Основные типажи студентов на курсах дополнительного образования для взрослых. Прочитайте про себя

Плотно пообщавшись с коллегами из других направлений образования для взрослых, могу утверждать, что предложенные типажи встречаются почти везде. Типология сформировались за мои 10+ лет преподавательского опыта и применима не только к изучающим английский язык. И наверняка здесь есть и про вас.

На объективность не претендую, делюсь собственными ощущениями, основанными на практике. В качестве иллюстраций сделала схематичные рисунки, где синяя линия — это примерный график прогресса от времени. Время горизонтально. Заранее прошу прощения у экспертов в математике и смежных областях, ибо картинки лишь для наглядности.

Любовь Салихова
Преподаватель и методист в изучении английского. Знаю, как помогать разным людям

Суперзаряженные мегазвезды или ужаленные суетологи

В контексте английского: срочно нужен IELTS > много и усердно занимается > сдает экзамен > занятия заканчиваются > прогресс откатывается назад.
В контексте английского: срочно нужен IELTS > много и усердно занимается > сдает экзамен > занятия заканчиваются > прогресс откатывается назад.

Самая активная и вовлеченная категория. Эти ребята делают все и стараются как могут: активно занимаются на курсах и приходят в группы, не пропускают ни одного занятия, выполняют задания (даже те, что со звездочкой) и полируют прогресс дополнительными релевантными активностями. Они первые пишут в чатах студентов, приходят за дополнительным контентом и готовы приезжать на офлайн-мероприятия.

У такой категории есть нечто общее: сильнейшая внешняя мотивация. В контексте английского это либо сказочный оффер, подразумевающий переезд и необходимость подтвердить уровень языка, либо четкое осознание, что без этого навыка не получится продвинуться в профессиональном направлении. В последнем случае еще подгоняет страх от осознания перспективы зафиксироваться в текущем контексте, который давно не устраивает.

Для суперзаряженных мегазвезд практически гарантирован хороший результат, причем быстро. В моей практике были студенты, которые за 3 месяца эволюционировали с уровня «напрочь забытая школьная программа» до уверенных и подробных ответов на репетициях собеседований.

Если в этом описании узнали себя, то обратите внимание на один нюанс: у таких ребят не получится без негативных последствий эмоционально и физически вывозить высокий темп продолжительное время. Поэтому важно четко обозначить сроки и цели, после выполнения которых стоит сбавить обороты, пока не подкрались 3 демона любых «мегазвезд»: выгорание, апатия и усталость.

Хаотично заряженные

Мотивация сильная, но быстро заканчивается.
Мотивация сильная, но быстро заканчивается.

Эти ребята похожи на первый пункт: тоже стартуют с высоченной мотивацией и хорошим настроением, активно занимаются, искренне радуются первым успехам, но через непродолжительное время теряются. У них вдруг начинает регулярно происходить что-то такое, что мешает прогрессу. Среди основных причин:

  • накопились личные дела по мелочи, сейчас с ними разберусь, потом вернусь;
  • внезапно уехал в отпуск в горы, вернусь через 5 недель, связи не будет;
  • на работе появились лютые завалы, нужно их порешать сначала;
  • стало сложновато, я думал легко будет, сейчас слетаю на отдых и продолжу с новыми силами;

Почему-то им кажется, что дела по мелочи, завалы и сложности конечны, и жизнь не подкинет новых.

Заметила у этой категории 2 особенности.

Первый — ребята вдохновляются в моменте, а потом понимают, что занятия не очень-то встраиваются в их жизнь. Второй — им искренне нужен результат, они осознают потребность и точно знают, что задачу необходимо решать, но не обязательно прямо сейчас.

В моей работе это особенно выражено при подготовке к международному экзамену IELTS, который среди прочего нужен для переезда по работе, для учебы и иногда для подачи на ПМЖ.

Логика у людей часто такая: экзамен через год, уровень у меня неплохой, более-менее механику знаю — пока можно не напрягаться. Иногда бывает забавно наблюдать, как спустя время эти же люди вдруг осознают, что до экзамена теперь осталось уже 3 недели, подготовки толком не было, а сдать на 7.0 баллов из 9.0 максимальных нужно. И за 2 дня превращаются в студентов из первой категории.

Если это про вас, то существует давно проверенное и точно работающее решение: перестроиться в более стабильного, но менее заряженного студента. Для этого достаточно снизить количество занятий и расходовать поменьше когнитивного ресурса на то, что будет актуально сравнительно нескоро. Условно: сейчас вы вписались в активность на 8 часов в неделю, которая занимает 20 единиц мыслетоплива. «Снизить обороты» — это оставить 4 часа в неделю так, чтобы расходовалось 8 единиц мыслетоплива.

А когда дедлайн будет вот-вот, можно будет без суеты на короткий срок повысить эффективность — и нужный результат почти гарантирован.

Стабильный середнячок или просто нормальные ребята

У «середнячков» на хороший прогресс может уйти несколько лет. 
У «середнячков» на хороший прогресс может уйти несколько лет. 

У таких студентов не горят дедлайны, им не надо «вчера», но и делать что-то спустя рукава тоже не в их принципах. В контексте английского они четко осознают, что в современном мире без него сложновато: он пригодится для работы и нетворкинга, релокации или просто путешествий, для раскрытия потенциала ChatGPT, для сериальчиков и мемов, поэтому они уже сегодня — пока потребность не подкралась и ничего не подожгла — аккуратно двигаются в этом направлении.

Они не упахиваются, но последовательно участвуют в процессах. В среднем посещаемость далека от 100%, но уверенно держится в районе 70-80%. Не факт, что теплым весенним вечером они захотят остаться после занятия и дообсудить сложные моменты, но выданные задания все же как-то сделают, хотя бы за 15 минут до дедлайна.

Если узнаете себя в этих строчках, то и для вас есть совет. Поскольку ни внешней, ни сильной внутренней мотивации, как правило, нет — важно сохранять системность и позитивную эмоциональную привязку. Системность позволит сохранять стабильный прогресс, а эмоциональная привязка поможет поддерживать комфорт от процесса. Это важно, чтобы приходить на занятия не только потому что надо, а потому что вам от этого хорошо и приятно.

Страдальцы с негативным опытом

Человек концентрируется на низшей точке прогресса, поэтому приуныл.
Человек концентрируется на низшей точке прогресса, поэтому приуныл.

Это люди, которым новый навык точно нужен для важных дел и больший свершений, но начать что-то в этом направлении они не хотят.

Нередко причина кроется в негативном опыте в прошлом: сильно не повезло с преподавателем; неправильно подобрали формат и человек с уровнем «напрочь забытая школа» оказался в группе с теми, кто уже вещает как на родном, и почувствовал себя ущербно.

Чаще всего — остались старые травмы еще со временем средней школы, где учительница, которая сама: «Хау ду ю ду чилдрен, ху ис он дьюти тудэй? А, Булкин, акей тогда» позволила себе фразу вроде: «У тебя двойки, Орлов, потому что ты бестолочь».

И потом уже возмужавший условный продакт-менеджер Ваня Орлов, с макбуками, айфонами и даже заработавший на BMW, приходит за дополнительным образованием, осознавая его необходимость, но установка «я туповат и сюда пришел, чтобы опять убедиться, что не смогу и это не для меня» все портит.

Как думаете, какова вероятность, что на первых занятиях действительно что-то будет не получатся и появятся вопросы? Правильно, вероятность почти 100%. И после первых занятий такие ребята опускают руки и начинают приходить посидеть в телефонах, «ну оплачено же, поэтому надо хотя бы посещать» (еще одна сомнительная установка из некоторых универов, где ставили оценку «ладно» уже тем, кто просто физически был на лекциях) или пропадают.

Хорошая новость: даже такой настрой можно изменить. Не без усилий, естественно, но если найти индивидуальный подход, создать комфортную среду и показать, что все вокруг плюс-минусы такие же, а с тобой все в порядке — все получится. Прогресс набирает невиданную доселе скорость, а занятия приносят ощутимый результат и удовольствие.

Покупатели абонементов на индульгенцию

Это я пыталась изобразить расслабленного и не парящегося человека.
Это я пыталась изобразить расслабленного и не парящегося человека.

Если оказываете любые услуги любым людям, то наверняка в вашей практике тоже есть пул таких ребят. В коммерческом смысле это приятная категория: они стабильно и вовремя платят за услугу, но особо ей не пользуются.

При этом они прекрасно понимают, что подобный сценарий заранее обречен на неуспех, но претензий не имеют.

Моя теория, что эти ребята покупают себе индульгенцию перед самими собой: мол, я же плачу, я трачу ресурс на это дело, значит я им в какой-то степени пользуюсь, значит у меня протоптана тропинка, по которой я не хожу, но она есть, а это уже половина дела. Второй вариант — платит компания или другой человек, поэтому финансового дискомфорта они не испытывают.

Слышала, что примерно на этом и держится экономика всех фитнесс-клубов мира: люди оплачивают на месяцы вперед, но приходят только когда дома горячую воду отключают.

Если узнали себя, то вот хорошая новость — вы уже сделали большой шаг: у вас есть задача, и вы приступили к решению. А это первый и самый сложный момент, на который способны не все. Но вы его сделали! Это прекрасно. Теперь трюк в том, чтобы поддерживать действие.

И раз эту категорию перспектива впустую слитых денег не особо мотивирует, по крайне мере до поры до времени, то потенциально возможным решением может стать вот что:

покупателям абонементов на индульгенцию нужно напороться на внешнюю мотивацию.

Понадобится как минимум еще один человек, который будет сопровождать вас на пути достижения результата. На любых нормальных курсах есть куратор, преподаватель или сотрудник службы заботы. Иногда это один человек, иногда разные. И если вы обещали другому человеку, то это потенциально может увеличить шансы на успех.

Знаю примеры, когда такая установка помогала людям не сливаться, например, с тренировок в зале. Мол, для себя я за 40 секунд найду 12 причин, почему именно сегодня в зал поехать не получится, но перед тренером будет неудобно: я же с ним договорился, он ждет в назначенное время, я не хочу, чтобы он подумал, что я очередной безвольный и бесхарактерный тип.

То есть внешняя мотивация в этом случае — ответственность перед человеком, а это уже немного другой уровень. Попробуйте, вдруг сработает.

Эстеты

Просто наслаждаются процессом.
Просто наслаждаются процессом.

Это отдельная интересная категория.

Они интересны тем, что у них нет конкретной цели и нет ответа на вопрос «зачем?» — им просто нравится процесс с эстетической точки зрения. В контексте английского — им близка культура в целом или они фанатеют по музыкальной группе, фильмам или стендапам. Им важно уметь воспринимать продукт «как есть», без переводческо-дублированных фильтров. Или им просто нравится как звучит язык, по какой логике устроен, нравится разбираться в грамматических кульбитах и понимать разные акценты людей со всего мира.

Как правило, у эстетов почти всегда уже неплохой уровень, и они приходят его совершенствовать, узнавать новое или тусить с единомышленниками. Но здесь есть небольшая побочка: несистемность знаний. Например, ребята интуитивно правильно строят предложения, но почему они строятся именно так, объяснить не могут. Или они нахватались фраз и выражений из фильмов и сериальчиков, а потом не слишком уместно используют их в рабоче-профессиональном контексте.

А еще часто бывает, что человек не знает, как по-английский сказать «вилка» или «розетка» зато сходу отвечает, как будет «арбалет» или «кольчуга», ведь 400 часов в Ведьмаке бесследно не проходят.

Им удалось самостоятельно поймать самое главное — позитивную эмоциональную привязку. Если это про вас и хотите прокачиваться в английском не только в формате эстетствования, но еще и с академической точи зрения, то стоит сообща с экспертом/преподавателем/наставником тратить ресурсы на то, чтобы заполнять дыры в том числе и в грамматике, в лексике, в произношении и остальном.

Проблемные персонажи

Чтобы не разводить лишний негативчик, в этом материале ограничусь тремя категориями. Они тоже универсальны и знакомы всем, кто работает с людьми.

Первое. Те, которые лучше знают, как надо: «здесь, кажется, другой предлог должен быть. А тут, наверное, все-таки другой перевод стоит использовать. В том предложении, судя по тому, что я видел в Тиктоке, глагол вы неправильный поставили».

Как правило, им не нужны знания и прогресс — им нужно подтверждение собственной важности и/или закрытые гештальты.

С ними можно работать, чтобы выработать эмоциональную устойчивость — тоже полезный навык.

Второе. Загадочные люди, которые не делают ничего или делают редко и кое-как, а через 2-3 месяца возмущаются, что прогресса нет. Разумеется, в их мире причина всегда в системе образования, в неправильно подобранной программе, в особенностях преподавателя, в неподходящем для них цвете кнопок онлайн-платформы или в слишком высокой магнитной активности Солнца.

Простая аксиома, что ноль действий = ноль результата почему-то им незнакома. И если попытка объяснить этот базовый принцип взрослому человеку не увенчалась успехом, то пытаться снова не стоит.

Третье. Те, кто регулярно делают голову с оплатами.

Ой, а забыл(а) — можно я на следующем уроке оплачу за него и еще за 3, что должен?

Да-да, помню, спасибо, завтра все будет...

Прошу прощения, уже открыл(а) приложение, ввел сумму, потом курьер приехал, отвлек и я забыл нажать кнопку отправки.

Странно, я вроде перевел(а), а уже на следующий день увидел ошибку в приложении. Сейчас попробую еще раз.

Оплачу. Щас занят (а).

Это боль всех частных специалистов, оказывающих индивидуальные услуги отдельным людям. Если узнаете себя в этих цитатах — пожалуйста, сделайте усилие, заведите 5 напоминалок в 3-х разных местах, делегируйте этот процесс кому-то ответственному, но перестаньте так делать.

Напоследок хочу сказать, что не бывает безнадежных случаев — помочь можно абсолютному каждому, кто сам этого хочет и готов приложить усилия.

На этом все, спасибо за внимание. Если есть что обсудить — не стесняйтесь написать в комментарии, постараюсь ответить всем.

Подписывайтесь на мой блог — там весело и подробно рассказываю про системное изучение английского для взрослых, чтобы улучшить навыки для работы или просто для себя. Еще там есть смешные санкционные Тиктоки.

Ссылка вот:

4545
45 комментариев

Вот сколько таких материалов ни читала — всегда думаю блин какая мотивация, просто если вам не по кайфу, не делайте, не надо себя заставлять и искать финты. Прижмет — все выучите, все сделаете а если сейчас не делаете значит не надо успокойтесь

2
Ответить

с одной стороны логично, с другой — звучит как отличная отмазка, чтобы ничего не делать 😄

5
Ответить

К сожалению, если бы люди делали только то (и когда) хочется, мы бы до сих пор в пещерах задницу камнями подтирали

2
Ответить

Считайте этот коммент перекличкой покупателей индульгенций. Это самая точная формулировка про мои начинания

3
Ответить

Читаю статью и понимаю, что у меня был опыт на каждом из этих этапов

2
Ответить

и тоже 500 часов в Ведьмаке?

1
Ответить

Тоже Дорофеева уважаю!

2
Ответить