Инглиш – и точка. Как наука позволила нам создать вторую по массовости онлайн-школу английского языка в России?

— Как выучить английский за день?
— Никак.
— Как выучить английский за неделю?
— Никак.
— Как выучить английский за месяц?
— Никак.

Инглиш – и точка. Как наука позволила нам создать вторую по массовости онлайн-школу английского языка в России?

Hi! Я – Алекс Рубанов, основатель одной из самых популярных в России онлайн-школ английского языка «English Tochka».

В своё время мне было лень изучать английский. Некоторые разделы, вроде грамматики, казались мне скучными. Мои мама и бабушка преподавали инглиш в школе. Поэтому о классических методах обучения я знаю не понаслышке. Сам же я по образованию инженер, и сегодня применяю к изучению английского существенно более технический, более практичный подход. Вокруг этого я построил бизнес. Правда, пришлось погрузиться в науку, понять, как работает мозг, и на основе этих знаний разработать программу обучения в нашей школе. Но, обо всём по порядку. Let’s go!

Мозг, который может всё, но не хочет ничего

Сперва немного теории. Она нужна, чтобы понять логику, по которой мы разрабатывали курсы и стали одной из самых успешных онлайн-школ.

В людях природой заложено ресурсосбережение. Чем больше мы сберегли энергии, тем дольше прожили. Такова логика природы, которая не поспевает за развитием цивилизации. Это же касается работы мозга. Мозг очень не любит напрягаться. А зачем ему тратить энергию? Так долго не протянешь. Энергия может понадобиться, чтобы убегать от мамонта.

По этой же причине нам тяжело даётся всё новое. Построение новых нейронных связей требует усилий. Однако пластичность и обучаемость позволяет нам обрастать привычками и навыками. Выполняя их, мы уже не задумываемся, как мы это делаем: ходим, водим автомобиль, разговариваем. В этом и состоит основная фишка мозга. Он противится всему, что НЕПРИВЫЧНО. Но при этом знает, как его же самого можно обмануть, чтобы всё новое сделать ПРИВЫЧНЫМ, а, следовательно, комфортным для себя.

С другой стороны, у нас весьма скромные возможности оперативной памяти. За раз в голове мы можем удержать от 5 до 9 слов. Строго говоря, даже когда мы что-то запоминаем НАВСЕГДА, на самом деле, мы просто используем это регулярно и не успеваем забыть. На этом строится изучение чего бы то ни было. В том числе и языков.

«Впихнуть» в мозг можно сколько угодно информации. Главное, чтобы она использовалась. То, что не используется, мозг за ненадобностью забывает. Точно так же, как мышцы, которые мы не качаем, со временем ослабевают. Родной язык мы не забываем, потому что пользуемся им каждый день.

Хороший пример в плане того, сколько всего можно знать, актёр Кристоф Вальц. Помимо родного немецкого, он владеет английским, французским и итальянским. Он не просто их знает. Он может на них играть в кадре. А это задачка со звёздочкой.

Инглиш – и точка. Как наука позволила нам создать вторую по массовости онлайн-школу английского языка в России?

Взламываем мозг

Во второй половине XIX – начале XX вв. жил такой психолог-экспериментатор Герман Эббингауз. Он вывел кривую забывания. Её суть в том, что львиную долю выученного мы забываем в первые же часы / дни. Причём со временем количество забываемой информации уменьшается (ещё бы – ведь основную часть мы забыли в первые же мгновения). По итогу от большого куска информации в памяти остаётся одно-два коротких предложения. Чтобы этого не происходило, новую информацию нужно повторять. Причём регулярно.

Инглиш – и точка. Как наука позволила нам создать вторую по массовости онлайн-школу английского языка в России?

Помимо кривой забывания, Эббингауз в своих исследованиях вывел ещё ряд интересных закономерностей. Оставлю ссылку на них здесь. Я лишь отмечу ещё несколько важных для обучения в «English Tochka» моментов. Прежде всего, осмысленное запоминание в 9 раз эффективнее зазубривания. Если вам дать просто набор звуков, записанных на бумажке, вы будете их учить дольше, чем связный текст. А если текст вам будет интересен, вы потратите на его запоминание ещё меньше времени.

Вот почему в обучении нужен и учебник, и учитель. Выучить что-то самому сложнее. И не только потому, что учитель помогает разобраться в новых знаниях. Важно уметь правильно мотивировать, эмоционально поддерживать ученика, чтобы интерес к обучению в нём не угасал. У меня складывается ощущение, что в некоторых онлайн-школах (не только английского языка) про эти базовые принципы забыли. И во имя маркетинга настолько утяжелили процесс обучения всякими лишними фичами, что потеряли изначальную цель – помочь человеку заговорить на английском. Причём не просто заговорить, а заговорить без стеснения. И как можно быстрее. И без мучений… (Можете добавить ещё что-нибудь от себя).

На что ещё мы опирались, составляя программу? Закон Йоста, согласно которому лучше учить часто и понемногу, чем редко и в больших количествах. Это связано с тем, как информация переходит из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную. Чем дольше хранится какая-то информация в мозге, тем меньшего числа повторений она требует со временем.

15 минут – дела подождут

Занятия строятся следующим образом. В определённые дни студент смотрит короткие обучающие ролики: информация там подаётся концентрированно и в увлекательной форме. Такие ролики вы бы с удовольствием смотрели на ютубе. Помимо этого, в программе предусмотрены созвоны с second teacher – преподавателем, который на практике закрепляет с вами то, что вы узнали в роликах. Подробнее о том, как проходят созвоны, я расскажу чуть ниже.

Английский язык – это стейк, который мы поедаем маленькими кусочками по заветам великих Йоста и Эббингауза. Ученики нашей школы занимаются ежедневно, но всего по 15 минут в день. Почему не 20 или 30? Потому что в первые 15 минут КПД мозга максимальный. Зато в эту четверть часа мы заставим его выложиться по полной.

В таком подходе я вижу четверную выгоду для ученика.

Инглиш – и точка. Как наука позволила нам создать вторую по массовости онлайн-школу английского языка в России?

Во-первых, 15 минут – это не так напряжно для ежедневных занятий, как 45-минутные лекции. Найти целых 45 минут на урок, чтобы никто не отвлекал, взрослому достаточно проблематично. Найти 15 минут между рутинными делами куда проще. Даже если это нужно делать каждый день. Мы разрабатываем курсы так, чтобы ученик с удовольствием ждал следующего занятия. Для этого мы «подкармливаем» мозг маленькими достижениями, как в компьютерных играх: «я прошёл занятие по английскому = я молодец».

Во-вторых, именно так мы приучаем к регулярности обучения. Между уроками проходят сутки или меньше, а значит, английский начинает присутствовать в вашей жизни постоянно. А не от занятия к занятию. Появляется привычка. И ты просто не успеваешь забывать всё, что выучил.

В-третьих, студент получает стопроцентную отдачу от каждого урока. В подавляющем большинстве других школ одно занятие длится в среднем 45-50 минут. Это значит, что до 67% времени тратится откровенно впустую. Большие блоки информации сложно запоминать. А чтобы запомнить, всё равно придётся поделить на мелкие кусочки – потому что так работает мозг. Тогда зачем эти мучения? В вас запихивают стейк целиком по 3 раза в неделю. Немудрено, что ученики таких школ быстро теряют аппетит/мотивацию.

В-четвёртых, если сравнить цены «English Tochka» и конкурентов за курс, то наше предложение выгоднее на 20-30%. Однако я предлагаю пересчитать на классический академический час — 45 минут эффективного обучения. Здесь разница куда более колоссальная: конкуренты дороже в 2 с лишним раза. То есть каждый час обучения вы тратите половину денег ни на что. Просто на то, чтобы поскучать. Я бы назвал это налогом на скуку.

Инглиш – и точка. Как наука позволила нам создать вторую по массовости онлайн-школу английского языка в России?

15 минут удобны не только клиенту, но и нам. Наша задача сделать своеобразный чизбургер, как в «Макдоналдсе». В какой бы точке мира вы ни зашли в этот ресторан, вкус у чизбургера будет одинаковый.

Любой, кто выступал на публике, знает, что подготовить выступление на 15 минут и выступление на 60 минут – это небо и земля. И чем дольше длится лекция, тем более искушённый и прокачанный лектор вам нужен. А таковых всегда немного. Мой интерес как главы «English Tochka» сделать бренд наименее зависимым от отдельных сотрудников. Когда студент общается с second teacher по телефону, он общается не просто с Машей Ивановой, он общается с представителем нашей школы. И по тому, как Маша Иванова себя ведёт, судит обо всей школе.

Поэтому после отбора преподаватели проходят специальную подготовку по нашим стандартам – Certificate of teaching in English Tochka. Каждый second teacher работает по специальному строгому алгоритму. При этом мы пристально следим за лучшими учителями: у кого больше переходов студентов на следующий уровень, у кого самые высокие оценки от клиентов и т.д. Смотрим, что и как делают лучшие учителя, и пытаемся всех остальных сделать такими же. Повторю, логика такая: чем лучше препод – тем довольнее студент. Чем довольнее студент – тем охотнее он возьмёт ещё один курс. Как правило, мы предлагаем доп. курсы спустя месяц-полтора после обучения, когда у студента уже есть осязаемые успехи, и он хочет продолжать.

Отдельно проговорю момент про домашние задания. У нас их нет. Но у студента в личном кабинете есть дополнительные материалы и упражнения, по которым он может заниматься, сколько ему понадобится.

Second teacher – стресс по телефону

Мы учим своих студентов говорить по бразильской системе. Три дня подряд каждую неделю ученик созванивается с second teacher. Важно отметить: созванивается именно по голосовой связи. Никакого видео! Студент должен полагаться исключительно на свой вокабуляр. Не на жесты, не на мимику. Только на свою речь, слух и полученные знания. Зато во время общения в реальной жизни, ему будет проще, ведь он будет видеть собеседника. Уже подключатся и мимика, и жесты, а наш студент будет общаться уверенно.

Инглиш – и точка. Как наука позволила нам создать вторую по массовости онлайн-школу английского языка в России?

Во время общения 60-80% информации человек воспринимает невербально, т.е. через жесты и мимику, и только 20-40% — вербально (пруф). Чтобы усвоить новую информацию, не видя собеседника, человеку нужно приложить на 50-70% больше усилий. Первое время говорить по телефону на английском – большой стресс для новичков. Но уже через пару занятий студент втягивается, начинает чувствовать себя свободно и расслабленно. Лучше улавливает интонации собеседника, ПОЛНОСТЬЮ фокусируется на разговоре, и сам строит предложения более грамотно. Так студент начинает воспринимать английскую речь БЕЗ ПОДСКАЗОК, вроде языка тела и мимики: теперь живой разговор на английском в реальной жизни для него будет простым делом.

Какова эффективность обучения в «English Tochka»?

По статистике, 89% наших учеников проходят курс до конца. 65% переходят на следующую ступень. 93% студентов не пропустили НИ ОДНОГО созвона с second teacher. Конкуренты редко делятся конкретными цифрами. Проект «Барометр» провёл солидное исследование на тему всего онлайн-образования. По его результатам, в среднем только 59% студентов доходят до конца курса (против наших 89%). И только 20% онлайн-школ могут похвастать тем, что их ученики заканчивают хотя бы один купленный курс.

Как студенты приходят в «English Tochka»?

Чётко проработанный продукт с понятными механизмами обучения сделал нас самой рекомендуемой онлайн-школой Рунета. Каждый второй студент приводит к нам своих друзей, коллег и близких. Средняя оценка на отзовиках – 4,92 из 5. Оценку ниже «четвёрки» ставит лишь 1 из 50 студентов школы.

Инглиш – и точка. Как наука позволила нам создать вторую по массовости онлайн-школу английского языка в России?

В конце расскажу мини-историю, связанную с отрицательным отзывом. Один парень записал негативный видеообзор на нашу школу. Обзор легко найти в сети. Я написал этому парню в комментариях: «Бро, спасибо за бесплатный и подробнейший аудит». Обычно за такие разборы платят солидные деньги. А тут даром, да ещё и с видеоотчётом. Я реально собрал свою команду, чтобы посмотреть ролик. Мы расписали все нюансы, о которых там говорилось. Выделили среди них объективные и подогнали под них продукт. Потом мы даже нашли этого обзорщика и вернули ему деньги. Вот реальный пример того, как нам помог негативный отзыв.

Мы в «English Tochka» держим руку на пульсе. Всегда есть, что доработать, что адаптировать под изменившуюся реальность. Неважно, уйдём мы все в виртуальную реальность или же откатимся к перестукиванию по «морзянке», принципы работы мозга останутся теми же. Вокруг них мы и продолжим строить процесс обучения. Заходите к нам на бесплатный урок: https://englishtochka.ru

4949
100 комментариев
100 ₽

Зря вы так. Классная школа, классный подход, классный фаундер. Да, рекламу я бы тоже им советовал немного поменять:))
Но это пример бизнеса, который не просто смог выжить, но и завоевал существенную долю рынка, обогнав очень многих.
Сам учился у них. Интересный подход. Всем рекомендую!
И да, было бы интересно еще почитать статьи от Алекса

3
Ответить

Комментарий недоступен

40
Ответить

А можете объяснить, почему она мерзкая?

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Согласен на 100%. Такое же впечатление.

Ответить

А мне его реклама поднимала настроение. Харизматичный, позитивный автор в отличие от унылых инфоцыган.
Правда на курсы все равно бы не пошёл, потому что Italki имхо проще и дешевле

Ответить