Делаем эффективную бизнес-презентацию в 2023 году
Бизнес презентация – незаменимый инструмент коммуникаций большинства организаций со своими партнерами и клиентами. Она позволяет визуально передать важную информацию о компании или продукте и побудить к аудиторию к действию. Сегодня мы поговорим и покажем особенности создания бизнес презентаций.
Цели и задачи
Я, вместе со своей компанией давно работаю в сфере создания презентаций и создаю на заказ несколько сотен бизнес презентаций в год. В этой поделюсь нашими инструментами и методами создания таких бизнес презентаций, как инвестиционные презентации проектов (Pitch deck), коммерческие предложения, спонсорские пакеты, презентации для продаж и другое. Постараюсь все техники демонстрировать на примерах.
Важно: в этой статье вы не найдете общую информацию о создании презентаций, а также различные платформы, на которых в теории можно создавать презентации. Предполагается, что вы владеете базовыми навыками PowerPoint или Keynote.
Бизнес презентация для чтения и ее отличия от презентаций для выступления
Стоит сделать акцент на одном важном моменте, который был стимулом написания этой статьи: бизнес презентация для чтения и презентация для публичных выступлений – это два абсолютно разных типа презентаций.
Вот их основные отличия:
- Метод распространения. Бизнес презентации в большинстве случаев рассылаются дистанционно по электронной почте, либо демонстрируются через ноутбук или планшет лично человеку. Презентация для публичных выступлений в основном показывается на большом экране, через проектор.
- Присутствие спикера. Бизнес презентация не требует спикера, так как в ней содержится вся необходимая информация для понимания ключевого предложения. Презентацию для публичных выступлений невозможно понять без спикера, так как иногда в презентации фигурируют только картинки и графики на весь экран. Более того в презентациях для публичных выступлений весь фокус должен быть на спикере, а его презентация лишь вспомогательным инструментом для демонстрации его слов.
- Объем текста. В идеальной презентации для публичных выступлений вообще нет текста, максимум одно слово или короткий тезис в одно предложение; все остальное - картинки (посмотрите презентации Стива Джобса). В бизнес презентациях может быть достаточно много текста с кегль 12 и 14. Были даже примеры, когда использовался кегль 8 и 10, но это больше в сторону презентаций для кейс-чемпионатов и презентаций по финансовым отчетам и аналитике.
- Формат экспорта. Где бы вы ни создавали свою бизнес презентацию, ее оптимальным форматом экспорта будет PDF, для того чтобы ваши клиенты смогли прочитать ее с любого устройства, в том числе и с телефона. Презентация для выступления может иметь более широкий спектр форматов, потому что спикер сам следит и настраивает экран. Я лично создаю презентаций в PowerPoint с установленной надстройкой Slider AI. С помощью надстройки можно сразу выгрузить презентацию в PDF, что очень удобно.
Вывод: можно относиться к бизнес презентациям как к документам или отчетам с ключевым предложением, которые были оформлены не в Word, а в PowerPoint. Думаю, ни для кого не секрет, что это происходит в связи с ускорением времени в нашем цифровом мире, и все чаще приходится использовать визуальный метод коммуникации с клиентами и партнерами.
5 полезных советов и техник при создании бизнес презентаций
1. Используйте интерактивную навигацию
В PowerPoint сбоку слайда можно вставить иконки или фигуры и сделать из них гиперссылки на другие слайды. Это очень хорошее решение для презентаций объемом до 10 слайдов. Качественная навигация с иконками решает две проблемы: позволяет читателям быстро переходить в нужный раздел и помогает понять, где вы сейчас находитесь в презентации.
Кстати, искусственный интеллект Slider AI подбирает иконки и фигуры за вас. Просто выберите стиль, а остальным сделает наша нейросеть.
Важно: если вы используете навигацию, то можно не делать нумерацию слайдов – просто на каждом слайде выделите пункт в навигации, на котором сейчас находится читатель. Прикрепляю интересные примеры такого приёма из наших рейсов.
2. Идельное количество слайдов в бизнес презентации – 10
Да, именно так. Если не верите мне, то поверьте Гаю Кавасаки, который разработал правило 10 20 30: 10 слайдов, 20 минут на выступление и 30–ый шрифт в презентации. Бесспорно соглашаюсь с ним, но 30-й шрифт оставлю в рамках презентаций для выступления.
3. Ориентация слайда 16:9, а не 4:3
Привычка ставить 4:3 пришла от формата проекторов, и PowerPoint в ранних версиях делал эту ориентацию первичной. Но большинство экранов, с которых будут читать вашу презентацию клиенты и партнеры будут с ориентацией 16:9. Такие слайды легче разделить на 2 и 3 части, что дает вам больше места для размещения смысловых блоков. Кстати, в последних версиях PowerPoint сделал первичной ориентацию 16:9.
4. Модульная сетка для бизнес презентации
Лично я считаю, что правильное использование модульной сетки - это 50% успеха качественного дизайна в вашей презентации. Я не собираюсь углубляться в тонкости создания модульной сетки, но хочу вам порекомендовать: с помощью направляющих сделайте рамку для вашей презентации cотступом по бокам слайда.
От верхнего и нижнего краев рамка должна отступать на такое же расстояние. Направляющие в PowerPoint можно добавить таким образом: Правая кнопка мыши–> сетка и направляющие -> добавить направляющие, а дальше перетаскиваете ее в нужное место.
Зачем она нужна?
Она сможет обезопасить вас от перегруженности слайда. И если ваше содержание не влезает, то это сигнал к тому, чтобы разделить слайд на два, либо сократить объем информации до самых важных тезисов.
Кажется, что слайд создан без модульный сетки, но это не так:
5. В бизнес презентациях можно использовать темный фон
Очень частый комментарий от сторонников правил публичных презентаций – не использовать темный фон. Если вы не планируете печатать эту презентацию и разориться на картриджах, то можете смело пробовать писать белым по черному - это позволит вашей презентации выделиться на фоне остальных.
Важно: если решились на это, то текст вставляйте исключительно белым, так как нужно сохранить максимальный контраст на слайде.
Особые типы бизнес презентаций
В этой части статьи я хотел бы выделить особенности создания инвестиционной презентации и презентации коммерческих предложений.
Структура инвестиционной презентации проекта (Pitch Deck)
Нам приходилось создавать действительно много инвестиционных презентаций, особенно для проектов из США. В частности для компаний силиконовой долины и ведущих акселераторов.
Я думаю, как инвесторы, так и стартапы согласятся со следующими структурами слайдов, которые обязательно должны присутствовать в инвестиционной презентации. Если нет, то буду рад почитать ваше мнение в комментариях.
Структура слайдов инвестиционной презентации (Pitch Deck) по мнению Гая Кавасаки:
- Постановка проблемы
- Предлагаемое решение
- Бизнес – модель проекта
- Уникальная технология, которая позволяет решить эту проблему
- Методы продвижения продукта (маркетинг и продажи)
- Конкуренты и текущие альтернативы
- Краткое описание членов команды
- Долгосрочный план
- Текущий статус проекта в этом плане
- Итог и призыв к действию
Структура слайдов от Sequoia:
- Цель компании
- Постановка проблемы
- Предлагаемое решение
- Почему сейчас?
- Расчет объем рынка
- Конкуренты и текущие альтернативы
- Продукт
- Бизнес – модель проекта
- Команда
- Финансы
Структура слайдов от Docsend:
- Цель компании
- Постановка проблемы
- Предлагаемое решение
- Почему сейчас?
- Расчет объем рынка
- Продукт
- Команда
- Бизнес – модель проекта
- Конкуренты и текущие альтернативы
- Финансы
В последних двух вариантах хочу отметить очень хороший слайд – «Почему сейчас?». Он особенно актуален в наше время, когда у каждого второго есть свой стартап и нужно убедить инвестора, почему он нужен обществу именно сегодня.
К чему все это?
Презентация проекта инвестору – это высший и наиболее сложный уровень продаж. Большинство компаний могут взять за основу эту структуру и убирать по необходимости не нужные блоки в своих презентациях для B2B продаж, спонсорских пакетах, презентациях о партнерстве и тд. Многие предприниматели даже не задумываются, какую проблему они решают для клиента, почему он должен заказать именно сейчас, какая цель компании (кроме финансовой) и ее место в обществе.
Структура презентаций коммерческих предложений
Здесь со мной могут многие не согласиться, поэтому мне будет интересно почитать ваше мнение в комментариях. Дело в том, что до сих пор у большинства компаний принято коммерческие предложения писать на листе А4.
Я немного проанализировал историю и выяснил, что это идет из далекого прошлого, когда все предложения о партнерстве составлялись в виде писем. Кстати, вот ссылка, если вам интересно посмотреть на английскую версию этих писем. Если забить в поиск коммерческие предложения, то можно увидеть это:
Я понимаю, что здесь идет экономия на дизайне, но это же лицо вашей компании.
Предлагаю вам:
- Один раз сделать качественный шаблон Коммерческого Предложения в PowerPoint для постоянного использования, а потом менять только текст индивидуально под клиента.
- Сделать эту презентацию в формате А4 с альбомной ориентацией для печати.
- Не делать много слайдов, максимум 5. Уникальное предложение товара или услуги для конкретного клиента. Почему лучше чем у конкурентов? Почему стоит воспользоваться предложением именно сейчас (распродажа, скидки, сезон и тд). Детали предложения, технические характеристики (опционально в зависимости от сферы). Контактная информация с призывом к действию.
Иногда невозможно уложиться в 5 слайдов из-за 4-го пункта. Частый пример – коммерческое предложение на разработку сайта. Приходится расписать технические особенности в 2-3 слайда, а иногда и более.
Новое решение для тех, кто готов пробовать новые технологии
Если говорить о коммерческих предложениях, то наш стартап Slider AI предлагает уникальную надстройку для PowerPoint на базе искусственного интеллекта. Составить дизайн, расположить все по модульной сетке, покрасить слайды, добавить элементы и анимации, и выровнять объекты и шрифты теперь можно по нажатию одной кнопки.
Устанавливайте и пробуйте бесплатно по ссылке.
Эффективность бизнес презентации. Внедряем аналитику по конверсии переходов
Какой смысл вкладывать столько времени и денег в создание бизнес презентации и не понимать, она вообще эффективна или нет.
Решение: Предлагаю в вашей презентации ставить интерактивные гиперссылки на сайт/лендинг для дальнейшего ведения потенциального клиента по воронке продаж.
Два наиболее распространенных способа для отслеживания переходов:
- Вставить ссылку в презентацию с UTM меткой и отслеживать аналитику через Яндекс метрику или Google Analytics.
- Более простой вариант использовать сократители и отслеживать клики через внутренний инструментарий.
Подводим итоги
- Бизнес презентация и презентация для публичных выступлений – это два разных формата презентаций.
- Используйте интерактивную навигацию.
- Оптимальное количество слайдов в бизнес презентации - 10, а в коммерческих предложениях – 5.
- Используйте формат презентации 16:9 и А4 альбомной ориентации, если нужна печать. Кстати, иногда я даже печатаю в 16:9 на обычном листе, чтобы еще раз убедиться, как гармонично блоки расположены в этом формате.
- Делайте рамки в своей презентации с помощью направляющих.
- Не бойтесь использовать темный фон с белым текстом. Отличитесь от конкурентов.
- Попробуйте взять за основу структуру инвестиционной презентации для формирования наиболее успешной презентации для вашего бизнеса.
- Рекомендую уже начать переходить от вордовских коммерческих предложений к PowerPoint формату.
- Для отслеживания конверсии переходов с вашей презентации используйте гиперссылки на ваш сайт с UTM метками, либо вставляйте ссылки сгенерированные через Google URL Shortner.
- Напишите свои впечатления в комментариях! Интересно узнать ваше мнение.
А делать презентации быстрее и с большим комфортом можно с помощью Slider AI. Загружайте и пробуйте наш искусственный интеллект для создания презентаций совершенно бесплатно.