Как отобрать менеджера проекта

Не так давно Максим Кульгин рассказал, что ему понадобился менеджер проектов, и во время их подбора у него возникли сложности. Максим сетовал, что ПМа нанять куда сложнее, чем программиста: последнему достаточно дать тестовое задание, а как проверить менеджера — непонятно. Этот пост побудил меня рассказать о том, как правильно подходить к выбору менеджера проекта.

Чем занимается менеджер проекта?

Менеджер проекта в разных компаниях выполняет разные функции. Соответственно, те рекомендации, которые я сейчас сообщу, вы можете подстроить под функции вашей компании.

Конкретно у нас менеджер проекта занимается работой с клиентами. Самый важный момент – это реакция на комментарии клиента после согласования проекта, которые менеджер должен отсортировать, донести до разработки и адекватно ответить на них заказчику. Вторая функция – проверка качества выполнения задачи перед отправкой клиенту. В общем, он помогает клиенту по тем или иным вопросам, которые появляются в ходе разработки и пуско-наладки.

В моей студии важные качества для менеджера проекта – это грамотная устная и письменная речь, внимательность и общие познания в IT-области. Менеджер не должен быть гуру в разработке, т. к. это не его прямая обязанность, но он должен адекватно, простым языком донести до клиента, что сделано, и быть в состоянии дать комментарии на его вопросы и помочь ему с запуском проекта.

Как выбрать менеджера проекта?

Чтобы быстрее отсортировать двести откликов нужно на самом хедхантере написать каждому в личку какой-либо вопрос, чтобы соискатели точно так же ответили мне на него письменно. Естественно, писать каждому отдельное письмо не нужно, достаточно копипасты одного и того же вопроса. Например, спросить человека, что он считает главной задачей менеджера проекта.

На самом деле не так важно, что вы спросите (понятно, что вопрос должен быть адекватным), важно, как человек ответит. Даже если он заблуждается и назовёт не те ключевые преимущества, он может подходить по остальным параметрам: тогда ему достаточно просто объяснить задачу непосредственно перед началом работы. Гораздо важнее полнота, грамотность и подробность ответа. Если он ответит тремя словами аля: «внимательность, вежливость, коммуникабельность», наверное, с коммуникабельностью у него всё-таки проблемы. Два-три предложения, полно описывающие его видение – нормальный ответ, который можно принять.

Уверяю, таких откликов будет немного, так что на этом этапе вы уже сразу отсеете 70-80% ответов. Часть соискателей вообще вам не ответит, потому что это те люди, что откликаются чуть ли не на на любые вакансии, другие напишут что-то невпопад. И только процентов двадцать действительно подумает и постарается нормально вам ответить, опять же, не потратив много времени.

Второй этап: тестовые задания

После основного отсева я приступаю к следующему этапу и даю каждому по два тестовых задания. Предвосхищаю вопросы в комментариях об объёме тестовых. Тестовые задания очень простые, их можно сделать за 10 минут (а то и быстрее).

Первое задание я называю «сортировка ответа клиента». Даётся базовое ТЗ, которое было дано разработчику, но не на весь продукт, а на один экран. Буквально треть, даже четверть листа А4, с описанием того, что и на каком экране мобильного приложения или странице сайта должно происходить. Кандидаты получают это описание, ссылку на страницу и «фейковый» ответ клиента, который придумал я. В этом ответе есть типовые комментарии, которые менеджер может получить в ходе своей работы.

Среди них:

  • объективные претензии, когда что-то сделано не по ТЗ;
  • требования сверх ТЗ, требующие грамотного пояснения, что данные пункты в объём работы не входили (очень полезно знать, как потенциальный менеджер отреагирует на подобные жалобы);
  • претензии ошибочные, когда клиент сообщает, что что-то не работает, а оно в полном порядке: здесь менеджер тоже должен грамотно и адекватно указать заказчику на его ошибку.

Написание ответа на письмо – и есть тестовое задание, позволяющее мне и дальше проверять грамотность и адекватность реакции соискателей на ситуации, которые могут возникнуть в ходе его профессиональной деятельности. С их стороны, само собой, не должно быть ни грубости, ни наездов – только грамотная, вежливая речь и понятные ответы.

Второе тестовое задание – произвести первичную проверку. Чаще всего я даже не храню заготовку, а беру что-то из текущих проектов: одна страница сайта, один экран приложения, вводные по ТЗ – отправляю и прошу проверить/написать список допущенных программистом ошибок. Здесь особенно важно увидеть, насколько въедливо менеджер присмотрелся к представленным материалам и что он в итоге написал (т. е. насколько грамотно расписал найденную проблему).

Плохие варианты – ответы наподобие: «не работает кнопка». Это не ответ: не работать она может по-разному: не нажиматься, кликать через раз, приводить не в тот раздел… вариантов может быть очень много.

Среди хороших ответов вспоминается видео с пометками: человек ставил временные метки, где подробно указывал ту или иную ошибку, и прикрепил этот список к видео. Мне это понравилось, и я внедрил это в нашу работу, и теперь у нас вся проверка и передача в работу программистам происходит через видеозапись и комментарии.

Описание описанию рознь: по нему видно, насколько кандидат был внимателен, как много подумал о том человеке, который потом будет проверять эти ошибки, да и насколько сильно ему вообще нужна ваша вакансия. Если он сливается и ничего не отвечает – понятно, что он, скорее всего, не очень заинтересован. Либо вы предлагаете какие-то неадекватные условия, либо у него есть какие-то более подходящие варианты. Например, где работодатель не так требователен.

Кривая клешня менеджера проектов, сгенерированная ИИ, лучше всего характеризует большинство кандидатов.
Кривая клешня менеджера проектов, сгенерированная ИИ, лучше всего характеризует большинство кандидатов.

Мой тг-канал про разработку:

2222
16 комментариев

Менеджер проекта в разных компаниях выполняет разные функции.Может как раз в этом проблема, что вы сами не понимаете о чем пишите?
Есть профстандарт на руководителя проекта, есть ГОСТ Р ИСО 21500-2014, есть ГОСТ Р 54869-2011, есть PMBOK. Проблема как раз в вас, что вы не знаете и показали свою некомпетентность в вопросе.

3
Ответить

А вы людей в компанию по ГОСТу нанимаете? Понятно...

6
Ответить

И как эти госты помогут найти хорошего менеджера?

Это болты и гайки хороши по гостам - им надо быть клонами друг друга. А сотрудники хороши, когда подходят под поставленные задачи. А задачи в каждой организации могут быть совершенно разные и люди под них нужны разные, пусть и с похожими записями в трудовой.

3
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Вам искать надо аналитика, а не РП. Задачей РП не является проверка сделанного программистом.

Ответить