«Строки» от МТС: нужна была фишка для читателей, мы посмотрели, что летит глобально, и сделали свой сервис по подписке

Рассказываем, чем сервис «Строки» отличается от привычных читалок, зачем МТС собственное издательство и читают ли детям электронные книги.

«Строки» от МТС: нужна была фишка для читателей, мы посмотрели, что летит глобально, и сделали свой сервис по подписке

Всем привет! Меня зовут Евгения Рыкалова, я руководитель проекта «Строки» в МТС. В сентябре 2022-го мы запустили сервис электронных книг и одноимённое издательство.

Сейчас «Строкам» почти полгода — всё это время мы допиливали наш сервис, смотрели, что интересно читателям, исправили баги и улучшали интерфейс. И теперь готовы рассказать о сервисе больше, поделиться опытом и выслушать мнения читателей VC.

Ну что, поехали?

От обычной интернет-библиотеки до полноценного сервиса

Такой путь мы прошли за два года. С 2015-го у нас работала «МТС Библиотека»: мы предлагали со своей витрины книги «ЛитРеса». Нечто подобное встречается практически у всех операторов связи.

«МТС Библиотека» как и другие похожие решения был одним из дистрибьюторов чужого контента, а нам хотелось развивать собственный продукт, проектировать разные пользовательские сценарии и опыт. И всё это вписать в контур экосистемы МТС. Поэтому в начале 2021-го мы разработали стратегию перезапуска интернет-библиотеки.

Мы хотели сделать не «ещё одну читанку», а сервис с уникальной системой подписок, рекомендаций и классным авторским контентом. Не только для библиофилов, а вообще для всех людей, даже если они читают только одну книгу в год.

Вдохновлялись Amazon, но пошли по своему сценарию

Книжный бизнес Amazon — это не только продажа книг. Это разные типы подписок, сервисы для комиксов, аудиокниг (и другого контента), больше десятка собственных издательств. Примерно так работают и книжные сервисы Apple и Google.

При перезапуске интернет-библиотеки МТС мы, безусловно, вдохновлялись этими примерами. Работа предстояла нешуточная: нужно было поменять логику работы, структуру бизнес-процессов, логистики плюс выйти на рынок и заинтересовать его.

В течение почти двух лет мы занимались контентом, бэкендом и фронтендом, налаживали связи с правообладателями и запускали собственные издательства. 20 сентября 2022 года сервис начал работу в новом статусе.

«Строки», конечно, можно назвать наследником «МТС Библиотеки». Но с точки зрения архитектуры, UI и контента это совершенно новый сервис, который использует бонусы экосистемы МТС.

Чем сервис «Строки» отличается от других

Уникальный пользовательский опыт — базис, вокруг которого мы строили «Строки». Сейчас расскажу на примерах.

Мультикарточка

В любом магазине или сервисе книг есть карточки товаров. У бумажных и аудиокниг, как правило, карточки разные — для пользователя это не самый комфортный сценарий.

Мы сделали мультикарточку, где по свайпу влево или вправо пользователь переходит к разным форматам книги, включая краткое содержание, электронный формат и аудио. Также в ближайшее время в мультикарточке можно будет выбрать разные озвучки аудиокниги.

Жанровые рекомендации

Внутри книжной карточки есть функция, которая рекомендует экранизации книги в нашем онлайн-кинотеатре KION. Сейчас в «Строках» больше 30 000 таких карточек.

Также недавно мы добавили жанровые рекомендации: предлагаем фильм или сериал такого же жанра, как и книга.

До конца года хотим сделать интеграцию с «МТС Музыкой», с плейлистом автора — у некоторых авторов на музыке построено всё повествование книги, как, например, в недавно вышедшей в «Строках» книге Дмитрия Болдина «Лишний».

Также если по произведению снят фильм, сервис порекомендует саундтреки из него. Если нет — предложит музыку по настроению книги или для погружения в сюжет.

Подписка с «бонусом» и другие

На книжном рынке около 20–25% книг невозможно распространять по подписке — так сложились отношения с авторами и правообладателями: их можно продавать онлайн только поштучно.

В среднем человек, который читает 3 такие книги в месяц, тратит на них 1000–1500 рублей. Наша подписка «Больше всех» стоит 899 рублей — в неё входит и подписной каталог, и три кредита-«монеты» на эксклюзив.

Т. е. эта подписка позволяет получать книги, которые обычно в подписку не входят: подписчик может приобрести три премиальные книги за бонусные «монеты», которые даёт подписка. Эту фишку мы тоже подсмотрели у Amazon.

Ещё в «Строках» есть подписка «Чуть-чуть», позволяющая читать книги из платного каталога до 10 часов в месяц, и подписка «Много» — с безлимитным доступом к расширенному каталогу, но с выборочными ограничениями на бестселлеры, которые можно докупить отдельно или получить в подписке «Больше всех».

Кроме оформления подписки, книги можно просто купить и сохранить у себя в профиле. Мы за то, чтобы каждый пользователь мог читать так, как ему удобно.

Собственное издательство

Мы действительно заморочены на оригинальном контенте, который можно найти только у нас, поэтому выпускаем собственные книги. За год подписали контракты более чем со 100 партнёрами — и продолжаем подписывать каждую неделю.

«Строки» от МТС: нужна была фишка для читателей, мы посмотрели, что летит глобально, и сделали свой сервис по подписке

У нас уже отличный портфель: топ-фикшн — книги Нобелевского, Пулитцеровского и Букеровского лауреатов — мы собрали все главные премии последних двух лет. Также отличные портфели переводных нон-фикшн и historical-fiction, есть планы на новый любовный роман. И это выйдет только на «Строках», — с нашим контролем качества перевода, корректуры, вёрстки, обложки.

Большую часть книг, которые выйдут у нас на эксклюзиве, пользователи получают бесплатно. У других такого контента просто нет.

Ещё кое-что важное

Есть три критически важных для пользователя момента, на которые мы обращаем особое внимание:

  • Постоянное улучшение книжного сервиса. Для этого у нас есть отдельная команда и продуктовый менеджер. Обновления на платформе выходят каждый месяц.
  • Аудиокниги. Над совершенствованием плеера работаем не менее активно, чем над сервисом для чтения.
  • Рекомендации. Это не про допродажи книг, а про комфортный пользовательский опыт. С рекомендациями работает отдельная команда внутри Big Data МТС.
«Строки» от МТС: нужна была фишка для читателей, мы посмотрели, что летит глобально, и сделали свой сервис по подписке

Рекомендации — это не только про машинное обучение. Например, тайтлы для раздела «Важная книга» подбирает наша редакция, ориентируясь на премии и общемировые тенденции книжного рынка.

«Строки» — сервис для всех. И ещё 3 факта о нашей аудитории

  • «Строки» не клуб библиофилов. Мы работает для всех. Даже тех, кто читает не больше книги в год.
  • Активнее всего привлекаем аудиторию new adult — 26–40 лет. Визуал, функционал, контент, продвижение делаем, в первую очередь ориентируясь на них: они больше читают, часто покупают книги и активно делятся ссылками на них друг с другом.
  • В одном из исследований мы выясняли, хотят ли женщины читать книги, где протагонисты — их ровесницы. Оказалось, что нет: респондентки ассоциировали себя с книжными героинями самых разных возрастов.
  • С электронными книгами для детей сложно: правообладатели часто уверены, что детская книга должна быть только в бумажном формате. Это мнение поддерживают и родители, ограничивающие взаимодействие детей с гаджетами. С детскими аудиокнигами наоборот — они активно растут в рейтингах.

Что дальше: добавляем лекции и развиваем комьюнити

Наверное, не удивим, если скажем, что стараемся делать сервис более комфортным, читалку — классной, поиск — быстрым, рекомендации — точными, а навигацию — гладкой. В хорошем сервисе эти характеристики должны быть по умолчанию.

Если говорить про конкретные идеи, сейчас работаем над пространством знаний. Кроме аудиокниг и подкастов планируем добавить в «Строки» большое количество лекций. Чтобы к научно-популярным книгам можно было рекомендовать ещё и лекции по теме.

Также мы планируем развивать в сервисе книжное комьюнити, чтобы каждый пользователь мог прямо на платформе обсудить книгу с тем, кто её сейчас читает, или поделиться ею.

А ещё совсем скоро у нас появится новая фича: можно будет отсканировать страницу в бумажной книге и продолжить её читать с того же места в электронном варианте. Например, если книга большая, а вы уходите из дома и планируете читать её в транспорте или слушать на прогулке с собакой.

Много функций ещё на стадии обсуждения и проработки. Если вам есть что предложить, или вы уже протестировали «Строки» и можете поделиться впечатлениями, добро пожаловать в комментарии!

2626
реклама
разместить
19 комментариев

Хм... Чтение только в приложении... Грустно, как-то:(

2

Хорошая читалка, спасибо) Очень понравилась история с разными тарифами в зависимости от того, кто сколько читает. Для меня это прям боль платить 500 рублей за месячную подписку и успевать прочитать, дай бог, полкниги, потому что вечно некогда))) Иногда дешевле в книжном купить при таком раскладе.

Еще круто с мультикарточками придумали, что свайпать форматы можно. Очень жду, когда можно будет выбирать разные озвучки. Это прям роляет, потому что книгу иногда слушать невозможно, просто не заходит актер.

Успехов вам! Хороший проект)

Тот же Букмейт — 399 р. в пакете. Оформила «Строки» за 299 р. ради эксперимента. 10 часов чтения в месяц вроде немного, но есть бесплатный пробный период. Так что если за месяц + 12 дней вычитаю свои 10 часов, вернусь на Букмейт (но это не точно). Понятное дело, что сервисы разные и, наверное, не совсем корректно их сравнивать.

Про озвучки — да и еще раз да!

1000-1500 - это сейчас максимум 2 нормальные бумажные книги, если только не в мягком переплете. Так что средний читатель активно идет в онлайн, а книга на полке уже становится предметом роскоши

А то и одна, если не на распродаже)

Про детские книги соглашусь, все-таки бумажный вариант для мелких куда круче электронного. Мы некоторые книги покупаем только из-за прекрасных иллюстраций.

Если рассматривать электронные форматы, аудиокниги вполне хороши для детей. Поделюсь своим опытом. Есть подписка на Я.Музыку (там у них есть некоторое количество книг) + Патефон (жена сумела выбить себе скидку на полгода). Включаем дочке сказки через бт-колонку, когда она играет и перед сном. Ей очень нравится, нет ощущения одиночества, подпевает песенкам, если они есть. Так что аудиокниги детям тоже хорошо подходят. А вот про электронки - да, ребенку это не подходит.