Обзор франшиз кофеен: к чему стоит присмотреться в 2023 году

Я изучил предложения на рынке “кофейных” франшиз, чтобы подобрать лучший для себя вариант — делюсь результатами исследования. Возможно, кому-то это поможет определиться с выбором.

Фото взято с сайта Freepik
Фото взято с сайта Freepik

Меня зовут Николай, живу в Санкт-Петербурге. С 17 лет работал в общепите: начинал с официанта, потом ушёл в бариста. Последние несколько лет был менеджером, а потом управляющим в кафе. Недавно решил открыть свою кофейню.

Сразу пошел гуглить кофейные франшизы. По мне это достаточно надежный вариант открытия бизнеса: есть уже раскрученный бренд, есть подробные инструкции и поддержка “сверху”, есть какие-никакие гарантии. Плюс внутреннюю кухню общепита я знаю.

Понимаю, что у франшизы есть свои риски – неверный выбор ниши, ненадежный партнер, вероятность, что моя локация может “не зайти” и др. Поэтому мой выбор первого бизнеса в качестве франшизы осознанный. Но если сфера общепита мне понятна, то с выбором франчайзера всё обстоит сложнее. Поэтому решил проанализировать несколько вариантов.

Итак, стартовый капитал, который я готов вложить в открытие заведения, — от 3 до 5 млн руб. (включая расходы на первые месяцы работы).

Рассматриваю формат маленького кофейного бара, возможно, островка в ТЦ. Главные критерии: объем инвестиций, гарантии окупаемости, адекватность бизнес-модели и менеджмента в целом. То, как продают франшизы, мне тоже важно. Думаю, это отражает “внутрянку” компании.

Выбирал между крупными и раскрученными сетями. Рассматривал среди тех, которые чаще появлялись в результатах поиска. Оставлял заявки на сайте, общался с представителями сетей. По итогу свел таблицу, где собрал информацию по каждой франшизе. Буду рад, если поделитесь своим мнением (или опытом) в комментариях.

Сводная <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdocs.google.com%2Fspreadsheets%2Fd%2F1YEbd8Ao_qoKqzQ3O8yaGlC4dU7i33sC8MfXIjwb97LY%2Fedit%23gid%3D0&postId=623859" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">таблица</a>, в которой анализировал франшизы
Сводная таблица, в которой анализировал франшизы
Сеть кофеен Cofix
Сеть кофеен Cofix

Бренд на рынке 9 лет, открыто 400+ кофеен. Предлагают три формата заведения, от мини до стрит фуд заведения. Сами делают бленд (смесь кофе) и обжарку.Для партнеров есть программа Cofix University, и после подписания договора обещают давать советы по строительству, подбору персонала, IT, маркетингу и P&L (ведение отчетности). Также есть своя система подбора локации.

Теперь об условиях.

Объем инвестиций – до 4,8 млн рублей.

Паушальный взнос – 300 тыс. рублей (в минимальном формате)

Роялти – 3-6%.

Маркетинговый взнос – 1-2%.

Прибыль – 120 тыс. в месяц.

Средний чек – 145 рублей (в формате “стандарт”)

Окупаемость – 26-28 месяцев.

Почему-то на сайте они роялти не указали, выяснял его на звонке. Средний чек оказался самым маленьким из опрашиваемых, если сравнивать по кофейным барам. Окупаемость рекордно высокая среди франшиз, с которыми я общался – у других она занимала в среднем 10-11 месяцев.

Заявку, оставленную на сайте, обрабатывают в течение дня. Очень долго согласовывали звонок с менеджером, а потом самому пришлось выпрашивать коммерческое предложение с подробными условиями. Это возможно только после телефонного разговора, в котором красочно рассказывают о франшизе. Спасибо менеджерам, что стараются предоставить развернутую информацию на старте, но хотелось бы все-таки получить коммерческое предложение не таким сложным путем. Тем более, что всю действительно нужную мне информацию я и так получил из файла презентации.

Кстати об информации в КП: из презентации выяснилось, что средняя окупаемость франшизы для мини-формата 26 месяцев, а для стандартного аж 29 месяцев. На сайте притом указано, что 24. Еще оказалось, что при паушальном взносе 720 тыс. рублей для стандартного формата общий объем инвестиций составит более 6 млн на точку, тогда как на сайте указано, что при том же размере взноса инвестиции составят менее 4.8 млн. Такое расхождение в цифрах меня откровенно смутило.

Ради интереса решил зайти в Яндекс и посмотреть отзывы по питерским точкам сети. Логика такая: по реакции посетителей выясняю, насколько лояльное отношение к бренду у потенциальных гостей. Если, к примеру, о точках условной сети “Кофе А” чаще отзываются с негативом, то репутационные “боли” бренда отразятся и на моем бизнесе. Еще это может говорить о качестве стандартов и технологий сети и контроля франчайзера за соблюдением требований.

Представленность Cofix в Санкт-Петербурге. Данные в Яндекс Картах
Представленность Cofix в Санкт-Петербурге. Данные в Яндекс Картах

Оценки разных точек Cofix в Яндексе в основном колеблются от 4.0 до 4.3 – хороший показатель. Нашлось три точки с невысокими оценками: 3.8, 3.5 и даже 2.9. При условии, что всего в Санкт-Петербурге открыто 25 кофеен под брендом Cofix, рейтинг у бренда в глазах потребителя выглядит вполне уверенно.

Федеральная сеть кофеен в России One Price Coffee
Федеральная сеть кофеен в России One Price Coffee

Работает с 2018 года и насчитывает более 330 кофеен по всей стране. Сеть предлагает три формата заведений: от “окна” в 6-10 кв.м. до стандартной кофейни в 20-50 кв.м. Есть собственный центр обжарки. Предлагают учебный курс для бариста.

Сразу понравилось, что на сайте без лишних деталей расписаны требуемые вложения, есть калькулятор окупаемости. После заявки бот моментально присылает коммерческое предложение. Затем звонит менеджер и уточняет, когда лучше вернуться к обсуждению условий. Мы договорились связаться в январе, но все это время о себе представители франшизы никак не напоминали. Диалог с менеджером, если что, у нас состоялся в декабре.

По условиям:

Объем инвестиций –1,7 млн рублей

Паушальный взнос – 550 тыс. рублей

Роялти – 7%

Маркетинговый взнос – 1,5%

Средний чек – 205 рублей

Окупаемость – 12-18 месяцев.

Какого-то чудо-маркетинга и рекламы у сети нет. Нашел компанию в рейтинге франшиз и видел несколько точек в Петербурге. В соцсетях нашел только московский паблик сети в VK – как я понял, он же федеральный, и группу кофеен бренда в Ижевске. Ни тот, ни другой не отличается высокой активностью: в ижевском сообществе последняя публикация была 4 сентября. Хотя в презентации одним из условий поддержки франчайзи сеть указывает ведение соцсетей. Каких-то особенных интересных рекламных кампаний и промо-акций у них тоже не нашел.

В Яндексе нашел 59 точек сети в Петербурге, у большинства рейтинг от 4.0 до 4.7. Ниже четырех звезд я насчитал у 14 точек. В целом, с репутацией у бренда среди населения все неплохо.

У франшизы самый высокий паушальный взнос и роялти. Прибыль от 100 тыс. при сроке работы более полугода. В условиях высокого трафика можно докрутить до 450 тыс. в месяц. Думаю, для быстрого старта в формате масс-маркета было бы интересно попробовать, особенно если открывать сразу несколько точек. Окупаемость в лучшем случае через год не слишком вдохновляет при таком обороте выручки.

Франчайзинговая сеть кофеен COFFEE LIKE
Франчайзинговая сеть кофеен COFFEE LIKE

Сеть существует 9 лет, на данный момент открыто 920 кофе-баров по стране. Восемь форматов заведений: от фудтрака и до полноформатной кофейни. Сами обжаривают кофе.

Заявку отрабатывают в течение дня. Со мной связался менеджер, проконсультировал по вопросам, подсказал, сколько инвестиций в идеале необходимо, где лучше искать локацию для торговой точки. После общения прислал смету и расчет прибыльности по формату торговой точки, о котором мы говорили. Спрашивали об опыте в общепите, целях на развитие бизнеса. Излишне активных продаж не было.

Условия такие:

Объем инвестиций – от 800 тыс. рублей

Паушальный взнос – 390 тыс. рублей (при открытии первого кофейного бара)

Роялти – 4,5-6%

Маркетинговый взнос – 0,5%

Прибыль – рентабельность 18-20%

Окупаемость – от 10 месяцев

В целом адекватные условия. Привлек размер маркетингового взноса - самый низкий показатель из опрашиваемых. Менеджер меня сразу настраивал, чтобы со временем я открыл еще несколько точек. Как мне сказали, им интересны партнеры, которые смогут открыть несколько кофеен. Также сеть давно известна в стране, в основном в регионах.

В Яндексе нашел 40 точек сети в Петербурге. У большинства рейтинг от 4,2 до 4,9. Ниже 4 звезд всего у 6 точек, что отражает неплохой контроль за качеством.

Привлекает маркетинговая стратегия бренда. Они делают федеральные рекламные кампании, например, с комиком Евгением Чебатковым. Эти материалы мне тоже прислали после разговора. Смущала немного скандальная репутация основателя компании, но увидел статьи, что он больше не имеет отношения к компании. При этом вижу, как бренд взаимодействует с франчайзи (пообщался с одним из них), вижу понятные прогнозируемые финансовые показатели в расчетах.

Международная сеть кофеен Coffeeshop company
Международная сеть кофеен Coffeeshop company

Бренд из Австрии более 12 лет на рынке. Сеть насчитывает 259 кофеен в 22 странах, из них 90 заведений открыто в России. В Питере открыто 15 точек под брендом Coffeeshop и почти у всех хорошие оценки от посетителей. Но почему-то уж очень часто в отзывах на каждую из них проскакивают жалобы на выпечку и напитки.

Помогают не только с подбором локации, но и в строительстве: составляют подробную планировку зала и разрабатывают дизайн-проект в фирменном стиле индивидуально под каждое помещение. Для наглядности подготавливают 3D визуализацию будущей кофейни. На этой услуге представители сети делают особенный акцент, хотя дизайн-проект заведения делают и в других кофейных франшизах. В Coffeeshop company делают упор именно на индивидуальный проект, тогда как другие бренды чаще предлагают готовые решения. Предлагают два формата заведений: lounge (полноформатная кофейня) и espress IT (вариант точки “кофе с собой”).

После заключения договора отправляют на двухнедельное оффлайн обучение, где рассказывают обо всех деталях открытия и развития бизнеса.

Менеджер связалась со мной в течение дня после того, как я оставил заявку на сайте. По всем вопросам адекватно проконсультировала, какого-то продающего давления не ощутил. Договорились повторно связаться в январе, о себе мне напомнили один раз в течение месяца.

Что выяснил по условиям:

Объем инвестиций – от 1,2 млн рублей

Паушальный взнос – 450 тыс. рублей

Роялти – 4% с четвертого месяца после открытия

Средний чек – 180 рублей

Прибыль – от 150 тыс. рублей в месяц

Окупаемость – от 10 месяцев

Признаюсь – этот вариант рассматривал, потому что хожу в их кофейню на Невском и мне нравится. Отчасти подкупило и то, что роялти берут только с четвертого месяца работы. Да и желание работать под именем мирового бренда тоже подогревало мое эго. Но вот негатив насчет качества еды и напитков почти в каждом заведении этого бренда заставляет задуматься не в пользу выбора франшизы Coffeeshop’а.

Международная сеть кофейных баров Coffee Way
Международная сеть кофейных баров Coffee Way

За 13 лет под товарным знаком этой компании открылось 206 баров по всей стране. Из них 53 принадлежат собственникам сети. Сами обжаривают кофейное зерно, напрямую сотрудничают с крупнейшим бразильским кофейным кооперативом Экспокассер.

В Питере сейчас работает всего два заведения под брендом Coffee Way, еще два работало ранее. Пользователи оценивают точки на приличные 4.2- 4.3 звезды. Пробежался по отзывам и заметил, что откровенного негатива крайне мало. В основном, люди очень хорошо оценивают работу баров.

Из форматов заведений компания предлагает три варианта: point (островок), point+ (расширенный островок с посадочными местами) и уличный павильон.

По менеджменту компания немного потерялась. Мне прислали все условия по почте, созвониться не предложили, вопросов не задавали. В презентациях много информации. Например, оттуда я узнал, что Coffee way сотрудничает со СБЕРом и Monin, продаёт зерно на маркетплейсах. Вместе с коммерческим предложением прилагают калькулятор финансовых показателей, где можно рассчитать ежемесячную прибыль на один бар.

По условиям:

Объем инвестиций – от 1,6 млн рублей

Паушальный взнос – 350 тыс. рублей, повторное открытие – 150 тыс. рублей

Роялти – 3%

Окупаемость – 9 месяцев

Понравилось, что при открытии второго кофе-бара паушальный взнос сильно ниже, чем при открытии первого. Хороший размер роялти в сравнении с другими компаниями. А вот менеджмент немного расстроил. Не то чтобы я сторонник долгих телефонных переговоров, но тут даже не попытались как-то связаться со мной и пообщаться напрямую. Если на раннем этапе компания не стремится выстраивать коммуникацию с потенциальным франчайзи, то как будет выстраиваться взаимодействие на этапе сотрудничества и поддержки? Пока много вопросов.

Международная сеть кофеен Бодрый день
Международная сеть кофеен Бодрый день

Сеть открылась 10 лет назад, сейчас в ней 180 кофеен. Семь разных форматов заведений: от окна выдачи и до кофейни с посадкой. Соответственно, каждый отличается по объему инвестиций.

Понравилось общение с менеджером. Стараются закрыть потребности, интересуются планами без какого-либо давления. Договорились пообщаться через месяц, в этот период ненавязчиво напоминали о себе сообщениями. Впечатление сложилось хорошее.

Если в цифрах:

Объем инвестиций – до 1 млн рублей

Паушальный взнос – от 200 тыс. рублей

Роялти – 3%

Средний чек – около 250 рублей

Прибыль – от 60 тыс. рублей

Окупаемость – 6-8 месяцев

В целом, неплохой вариант для старта, если закрыть глаза на маленький размер прибыли с одного кафе. Привлекает небольшой объем вложений и относительно быстрый срок окупаемости. Но пока чаша весов с низкой прибылью у кофейного бара перевешивает – на должности управляющего я зарабатывал больше.

Мои выводы

Я изучил 6 франшиз кофеен. На самом деле семь, но в Baggins coffee мне так никто и не ответил, хотя несколько раз оставлял заявку. В основном все франшизы плюс-минус оказывают поддержку в выборе локации, обучают. Главные отличия в объеме инвестиций и масштабе самой сети.

COFIX — известная сеть, но выходит дорого, долго окупается.

One Price Coffee — дороговато, самое высокое роялти + очень утилитарно, никакого интересного маркетинга.

COFFEE LIKE — популярная сеть, можно выбрать недорогой формат для старта и постепенно открывать еще точки.

Coffeeshop Company – быстрая окупаемость, относительно невысокая стоимость инвестиций, три месяца без роялти. Есть сомнения относительно качества продаваемых продуктов в сети.

Coffee way — интересная концепция, приемлемая сумма вложений, адекватная по срокам окупаемость. Неактивный менеджмент на стороне франчайзера.

Бодрый день — недорого и красиво, бренд продуманный. Но прогноз по прибыли уж больно низковат.

Напишите в комментариях, на какой франшизе вы посоветовали бы остановиться.

1616
30 комментариев

COFIX самый привлекательный вариант)

2
Ответить

Николай, отличная статья, спасибо. Мы как раз сейчас этим занимаемся - просматриваем франчайзинговые предложения и составляем сводную таблицу анализа, воспользуемся и вашей.Мы сами планируем запустить пока только консалтинг для планирующих открывать кофейню - полный или выборочный по блокам (оценка локации, планировка бара итд) .

Из вашего списка норм это Бодрый День или CoffeeWay. В нашем регионе их правда нет, не могу ничего сказать о том насколько успешные их проекты. За Бодрым Днем слежу почти со старта, толковые ребята. CoffeeWay также слышал у коллег, чьему мнению доверяю, о серьёзном подходе к бизнесу.

Ещё в нашем городе весь Авито заполнен ДоБро кофе, только сегодня ездили посмотреть одну из их кофеен, открывшуюся несколько месяцев назад. В целом очень неплохо, видно что есть стандарты, цветовой код, много брендирования, достаточно современный интерьер, хоть и видно что недорогой. Не понравилось что как--то слишком ... шаблонно что ли.Рассмотреть точно стоит.

Также гляньте на ПравдаКофе. Бизнес модель похожа на Кофикс и УанПрайс, но подушевнее и с более глубоким и широким подходом к качеству напитков, а это важно.

Бэггинс ещё вроде неплох, ваши местные ребята, их будет проще оценить - походите , посмотрите, пособирайте чеки и прикиньте их выручку, насколько их обещания совпадает с реальностью.

Честно говоря вроде и всё. Больше толковых не вспомню, Тут как на любом рынке - продавцов тьма, хороших единицы.

После сегодняшнего визита в ДоБро задумался и понял, что к франчайзингу сейчас точно не готов. Не хочу плодить одинаковые типовые точки с средним или посредственным кофе. Нравится подход Скуратов - у них есть стандарты, есть сетевые протоколы и унификация, но есть душа в каждом заведении. Мне кажется это эталон сетевой кофейни наа сегодня, но франшиз они не продают.

Оценивая франшизу обратите внимание на возраст, количество собственных точек и сайт. Если на сайте толком ничего про кофейни и кофе - серьёзный повод задуматься, а что для них основной бизнес? Скорее продажа франшиз, чем приготовление кофе. Вот Кофешоп как раз такой, даже не смотрите, это старое УГ для олдов, они умирали еще 6 лет назад, чем они сейчас живут ума не приложу.

И рекомендую глянуть мою статью о самых частых и дорогих ошибках при открытии кофейни. Если будут вопросы - смело черканите мне здесь или в телеге.

https://vc.ru/offline/615513-kak-my-kosyachili-otkryvaya-kofeyni-i-pochti-obankrotilis-vyzhimka-za-9-let-raboty-cenoy-3-000-000-ubytkov

2
Ответить

Максим, спасибо! Присмотрюсь к вашему совету)

Ответить

Добрый день!
А можете поделиться своей сводной таблицей по франшизам?

Ответить

Отличная подборка франшиз на кофейни!

1
Ответить

Хороший материал получился

1
Ответить

Люди Любят - больше, конечно, позиционируется как пекарня, но, на мой взгляд вполне достойный конкурент рассмотренных вариантов. Франшиза вроде бы есть.

1
Ответить