Инфостиль — не панацея

Сегодняшний Интернет напичкан самыми разными курсами, обучалками и советами самопровозглашенных “специалистов”, желающими срубить бабла на наивности новичков, или создать себе личный бренд. Половина из таких учителей сама-то не успела ничему научиться, а уже лезет наставлять других. В итоге, каждый второй сайт переполнен информационным и словесным мусором, читая который, у меня то и дело начинают слезиться глаза от безысходности.

Я, конечно, не считаю себя лучшим копирайтером на свете, но все же имею свое устоявшееся и обоснованное мнение по многим вопросам, касающихся моей отрасли. И я с огромным скепсисом отношусь к разного рода “гуру”, на которых равняются все — и сами райтеры, и заказчики. И одним из таких общепринятых спецов является Максим Ильяхов, автор бестселлера “Пиши, сокращай”. Сейчас, без знания этой книги копирайтерское сообщество будет презрительно тыкать в тебя пальцем, считая заурядным автором.

К слову, знакомство с Ильяховым для меня началось намного раньше, чем я добрался до книги. Есть “прекрасный” сервис для редактирования текста, под названием “Главред”. Так вот, когда я впервые попробовал обработать свой текст на “Главреде” Ильяхова, я бился около 2-ух часов. К слову, сам текст я писал порядка часа. Тогда я не понимал, в чем же заключается “необъективность оценки” в слове “основной”, и почему слово “сфера” относится к “корпоративным штампам”. Честно, не понимаю этого до сих пор. Даже сейчас, когда в ТЗ заказчика я вижу требования по определенной оценке на Главреде, внутри у меня что-то сжимается, в предчувствии долгой и унылой мороки.

Когда-то давно, я служил в армии. Ничего необычного, обычная срочная служба. И у нас был старшина — странный мужик со своими заскоками, очень любивший занять нас всякой бессмысленной работой. Летом, он выгонял нас на зеленые луга и приказывал… вырывать все одуванчики, чтобы не осталось ни одного желтого пятнышка. То ли ему не нравился желтый цвет, то ли такое занятие лучше всего подходило для того, чтобы занять солдат на несколько часов. В итоге, мы с остервенением вырывали эти злополучные одуванчики в 30-градусную жару, пропитываясь к ним и к службе в целом лютой ненавистью. И без какого бы то ни было удовлетворения потом смотрели на результаты своей работы.

Примерно так же и “Главред”, заставит вас по одному слову вырывать из написанного “неудобные” для него слова, превращая красивый, цветущий луг авторского текста в неприметный и однообразный газон унылой писанины. Но на самом деле, с “Главредом” не так уж все плохо. Потому что с похожим по функционалу “Тургеневым” дело обстоит еще хуже. Там не только гораздо больше неуместных исправлений по самому тексту, но и приправлены они, креативными, по мнению создателей, комментариями. На деле же, эти подсказки выбешивали меня еще сильнее, всякий раз заставляя мою руку застывать над кнопкой обратной связи, чтобы написать авторам все, что я о них думаю.

В погоне за инфостилем, который так усиленно проповедуют сервисы “Главред” и “Тургенев”, а также книга “Пиши, сокращай”, вам придется убирать “лишние” слова, выбрасывать или переписывать наполненные эмоциями предложения. Вы будете возиться со всем этим лишь потому, что ваш текст может не соответствовать стандартизированным требованиям систем. И ладно бы, если бы это действительно приносило пользу. На деле же, вы просто делаете из текста выжимку из слов. Конечно, воду вы уберете. Но вместе с ней из материала уйдут и все соки, оставив безжизненный и пресный концентрат. Я всегда сравниваю такие тексты с инструкцией на освежителе воздуха. Написано четко, понятно, без лирических отступлений — только суть и ничего лишнего. Но читать это будут лишь в случае крайней нужды, и забудут сразу же, как сделают свои дела и отложат освежитель в сторону.

Так вот, о книге и инфостиле в целом. Я внимательно прочел всю книгу, но не нашел в ней ничего, что стало бы для меня новым. Наверно потому, что я приходил ко всему этому сам, по ходу практики. Для новичков книга могла бы оказаться настоящим кладезем полезной информации. Могла бы, но не стала. На мой взгляд, ее стоило закончить на самом названии. И толку бы от этого было гораздо больше, чем от того, что она делает с начинающими копирайтерами. Помню в школе, сочинение не могло получить хорошую оценку, если ты “неправильно” понял задумку автора. Плевать, что нужно было лично твое мнение. Стандартизированная система обучения требует, чтобы ты думал по шаблону. И инфостиль продолжает эти замечательные традиции, заставляя как начинающих, так и опытных райтеров, следовать по “единственно верному” пути.

Я не говорю, что нужно писать тексты для бизнеса в художественном стиле. Но есть большая разница между тем, чтобы писать интересно, и писать безжизненно. В случае с инфостилем, вы не оставите у читателя никакого впечатления о себе — сравните десятки таких текстов и вы не найдете между ними разницы. Соответственно и ценность вас, как специалиста, приравнивается к нулю. Какой тогда вообще смысл нанимать опытных копирайтеров, когда можно прочитать одну книгу, и у тебя будет идеальная инструкция по написанию текстов.

Существует один очень замечательный принцип “бритвы Оккама”, который гласит: “Не нужно множить сущности без необходимости”. Или проще: не усложняйте. Если о чем-то можно сказать в одном предложении, то не нужно расписывать этот тезис на несколько абзацев. Это единственный полезный совет из всего направления “инфостиля” как такового. Пишите кратко и емко, но не лишайте жизни свои тексты, иначе вы станете одним из множества посредственных копирайтеров, лишенных всякой индивидуальности в своем письме.

3 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Очень странно, почему этот текст остался на vc.ru незамеченным. Вот плюсую ко всему сказанному.
На мой взгляд (это вводное, кстати, как и "кстати", они под запретом оба), хороши только те последователи инфостиля, у кого отличное чувство юмора и оригинальные сравнения.
Остальные - просто скучны.

Ответить

2-ухВы в своем уме?

Ответить