Проблема ранней стадии

Развитие технологической или высокотехнологической экономики в России, её диверсификация и усложнение, массовое насыщение новыми прогрессивными компаниями – вопрос, не теряющий своей интенсивности последние 10 лет. Это непростая многофакторная задача, решение которой требует тщательной работы и успеха на различных направлениях деятельности.

В рамках статьи нам хотелось бы рассмотреть базовую, первоначальную ступень, которую проходят начинающие компании – привлечение финансирования на ранней стадии.

Обратить отдельное внимание на практически полное отсутствие инструментов финансовой поддержки начинающих компаний и как следствие на существенную недофинансированность российской стартап индустрии, в том числе ее технологической части.

Существует множество точек зрения на венчурный рынок, зачастую негативных, когда он определяется как абсолютно спекулятивная деятельность, чаще порождающая инвестиционные пузыри и кризисы, а не выдающиеся компании. Но как показывает практика, причины по которым проявляются эти вопросы касаются поздних, финансово предельно ёмких, раундов инвестиций. Раунды ранние, так называемые, pre-seed (предпосевной) и seed (посевной) обычно вопросов не вызывают – ведь представляется совершенно нормальным, когда существуют стандартные системные механизмы финансовой поддержки начинающих предпринимателей.

Инвестиции ранних стадий – наиболее массовый инструмент поддержки малого и среднего предпринимательства в мировой практике.

По данным Crunchbase в мире в 2018 году было совершено 20 251 Seed and Angel сделок на общую сумму $17,89 млрд. Таким образом, средний размер сделки составил $883 600.

Это довольно высокий чек для российской венчурной индустрии, но в мировой практике к раунду seed относят сделки приблизительно до $1 млн. Что же, это только увеличит выборку сделок в России.

Итак, судя по исследованию Inc. и РВК, количество pre-seed и seed сделок (до 65 млн рублей) в России в 2018 году составило 187 штук на общую сумму 2,343 млрд рублей ($35,1 млн). Что составляет менее одного процента от мирового количества сделок ранних стадий, менее 0,2 процента финансового выражения этих сделок.

Таким образом, инструменты финансовой поддержки проектов ранних стадий в России практически отсутствуют. Конечно, не стоит забывать о грантовой поддержке российских технологических (преимущественно) компаний. Но все-таки гранты – это довольно специальный инструмент, не всегда стимулирующий развитие проекта именно в рыночной логике.

Можно возразить, что все дело в отсутствии качественных стартапов, которые в состоянии вызвать доверие инвестора и получить финансирование. Но давайте проведем небольшой мысленный эксперимент: представьте, что вы образовательный или, например, роботехнический стартап – кому в России вы можете обратиться за инвестициями на ранней стадии, рассказать о проекте и его перспективах для привлечения финансирования? На ум ничего не приходит. А начинающие проекты в Азии, Европе и Америке знают целый список таких инвесторов, еще до того, как начали их активно искать.

Сложившаяся ситуация, к сожалению, существенно ограничивает формирование предпринимательской культуры в стране.

Даная статья – это не дискуссия о том насколько необходимы обществу технологические новации и предприниматели, не рассуждение о плюсах и минусах венчурной индустрии, но попытка сформулировать простую мысль – в России на данный момент неразвит важнейший из инструментов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, отчего крупному предпринимательству, соответствующей культуре, крайне сложно сформироваться и обеспечить поток качественных проектов, способных быть конкурентными на внутреннем и мировом рынке.

Маркин Павел, Директор по развитию "Альфакселератор".

88
5 комментариев

Я правильно понимаю что Альфакселератор готов активно закрывать этот пробел?)

2

"Альфакселератор" как-то связан с "Альфа-банком"?

1