Как внедрить в своем бизнесе аналитику быстро и легко
Существует уже множество статей, по поводу бизнес аналитики и ее пользы. Эта не исключение, но тут мы предложим взглянуть на вопрос под другим, более практическим углом. Предлагаем взять как основу то, что для развития бизнеса нужна аналитика.
Анализировать можно много чего: от выручки до удельного расхода туалетной бумаги в метрах на каждого офисного сотрудника, все зависит от вида деятельности. Но, если серьезно, то бизнес аналитика это инструмент для того, чтобы найти точки роста в компании. Это могут быть процессы, например, как происходит заключение договоров в и как его оптимизировать. Также можно анализировать показатели маржинальности, товарооборота или специфические маркетинговые метрики.
Есть множество инструментов для аналитики: таблицы Excel, Google Sheets, встроенные функции систем учета и CRM систем, платформы Business Intelligence (BI) и нишевые решения. Но для интерпретации данных нужны будут компетенции, собственные или привлеченные в компанию бизнес аналитики.
В общем процесс налаживания аналитики в компании выглядит так:
- Определить, что хотите анализировать (показатели, процессы);
- Найти источники данных, откуда брать информацию для анализа (1С, кабинеты маркетплейсов, маркетинговые исследования);
- Закрепить методы расчета показателей или границы анализируемых процессов;
- Выбрать инструмент подсчета и визуализации: те самые таблички excel или BI-платформы (PowerBi, Tableau, Yandex Datalens);
- Решить, хватит ли компетенций внутри компании для анализа своими силами или нужен дополнительный специалист.
- Запустить аналитику и, как говорится, “Profit!”
Но что если я скажу, что есть путь проще и дешевле? Но есть нюанс 🙂
Он больше всего подходит компаниям с 3 критериями:
- Малые и средние предприятия;
- Нет своей аналитики или есть в ограниченном виде;
- B2B и B2C компании с широкой номенклатурой продаваемых товаров (оптовая, розничная продажа, ритейл, производство).
Каждый бизнес на постоянной основе мониторит как минимум один общий показатель, да и отчитывается за него в налоговые органы - выручка.
На наш взгляд, для любого бизнеса она состоит из 3 переменных:
- Трафик, конверсия и средний чек (B2C);
- Количество партнеров, частота покупки и средний чек (B2B).
В каждой из этих сущностей можно провести несколько анализов. В среднем чеке можно смотреть на маржинальность, эластичность цены, оборачиваемость товаров, ABC-анализ товаров, категории сумм чеков.
В конверсии есть разные метрики: конверсия сайта, менеджеров, глубина покупки. Для анализа частоты покупки можно использовать RFM анализ клиентов, который учитывает частоту покупки клиентов, дату последней транзакции и их средний чек. В трафике можно мониторить трафик на сайт, проходящий трафик магазина, трафик по каналам маркетинга. Ну а количество партнеров для B2B - это число уникальных клиентов в периоде.
Данные для расчета почти всех параметров уже есть у компаний, их только остается правильно рассчитать и визуализировать. Для этого можно пойти на рынок к интегратору BI-систем с техническим заданием или самому выгружать данные в таблицу или сервис. Затем начать анализировать, рассматривая графики и таблицы в поисках бизнес инсайтов. А можно просто подключить свою систему учета 1С или кабинеты маркетплейсов сервис BVM. И самое главное - вам не понадобится расширять штат или учиться новому. Сервис выдает автоматические рекомендации для роста выручки в практически каждом из озвученных выше аспектов. Например, на какие товары можно увеличить цены, как оптимизировать торговую матрицу, построить прогноз продаж по каждому SKU на любой период с высокой точностью и поднять частоту покупки каждого клиентского сегмента по методике RFM.
Чтобы не быть голословным, в следующих публикациях мы поделимся конкретными кейсами клиентов. Подписывайтесь, переходите на сайт и смотрите обзор на сервис BVM. Пусть ваш бизнес процветает!