Когда пора нанимать бухгалтера? Можно ли сэкономить на нем?

Многие предприниматели поначалу вполне обходятся без бухгалтера - пока есть время и силы это вполне возможно, а когда бизнес не то, что малый - микроскопический, лишние траты могут и навредить. Предлагаю поговорить о том, как понять с какого именно момента пора нанимать специалиста в штат или обращаться в бухгалтерскую компанию.

Когда пора нанимать бухгалтера? Можно ли сэкономить на нем?

Режим налогообложения решает

Действительно, необходимость бухгалтера во многом зависит от выбранного режима налогообложения. Кратко пробежимся по основным.

УСН

При упрощенке чаще всего предприниматели обходятся без бухгалтера, т.к. это максимально простой режим. Все усложняется только если у вас есть наемные сотрудники - у вас появляется обязанность вести кадровый учет, платить налог с зарплаты и предоставлять отчетность во внебюджетные фонды. С увеличением людей вы можете перестать справляться самостоятельно, при этом у каждого возможен свой предел. Чтобы избежать ошибок и путаницы, лучше передавать учет при появлении первых сотрудников, если, конечно, вы не собираетесь остановиться на одном-двух.

ПСН

Не самый распространенный за счет того, что не каждый предприниматель может им воспользоваться, но весьма удобный режим. Здесь отчетность вовсе не требуется, поэтому вполне можно обойтись без услуг бухгалтера.

ЕНВД

Здесь все зависит от того, как именно вы оформлены - как индивидуальный предприниматель или организация. Для ИП все просто - они освобождены от бухучета и необходимость в дополнительном специалисте может возникать, опять же, при наличии, наемных работников.

Для организаций же все намного сложнее. Несмотря на то, что малые предприятия могут сдавать баланс и отчет в упрощенной форме, система налогообложения в виде вмененного дохода требует большей отчетности, а соответственно и вашего внимания. Становится обязательным принятие учетной политики, использование конкретных форм первичных учетных документов.

ОСНО

На ОСНО небольшие компании или предприниматели часто переходят, когда превалирующему числу заказчиков становится принципиальна работа с НДС. По ведению бухучета это один из самых сложных режимов и здесь независимо от размера организации и широты деятельности, лучше всего как можно быстрее передать учет тому, кто может всецело уделить ему свое время.

Учетная политика, оформление первичных документов, ведение имущества, входящего и исходящего НДС, доходов и расходов и т.д. и т.п. Я даже не говорю о том, сложно это или нет. В первую очередь ведение бухучета на ОСНО отнимает действительно много времени и чем больше растет компания, тем больше увеличивается нагрузка.

Помните, чем сложнее ведение бухучета в выбранном режиме налогообложения, тем больше времени необходимо тратить на то, чтобы отчетность велась без ошибок. При планировании роста компании и расширении деятельности, лучше сразу запланировать подключение специалиста.

Рост компании

Естественно, вторым толчком к переменам часто идет рост компании. С одной стороны это просто отлично - у вас растет бизнес, открываются новые магазины, направления и т.п. Но с другой, руководителю остается все меньше времени на ведение бухучета и вскоре в нем могут начать появляться ошибки.

Здесь не будет конкретных цифр, т.к. все они весьма относительны, но по опыту стоит задуматься о передаче ведения бухгалтерского учета в следующих случаях:

  • вы меняете режим налогообложения на предполагающий более сложное ведение бухучета;
  • у вас растет количество сотрудников или вы планируете их увеличение в ближайшем времени;
  • появляется ряд регулярных задач, требующих вашего пристального внимания;
  • вы уже обнаруживали ошибки в отчетности из-за спешки или отвлечения на другие задачи.

Почему многие продолжают тянуть лямку, хотя давно пора ее передать?

Когда пора нанимать бухгалтера? Можно ли сэкономить на нем?

Ну тут все просто - мы все стараемся сэкономить. Я встречал довольно много подобных ситуаций: предприниматель ради экономии самостоятельно занимается бухучетом и упускает момент, когда перестает справляться. На самом деле, с учетом возможных штрафов и последствий экономия выходит весьма сомнительной.

Ошибка в том, что многие сразу думают о штатном бухгалтере, которому придется выплачивать зарплату, оформлять рабочее место, платить отпускные, больничные и т.д. и т.п. Но все может быть гораздо проще. Сегодня существует несколько решений, которые помогают сэкономить:

  • одноразовое обращение для помощи в составлении отчетов;
  • отдача бухучета на аутсорс специалисту;
  • отдача бухучета на аутсорс компании;
  • приходящий бухгалтер.

По итогу

Резюмируя, могу сказать, что лучше всего заранее подготовить почву, чем нести убытки из-за ошибок и проблем с бухгалтерией. Решений сегодня существует достаточно много, главное в них - правильно рассчитать собственные силы и не гнаться за одной лишь экономией.

Материал подготовлен вместе с сотрудниками компании "ПРОГРАММЫ 93". Буду рад услышать ваше мнение по вопросу.

33
3 комментария

Комментарий недоступен

3
Ответить

странно что забыли упомянуть про онлайн-бухгалтерии, втч в комплекте с банковским обслуживанием у модуля, тинька и т.д.

Ответить

Если Вы про решение вместо штатного бухгалтера, то речь шла именно об участии специалистов в процессе. Самостоятельное ведение онлайн-бухгалтерии не снимает множества вопросов. А онлайн-бухгалтерии с обслуживанием - это, в целом, тот же аутсорс )

Ответить