Собственное мобильное приложение, PWA или адаптивный сайт: что выбрать?

Собственное мобильное приложение, PWA или адаптивный сайт: что выбрать?

Привет! Я Евгений Некрасов руководитель направления веб разработки в RDN Group. RDN Group - одна из крупнейших компаний в России, специализирующая на веб интеграциях и разработке цифровых сервисов.

Какой канал взаимодействия с клиентами выбрать: мобильное приложение, сайт или веб-приложение? Этим вопросом задаются примерно 80% руководителей, ответственных за коммуникации с клиентом. Что будет приносить финансовую выгоду, имиджевую привлекательность или оптимизировать процессы? Если вы маркетолог, руководитель IT-отдела, собственник бизнеса или отвечаете за продажи в компании, - эта статья поможет разобраться и сэкономить время на поиске данных. Материал основан на собственном опыте, знаниях, анализе клиентов и актуальных международных данных.

ЗАДАЧИ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ

Культура мобильных приложений стала неотъемлемой частью бизнес-процессов многих организаций вне зависимости от их сферы деятельности. На сегодняшний день самый большой процент приходится на электронную коммерцию (e-commerce). И это понятно, весь компании стремятся к удобству, простоте и экономии времени для потребителей их товаров или услуг. То есть, чем легче пользователю просмотреть товар/услугу и оформить заказ, тем выше вероятность того, что он выберет вас. Но если бизнесу нечего продавать через мобильные приложения, какие цели, в таком случае, преследуют компании при внедрении мобильных приложений?

Следует выделять 4 основных направления мобильных приложений:

  • Приложение как основной бизнес

Специалисты относят их к категории Бизнес/Стартап. В данном случае приложение выступает не как инструмент, а является единственным каналом реализации идеи бизнеса. Сюда можно отнести приложения для прослушивания музыки (Shazam), просмотров фильмов, для заказа готовых фотоальбомов и др.

  • Дополнительный канал продаж

В этом случае приложение выступает вспомогательным инструментом, который позволяет увеличить чек и повысить продажи компании. Например, интернет-магазины, услуги химчистки, автозаправочные станции. Например, как вы считаете, к кому поедет человек заполнить бак машины бензином, вероятно к тем, в чьем приложении с каждой заправки накопилось приличное количество баллов.

  • Автоматизация бизнес-процессов

Это все возможности для оптимизации работы в компании, сокращении взаимодействий людей, упрощении в потреблении услуг для конечных потребителей и в секторе B2B. Вы все пользуетесь этими приложениями: заказ такси, доставка еды, управление работой курьеров/мерчендайзеров/грузчиков, управление рабочим пространством, управление для бьюти-коворкингов.

  • Имиджевая составляющая компании

Да, мобильные приложения являются отличным инструментом для создания имиджа внимательной, ответственной компании, которая бережно относится к своим клиентам и думает об их удобстве. Такие примеры можно встретить среди элитных ЖК, в реализации онлайн-трансляции каких-либо мероприятий, в крупных брендах.

Nike Run – социальное значимое приложение, которое помогает заниматься спортом и бегом правильно. Одновременно оно выполняет функцию дополнительного канала продаж продукции Nike.

КТО БУДЕТ РАБОТАТЬ НАД ПРОЕКТОМ И ЦЕНА РЕЗУЛЬТАТА

С чего начать, если вы все-таки решили внедрить собственное мобильное приложение в работу компании?! Все верно, выбираем подрядчика.

Реализовать качественный продукт, который не будет зависать, терять информацию, будет юзабелен можно только в том случае, если над проектом работают профессионалы.

Стоимость будет формироваться из ставки часа специалиста и количества часов. На цену ставки часа влияет опыт специалистов, состояния рынка, спроса, конкуренции. Сколько часов займет разработка зависит от оценки специалиста, опыт, вероятности рисков, масштаба их последствий. А дальше выбор за заказчиком.

Существует два подхода к разработке мобильного приложения: сотрудничество с Freelance (сторонняя компания на удаленном формате) или с помощью In House team (собственная команда в компании). От выбора подрядчика будет зависеть результат и комфорт при реализации. Рассмотрим отличительные особенности каждого.

Разработка приложения со сторонней компанией в удаленном формате (Freelance)

ПЛЮСЫ:

  • компания-подрядчик является юридическим лицом, что означает ответственность и гарантию результата;
  • возможность не отвлекаться на излишнюю бюрократию, а также хорошая оплата труда позволяет привлекать к работе квалифицированных специалистов, имеющих опыт разработки проекта и работы в сфере digital;
  • это дает возможность заказчику создать отличный IT-продукт, даже без какого-либо опыта в сфере разработки, просто сообщив о целях, задачах и пожелания к приложению;
  • быстрый старт, так как сторонние компании зачастую оперативнее в действиях.

МИНУСЫ:

  • оплата экспертизы и опыта;
  • специалисты могут быть заняты;
  • к старту работ нужно подготовиться и спланировать их, в этом также помогает сторонняя компания;
  • сложно найти хорошего исполнителя и команду;
  • мотивация фрилансера — заработок на короткой дистанции, что влияет на скорость принятия решений в работе;
  • высокие риски и неопределенность;
  • процессом руководит заказчик, включая постановку контроля, управление рисками и т.п.;
  • необходимо проверять компетенции исполнителя.

Разработка силами собственного IT-отдела и сотрудников, которые находятся внутри организации (In House team)

ПЛЮСЫ:

  • заказчик может полностью контролировать и влиять на команду, однако это может быть минусом, если заказчик не знает особенностей разработки мобильных приложений;
  • можно подобрать команду по духу и корпоративной культуре;
  • заказчик понимает производительность и сильные стороны участников команды;

МИНУСЫ:

  • сопутствующие внутриорганизационные процессы, которые мешают сосредоточиться на разработке и отнимают время;
  • необходимость нанимать и обучать людей, управлять их нагрузкой и удерживать;
  • дополнительная финансовая нагрузка на корпоративы, налоги, больничные, отпускные и т.д.;
  • если проект разовый, сотрудник может больше не понадобиться, а на его трудоустройство и налоги уйдет больше денег и сил;
  • долгий отбор кадров;
  • при отсутствии у заказчика опыта создания аналогичных проектов, даже при наличии хороших линейных кадров, можно слить бюджет или не получить желаемого результата.

МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА И СРОКИ РАЗРАБОТКИ

Если Вы прочли прошлый пункт, то наверняка успели обдумать, как будет работать команда над проектом, удаленно или в команде компании. Это одна из сторон по выбору подрядчика. Помимо формата работы, стоит также определиться с составом исполнителей.

Таким образом мы выделяем две модели: «один исполнитель — одна роль» или «один-два исполнителя выполняют всё». Разберем каждый вариант.

Модель «Один исполнитель – одна роль» – это полноценная команда, в которой присутствует свой дизайнер, тестировщик, аналитик, бизнес-аналитик, системный аналитик, отдельной разработчик под мобильное приложение. Все эти единицы команды работают над вашим проектом.

ПЛЮСЫ:

  • высокое качество результатов работы;
  • меньше ошибок и недоработок;
  • специалисты не избегают работ, то есть не тратят время;
  • смена приоритетов не останавливает работу над проектом;
  • работа проходит более «бесшовно».

Из минусов можно выделить только высокую стоимость.

Модель «Один-два исполнителя делают все» – проект реализуют максимум два человека, которые выполняют самостоятельно все этапы.

ПЛЮСЫ:

  • стоимость ниже, чем у ранее рассмотренного варианта;
  • минимум коммуникации между участниками;
  • модель подходит для небольших проектов.

МИНУСЫ:

  • выгорание участников на средних и больших проектах;
  • снижение качества итогового продукта;
  • отсутствие контроля качества со стороны.

Основные модели сотрудничества с исполнителем – Outsourcing, Outstaff, Dedicated Team.

За какой срок будет реализован проект будет зависеть от объема работ, запроса заказчика и опыта исполнителя. Следует учесть, что сюда также необходимо закладывать время для публикации приложения и модерации на площадках. К примеру, небольшой проект можно выполнить за 2 месяца, в то время на крупный уйдет от 5 до 6 месяцев. Чем проще требования к разработке, тем быстрее его выполнение.

АЛЬТЕРНАТИВА МОБИЛЬНЫМ ПРИЛОЖЕНИЯМ

Если вы уже успели изучить все о мобильных приложениях, но принять решение не спешите, рекомендуем рассмотреть альтернативы, которые будут не менее эффективны в реализации бизнес-идей компании.

Адаптивный сайт – тот же сайт компании, но, в отличие от обычной версии, имеет высокую скорость работы, а также обязательно должен отображаться на различных устройствах: ноутбуках, планшетах, смартфонах, компьютерных мониторах и телевизорах.

Заказчику обойдется дороже, чем классический сайт, но имеет преимущества в виде повышения продаж за счет использования рекламных площадок для мобильных устройств, а также улучшения seo-продвижения.

Для поисковых систем важно удобство пользователя, поэтому адаптивность играет большую роль.

Еще один вариант PWA-прогрессивное веб-приложение. Представляет собой сайт, чья основная задача – размыть границы между веб- и мобильным приложением. Факторы, которые помогают приблизить веб-приложение к мобильному и стереть эти границы:

  • заметность сайта для поисковых систем, которые смогут их ранжировать, составляя рейтинг – Яндекс, Google и др.;
  • доступность для установки – необходимо, чтобы приложения можно было устанавливать без сторонних магазинов и модерации;
  • доступ по ссылке, чтобы приложением можно было делиться с помощью обычной гиперссылки (url – адреса сайта);
  • независимость от соединения – приложение должно работать без подключения к интернет сети или достаточно быстро при низкой скорости соединения.

Необязательно выполнять все перечисленные пункты, но чем больше их будет, тем более прогрессивным будет приложение. Не для всех проектов требуется офлайн-режим работы приложения, но такая возможность должна присутствовать. И она есть у всех современных браузеров.

Что еще важно знать о PWA:

  • приложение может быть прогрессивным, но с обратной совместимостью: использовать возможности обновленных браузеров, но при этом работать и на их старых версия;
  • возможность повторного вовлечения пользователя — современные браузеры позволяют принимать и показывать push-уведомления, как и браузеры на мобильных устройствах (хотя у iOS с этим случаются проблемы);
  • приложение может быть адаптивным, то есть его можно использовать на любом устройстве с экраном и браузером: мобильном телефоне, планшете, ноутбуке, телевизоре и даже холодильнике;
  • приложение должно быть безопасным — соединение между приложением и сервером необходимо защитить от доступа третьих лиц.

Возможны ли push-уведомления в мобильном приложении?

Да они поддерживают push-уведомления в разных режимах. Прогрессивное веб-приложение помогает размыть границы, но не способно до конца заменить обычное мобильное. Задача заключается в том, чтобы такая граница была как можно менее заметной.

ЧТО ВЫБРАТЬ — АДАПТИВНЫЙ САЙТ, PWA ИЛИ МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ?

Для того, чтобы определиться, какой формат реализации проекта выбрать, необходимо ответить на ряд вопросов.

  • Как часто пользователи работают с приложением?
  • Насколько необходимо и важно использовать нативные функции устройства (push-уведомления, хранение данных на устройстве)?
  • Есть ли требования к скорости работы продукта?
  • Какой бюджет вы готовы вложить в проект?

Также следует взять во внимание и такие аспекты, как стратегия продвижения будущего проекта, есть ли необходимость в дополнительном охвате пользователей через сочетание подходов, а также помнить о технологии разработки мобильных приложений.

Существует два основных подхода к разработке мобильных приложений: нативный (Android (Kotlin) и iOS (Swift) и кроссплатформенный, предназначенный для упрощения разработки React Native, Flutter, Kotlin Multiplatform. WebView, Cordova, Capasitor, решение от 1С Битрикс.

У каждого из данных подходов есть свои плюсы и минусы.

НАТИВНАЯ РАЗРАБОТКА позволяет приложению работать максимально быстро, однако имеет высокую стоимость и нуждается в отдельном разработчике для каждой платформы.

КРОССПЛАТФОРМЕННЫЙ ПОДХОД имеет общую кодовую базу 80-90%, что является плюсом, а также позволяет иметь одного разработчика для обеих платформ. В то же время не подходит для разработки производственных игр.

Также стоит упомянуть и о других технологиях, как React Native – технология от Facebook, Flutter — технология от Google, WebView.

Какой бы подход и тип реализации вы бы не выбрали, результат будет зависит от ваших задач и грамотного исполнителя.

НО! Если вы все же остановились на разработке мобильного приложения, или давно решили, что именно этот вариант вам подходит, но остаются сомнения, тогда обязательно прочтите памятку от команды RDN Group о мифах про разработку мобильных приложений.

33
2 комментария

Flutter и точка)

2
Ответить

А можно выбрать все вместе благодаря сервису https://tgstore.pro ))

Ответить