций со своими партнерами и клиентами. Она позволяет визуально передать важную информацию о компании или продукте и побудить к аудиторию к действию. Сегодня мы поговорим и покажем особенности создания бизнес презентаций.

Цели и задачи

Я, вместе со своей компанией давно работаю в сфере создания презентаций и создаю на заказ несколько сотен бизнес презентаций в год. В этой поделюсь нашими инструментами и методами создания таких бизнес презентаций, как инвестиционные презентации проектов (Pitch deck), коммерческие предложения, спонсорские пакеты, презентации для продаж и другое. Постараюсь все техники демонстрировать на примерах.

Важно: в этой статье вы не найдете общую информацию о создании презентаций, а также различные платформы, на которых в теории можно создавать презентации. Предполагается, что вы владеете базовыми навыками PowerPoint или Keynote.

Бизнес презентация для чтения и ее отличия от презентаций для выступления

Стоит сделать акцент на одном важном моменте, который был стимулом написания этой статьи: бизнес презентация для чтения и презентация для публичных выступлений – это два абсолютно разных типа презентаций.

Вот их основные отличия:

  • Метод распространения. Бизнес презентации в большинстве случаев рассылаются дистанционно по электронной почте, либо демонстрируются через ноутбук или планшет лично человеку. Презентация для публичных выступлений в основном показывается на большом экране, через проектор.
  • Присутствие спикера. Бизнес презентация не требует спикера, так как в ней содержится вся необходимая информация для понимания ключевого предложения. Презентацию для публичных выступлений невозможно понять без спикера, так как иногда в презентации фигурируют только картинки и графики на весь экран. Более того в презентациях для публичных выступлений весь фокус должен быть на спикере, а его презентация лишь вспомогательным инструментом для демонстрации его слов.
  • Объем текста. В идеальной презентации для публичных выступлений вообще нет текста, максимум одно слово или короткий тезис в одно предложение; все остальное - картинки (посмотрите презентации Стива Джобса). В бизнес презентациях может быть достаточно много текста с кегль 12 и 14. Были даже примеры, когда использовался кегль 8 и 10, но это больше в сторону презентаций для кейс-чемпионатов и презентаций по финансовым отчетам и аналитике.
Положение бизнес-презентаций в сетке презентационных материалов.
Положение бизнес-презентаций в сетке презентационных материалов.
  • Формат экспорта. Где бы вы ни создавали свою бизнес презентацию, ее оптимальным форматом экспорта будет PDF, для того чтобы ваши клиенты смогли прочитать ее с любого устройства, в том числе и с телефона. Презентация для выступления может иметь более широкий спектр форматов, потому что спикер сам следит и настраивает экран. Я лично создаю презентаций в PowerPoint с установленной надстройкой Slider AI. С помощью надстройки можно сразу выгрузить презентацию в PDF, что очень удобно.

Вывод: можно относиться к бизнес презентациям как к документам или отчетам с ключевым предложением, которые были оформлены не в Word, а в PowerPoint. Думаю, ни для кого не секрет, что это происходит в связи с ускорением времени в нашем цифровом мире, и все чаще приходится использовать визуальный метод коммуникации с клиентами и партнерами.

5 полезных советов и техник при создании бизнес презентаций

1. Используйте интерактивную навигацию

В PowerPoint сбоку слайда можно вставить иконки или фигуры и сделать из них гиперссылки на другие слайды. Это очень хорошее решение для презентаций объемом до 10 слайдов. Качественная навигация с иконками решает две проблемы: позволяет читателям быстро переходить в нужный раздел и помогает понять, где вы сейчас находитесь в презентации.

Кстати, искусственный интеллект Slider AI подбирает иконки и фигуры за вас. Просто выберите стиль, а остальным сделает наша нейросеть.

Важно: если вы используете навигацию, то можно не делать нумерацию слайдов – просто на каждом слайде выделите пункт в навигации, на котором сейчас находится читатель. Прикрепляю интересные примеры такого приёма из наших рейсов.

Практический пример точечной навигации внизу слайда
Практический пример точечной навигации внизу слайда
Практический пример навигации иконками слева слайда. На нужном слайде иконка становится цветной.
Практический пример навигации иконками слева слайда. На нужном слайде иконка становится цветной.
2. Идельное количество слайдов в бизнес презентации – 10

Да, именно так. Если не верите мне, то поверьте Гаю Кавасаки, который разработал правило 10 20 30: 10 слайдов, 20 минут на выступление и 30–ый шрифт в презентации. Бесспорно соглашаюсь с ним, но 30-й шрифт оставлю в рамках презентаций для выступления.

3. Ориентация слайда 16:9, а не 4:3

Привычка ставить 4:3 пришла от формата проекторов, и PowerPoint в ранних версиях делал эту ориентацию первичной. Но большинство экранов, с которых будут читать вашу презентацию клиенты и партнеры будут с ориентацией 16:9. Такие слайды легче разделить на 2 и 3 части, что дает вам больше места для размещения смысловых блоков. Кстати, в последних версиях PowerPoint сделал первичной ориентацию 16:9.

4. Модульная сетка для бизнес презентации

Лично я считаю, что правильное использование модульной сетки - это 50% успеха качественного дизайна в вашей презентации. Я не собираюсь углубляться в тонкости создания модульной сетки, но хочу вам порекомендовать: с помощью направляющих сделайте рамку для вашей презентации cотступом по бокам слайда.

От верхнего и нижнего краев рамка должна отступать на такое же расстояние. Направляющие в PowerPoint можно добавить таким образом: Правая кнопка мыши–> сетка и направляющие -> добавить направляющие, а дальше перетаскиваете ее в нужное место.

Зачем она нужна?

Она сможет обезопасить вас от перегруженности слайда. И если ваше содержание не влезает, то это сигнал к тому, чтобы разделить слайд на два, либо сократить объем информации до самых важных тезисов.

Пример модульной сетки
Пример модульной сетки
Без сетки
Без сетки

Кажется, что слайд создан без модульный сетки, но это не так:

Практический пример использования модульной сетки в презентации для Кенийской мебельной сети
Практический пример использования модульной сетки в презентации для Кенийской мебельной сети
5. В бизнес презентациях можно использовать темный фон

Очень частый комментарий от сторонников правил публичных презентаций – не использовать темный фон. Если вы не планируете печатать эту презентацию и разориться на картриджах, то можете смело пробовать писать белым по черному - это позволит вашей презентации выделиться на фоне остальных.

Важно: если решились на это, то текст вставляйте исключительно белым, так как нужно сохранить максимальный контраст на слайде.

Практический пример на основе презентации кадрового агентства
Практический пример на основе презентации кадрового агентства
Практический пример на основе инвестиционной презентации немецкого стартапа:
Практический пример на основе инвестиционной презентации немецкого стартапа:

Особые типы бизнес презентаций

В этой части статьи я хотел бы выделить особенности создания инвестиционной презентации и презентации коммерческих предложений.

Структура инвестиционной презентации проекта (Pitch Deck)

Нам приходилось создавать действительно много инвестиционных презентаций, особенно для проектов из США. В частности для компаний силиконовой долины и ведущих акселераторов.

Я думаю, как инвесторы, так и стартапы согласятся со следующими структурами слайдов, которые обязательно должны присутствовать в инвестиционной презентации. Если нет, то буду рад почитать ваше мнение в комментариях.

Структура слайдов инвестиционной презентации (Pitch Deck) по мнению Гая Кавасаки:

  • Постановка проблемы
  • Предлагаемое решение
  • Бизнес – модель проекта
  • Уникальная технология, которая позволяет решить эту проблему
  • Методы продвижения продукта (маркетинг и продажи)
  • Конкуренты и текущие альтернативы
  • Краткое описание членов команды
  • Долгосрочный план
  • Текущий статус проекта в этом плане
  • Итог и призыв к действию

Структура слайдов от Sequoia:

  • Цель компании
  • Постановка проблемы
  • Предлагаемое решение
  • Почему сейчас?
  • Расчет объем рынка
  • Конкуренты и текущие альтернативы
  • Продукт
  • Бизнес – модель проекта
  • Команда
  • Финансы

Структура слайдов от Docsend:

  • Цель компании
  • Постановка проблемы
  • Предлагаемое решение
  • Почему сейчас?
  • Расчет объем рынка
  • Продукт
  • Команда
  • Бизнес – модель проекта
  • Конкуренты и текущие альтернативы
  • Финансы

В последних двух вариантах хочу отметить очень хороший слайд – «Почему сейчас?». Он особенно актуален в наше время, когда у каждого второго есть свой стартап и нужно убедить инвестора, почему он нужен обществу именно сегодня.

К чему все это?

Презентация проекта инвестору – это высший и наиболее сложный уровень продаж. Большинство компаний могут взять за основу эту структуру и убирать по необходимости не нужные блоки в своих презентациях для B2B продаж, спонсорских пакетах, презентациях о партнерстве и тд. Многие предприниматели даже не задумываются, какую проблему они решают для клиента, почему он должен заказать именно сейчас, какая цель компании (кроме финансовой) и ее место в обществе.

Структура презентаций коммерческих предложений

Здесь со мной могут многие не согласиться, поэтому мне будет интересно почитать ваше мнение в комментариях. Дело в том, что до сих пор у большинства компаний принято коммерческие предложения писать на листе А4.

Я немного проанализировал историю и выяснил, что это идет из далекого прошлого, когда все предложения о партнерстве составлялись в виде писем. Кстати, вот ссылка, если вам интересно посмотреть на английскую версию этих писем. Если забить в поиск коммерческие предложения, то можно увидеть это:

Не самые удачные коммерческие предложения
Не самые удачные коммерческие предложения

Я понимаю, что здесь идет экономия на дизайне, но это же лицо вашей компании.

Предлагаю вам:

  • Один раз сделать качественный шаблон Коммерческого Предложения в PowerPoint для постоянного использования, а потом менять только текст индивидуально под клиента.
  • Сделать эту презентацию в формате А4 с альбомной ориентацией для печати.
  • Не делать много слайдов, максимум 5. Уникальное предложение товара или услуги для конкретного клиента. Почему лучше чем у конкурентов? Почему стоит воспользоваться предложением именно сейчас (распродажа, скидки, сезон и тд). Детали предложения, технические характеристики (опционально в зависимости от сферы). Контактная информация с призывом к действию.

Иногда невозможно уложиться в 5 слайдов из-за 4-го пункта. Частый пример – коммерческое предложение на разработку сайта. Приходится расписать технические особенности в 2-3 слайда, а иногда и более.

Новое решение для тех, кто готов пробовать новые технологии

Если говорить о коммерческих предложениях, то наш стартап Slider AI предлагает уникальную надстройку для PowerPoint на базе искусственного интеллекта. Составить дизайн, расположить все по модульной сетке, покрасить слайды, добавить элементы и анимации, и выровнять объекты и шрифты теперь можно по нажатию одной кнопки.

Устанавливайте и пробуйте бесплатно по ссылке.

Эффективность бизнес презентации. Внедряем аналитику по конверсии переходов

Какой смысл вкладывать столько времени и денег в создание бизнес презентации и не понимать, она вообще эффективна или нет.

Решение: Предлагаю в вашей презентации ставить интерактивные гиперссылки на сайт/лендинг для дальнейшего ведения потенциального клиента по воронке продаж.

Два наиболее распространенных способа для отслеживания переходов:

  • Вставить ссылку в презентацию с UTM меткой и отслеживать аналитику через Яндекс метрику или Google Analytics.
  • Более простой вариант использовать сократители и отслеживать клики через внутренний инструментарий.
Пример аналитики
Пример аналитики

Подводим итоги

  • Бизнес презентация и презентация для публичных выступлений – это два разных формата презентаций.
  • Используйте интерактивную навигацию.
  • Оптимальное количество слайдов в бизнес презентации - 10, а в коммерческих предложениях – 5.
  • Используйте формат презентации 16:9 и А4 альбомной ориентации, если нужна печать. Кстати, иногда я даже печатаю в 16:9 на обычном листе, чтобы еще раз убедиться, как гармонично блоки расположены в этом формате.
  • Делайте рамки в своей презентации с помощью направляющих.
  • Не бойтесь использовать темный фон с белым текстом. Отличитесь от конкурентов.
  • Попробуйте взять за основу структуру инвестиционной презентации для формирования наиболее успешной презентации для вашего бизнеса.
  • Рекомендую уже начать переходить от вордовских коммерческих предложений к PowerPoint формату.
  • Для отслеживания конверсии переходов с вашей презентации используйте гиперссылки на ваш сайт с UTM метками, либо вставляйте ссылки сгенерированные через Google URL Shortner.
  • Напишите свои впечатления в комментариях! Интересно узнать ваше мнение.

А делать презентации быстрее и с большим комфортом можно с помощью Slider AI. Загружайте и пробуйте наш искусственный интеллект для создания презентаций совершенно бесплатно.

2525
2 комментария

Полезная статья. В дополнение к вопросам дизайна, я бы еще советовал обратить внимание на некоторые аспекты именно содержания. Оно для бизнес-презентации гораздо важнее дизайна, на мой взгляд

Вы касаетесь в статье структуры. Помимо этого, супер-важно, например, убедиться, что в презентации все заголовки - так называемые action titles. То есть, предложения с подлежащим и сказуемым. А не словосочетания в стиле "Размер рынка"

Как вторую проверку, надо взять все заголовки и прочитать их (не читая содержание слайдов). Будет ли понятен смысл презентации из этого текста?

Кроме этих двух, я собрал чек-лист из еще 68 проверок, которые должна пройти бизнес-презентация, чтобы быть эффективной и профессиональной. И чтобы она обеспечила автору преимущество на встрече. Сейчас чек-лист можно абсолютно бесплатно забрать по ссылке ниже

https://bit.ly/3PMcWu7

1
Ответить

Очень полезная статья. Автору огромный респект!

Ответить